Испанские минные заградители

Заградители типа “J;piter”

Закон о строительстве двух минных заградителей, названных впоследствии “J;piter” и “Vulcano”, было принят 24 марта 1934 года по предложению морского министра Роча Гарсия (el ministro de Marina Rocha Garc;a). Этот план предусматривал строительство двух заградителей стандартным водоизмещением по 2000 тонн с сильным артиллерийским вооружением на общую сумму 32 миллиона песет, а также приобретение 2160 контактных мин. Решение о постройке следующих однотипных кораблей (“Marte” и “Neptuno”) было утверждено 16 июля 1935 года. Строительство велось в Эль Ферроле на верфи компании Sociedad Espa;ola de Construcci;n Naval (SECN).
Проектирование и строительство кораблей такого типа было совершенно новым заданием для испанских судостроителей, но тем не менее, им с этим справиться удалось. При этом было внедрено ряд новшеств, таких, как электросварка ответственных элементов корпуса, для чего ранее применялась только клепка, а также силовая установка с повышенными параметрами пара (давление 25 кг/см; и температура 310°С).

Название Закладка киля Спуск на воду Вступление в строй Списание
“J;piter” 11.02.1935 14.09.1935 31.03.1937       23.11.1974
“Vulcano” 11.02.1935 12.10.1935 20.08.1937       12.03.1977
“Marte”         06.11.1935 19.06.1936 11.11.1938       02.12.1971
“Neptuno” 06.11.1935 19.12.1937 18.11.1939       02.02.1972

Основные тактико-технические характеристики минных заградителей типа “J;piter”

Водоизмещение стандартное, т - 2100
Водоизмещение полное, т - 2600
Длина наибольшая, м - 92,30
Ширина наибольшая, м - 12,65
Осадка, м - 3,50
Мощность главных двигателей, л.с. - 2 х 2500
Скорость, узл. - 18,5
Запас топлива, т - 280
Дальность плавания, миль (при скорости 12 узл.) - 3700
Экипаж, чел. - 180
Вооружение (по проекту): 4 х 1 - 120-мм/45, 2 х 1 - 76-мм/40, 3 х 1 - 20-мм; 264 мины,
2 бомбосбрасывателя

Главная силовая установка кораблей состояла из двух турбозубчатых агрегатов Parsons, каждый из которых включал в себя турбины высокого, низкого давления, крейсерского и заднего хода и одноступенчатый редуктор и двух паровых котлов Yarrow. Расположение машинно-котельных отделений было линейным: за двумя котельными отделениями располагались два машинных.
Главный калибр состоял из четырех одноорудийных щитовых палубных универсальных артустановок 120/45 Vickers-Armstrong Mk F производства SECN, расположенных по две в суперпозиции в носу и корме. Система управления их огнем состояла из двух постов с 3-метровыми дальномерами.

Основные ТТХ артустановок 120/45 Vickers-Armstrong Mk F

Калибр, мм - 120
Длина ствола, калибров - 45
Вес орудия, т - 3
Вес унитарного патрона, кг - 36
Вес фугасного снаряда, кг - 22
Начальная скорость снаряда, м/сек - 853
Дальность стрельбы фугасным снарядом при угле возвышения 45°, м - 20 000
Углы вертикального наведения: -5°/+80°
Углы горизонтального наведения: -120°/+120°
Скорострельность, выстр/мин - 15-20

Зенитное вооружение должно было состоять из двух орудий 76-мм/40 и и трех 20-мм автоматов. На вооружении заградителей были якорные контактные мины британского производства (до 264 штук). Это были мины следующих типов: Vickers-Elia-H-16-A, Vickers H-5, EME, Carbonit, EMC II, EMD, Vickers H-2, Motala. Мины хранились на закрытой минной палубе, их погрузка производилась через четыре бортовых лацпорта, постановка через четыре кормовых лацпорта (два в кормовом транце и два в бортовых спонсонах). Спонсоны с лацпортами получил только головной корабль (впоследствии демонтированы ввиду их неэффективности).
К началу Гражданской войны 1936-1939 годов минные заградители типа “J;piter” достраивались на верфи в Эль Ферроле, где и попали в руки мятежников. Из-за нехватки материалов и оборудования и приоритета в строительстве крейсеров “Baleares” и “Canarias”, заградители были переданы флоту со значительным опозданием и несколько иным составом вооружения.
Так как 120-мм орудия еще только изготавливались на заводе в Сан Фернандо (Кадис), то на “J;piter” были установлены две немецкие одноорудийные артустановки 105-мм/45 SKL/45 с упрощенными системами управления огнем. Его зенитное вооружение состояло из итальянских артустановок: двух одноорудийных 76-мм/40 фирмы “Ansaldo” и трех автоматов 40-мм/39 “Vickers-Terni” (сняты с крейсера “Baleares”). Штатное вооружение корабль получил только в феврале 1938 года, тогда же на нем была установлена система управления артогнем немецкого производства (ее получили также “Vulcano” и “Marte”).
Следующий вступивший в строй корабль, “Vulcano”, получил «родные» орудия главного калибра и 20-мм автоматы, но вместо 76-миллиметровок были установлены немецкие 88-мм/45 зенитки.
В свой первый боевой поход “J;piter” в сопровождении линкора “Espa;a” вышел 31 марта 1937 года для постановки 46 мин и 25 минных защитников на подходах к порту Сантандер, через который поддерживалась связь с внешним миром изолированного республиканского анклава на севере страны. По иронии судьбы на этих минах 30 апреля подорвался и затонул ... линкор “Espa;a”.
До момента падения Северного фронта 31 октября 1937 года “J;piter” и “Vulcano” обстреливали береговые цели, ставили минные заграждения на подходах к портам, контролируемых республиканцами (всего ими было выставлено 505 мин и минных защитников), осуществляли блокаду побережья. В ходе блокады “J;piter” задержал 5 британских, 1 норвежское, 1 французское и 7 испанских судов, включая судно “Aller”с милисианос (республиканское ополчение)  на борту. В свою очередь “Vulcano” задержал испанское рыболовное судно. 25-27 июня “J;piter” совместно с крейсером “Almirante Cervera” осуществляли блокаду французского порта La Pallice. Сильное артиллерийское вооружение позволяло минным заградителям противостоять даже республиканским эсминцам. Так, 11 августа “J;piter” вступил в артиллерийский бой с эсминцем “Ciscar”, при этом случайное попадание получил британский эсминец HMS “Foxhound”.
В дальнейшем минные заградители националистов участвовали в боевых операциях на средиземноморском театре: осуществляли охранение конвоев, обстреливали береговые цели, перевозили войска, участвовали в блокаде республиканских портов.
В это время минные заградители,  базировались на Пальма де Майорка. “J;piter” захватил советское судна «Зырянин» (17 января 1938 г.), а на следующий день - американский танкер. 2 февраля “Vulcano” захватил еще один танкер.
28 февраля 1938 года “J;piter” и “Vulcano” выставили 60 мин у Валенсии. Затем район их деятельности переместился к Сицилийскому проливу и алжирскому побережью для охоты на суда, следовавшие в порты Республики. Здесь 17 мая “J;piter” захватил торговое судно “Virginia S”, а 28 января 1939 года у побережья Леванта французское судно “Aunis”.
“Vulcano” захватил в районе Мальты в октябре 1938 года советское судно «Катаяма» (17 октября), а также греческое и норвежское торговые суда. 2 ноября им же был захвачен советский сухогруз «Макс Гельц».
1 сентября 1938 года во время стоянки в порту Vinaroz “Vulcano” был атакован республиканской авиацией, получил повреждения и потерял убитыми пять членов экипажа.
30 декабря 1938 года “Vulcano” вступил в бой с пытавшимся прорваться из Гибралтара в Картахену республиканским эсминцем “Jos; Luis Diez”. Бой велся на дистанции от 1400 до 50 метров с применением не только артиллерийского и торпедного, но и стрелкового оружия. Эсминец получил повреждения и выбросился на берег на территории Гибралтара, где и был интернирован. Потери республиканцев составили 4 убитых, 12 раненых и 1 пропавший без вести, националистов - 5 раненых.
Последним призом “Vulcano” стало небольшое рыболовное судно, захваченное у берегов Леванта 28 марта 1939 года.
Для вступившего в строй 11 ноября 1938 года “Marte” участие в Гражданской войне ограничилось патрулированием у побережья противника и перевозкой войск и военных грузов. 13 января 1939 года в районе Барселоны подвергся безрезультатной атаке авиации и торпедных катеров.
После начала Второй мировой войны на бортах испанских кораблей появились знаки нейтральности в виде испанских флагов. В ходе оккупации Испанией международной зоны Танжера 13 июля 1940 года на борту “Vulcano” туда были доставлены подразделения испанской армии.
В декабре того же года “J;piter” с руководителем Абвера адмиралом Канарисом на борту выполнял разведывательную задачу у побережья Гибралтара в ходе разработки операции “Felix” по оккупации этого британского анклава.
В 1940-1945 года минные заградители типа “J;piter” и “Eolo” неоднократно привлекались к выполнению различных задач, связанных с обороной Канарских островов, находившихся под угрозой оккупации западными странами антигитлеровской коалиции.
В сороковых-пятидесятых годах минные заградители использовались также как учебные суда для гардемаринов военно-морского училища (La Escuela Naval) и членов Университетской военно-морской милиции (La Milicias Navales Universitarias) и в качестве плавучих баз минных тральщиков.
В 1956 году “Vulcano” и “Marte” совершили единственный в своей истории трансатлантический поход, доставив в США экипажи для двух эсминцев типа “Fletcher”, передававшихся Испании в аренду по программе военной помощи.
В 1958-1961 годах, пользуясь соглашением о военной помощи с США, на верфи Empresa Nacional Baz;n в Картахене была проведена модернизация “J;piter” и “Vulcano”. В ходе модернизации было заменено артиллерийское вооружение, теперь оно состояло и четырех одноствольных универсальных 76-мм артустановок 76/50 Mk 34 и четырех одноствольных автоматов 40-mm/70 Bofors. Корабли оснастили разнообразным противолодочным вооружением: двумя многоствольными реактивными бомбометами Hedgehog Mk 11, восемью бомбометами и двумя бомбосбрасывателями для глубинных бомб. На “J;piter” и “Vulcano” были установлены гидроакустические станции, радиолокаторы обнаружения воздушных целей AN/SPS-6 и навигационные радары, CIC (Centro de Informaci;n de Combate - Боевой информационный центр), современные средства связи и т.д. При этом корабли по-прежнему могли использоваться в качестве минных заградителей.
Модернизация “Marte” и “Neptuno” была произведена в меньшем объеме и заключалась в основном в установке РЛС обнаружения надводных целей SG-6B, воздушных и надводных целей MLA-1B, навигационных Decca и замены части зенитной артиллерии. На “Marte”зенитное вооружение состояло из двух одноствольных артустановок 76/40 Ansaldo 1917, 3 x 1 - 37/83 Ein LC/34 и 2 x 1 - 20/65 L/30 немецкого производства, а на “Neptuno” из 2 x 2 - 37/83 Dopp LC/30, 3 x 1 - 20/65 L/30 (немецкие). Кроме того, на “Neptuno” были оборудованы помещения для размещения 51 кадета.
В 1961 году все минные заградители были переклассифицированы во фрегаты и получили следующие тактические номера: “J;piter” - F-11, “Vulcano” - F-12, “Marte” - F-01, “Neptuno” - F-02.
В 70-х годах после многолетней службы начался вывод этих удачных, но уже устаревших кораблей из состава Армады: “Marte” - 2 декабря 1971, “Neptuno” - 2 февраля 1972, “J;piter” - 23 ноября 1974, “Vulcano” с 12 марта 1977 года использовался как плавучий склад, а 30 апреля следующего года был окончательно списан, будучи последним боевым кораблем-участником Гражданской войны.

Минные заградители типа “Eolo”

Следующей серией испанских минных заградителей были два корабля типа “Eolo”, построенных по проекту №102 на верфи SECN в Эль Ферроле. Это были последние корабли построенные этой фирмой до преобразования ее в государственное предприятие Empresa Nacional Baz;n. Стоимость каждого из них составила около 11 миллионов песет.

Название Закладка киля Спуск на воду Вступление в строй Списание
“Eolo”         23.02.1938 30.08.1939 15.11.1941       02.02.1972
“Triton” 23.02.1938 26.02.1940 01.10.1943       02.03.1972

Канонерские лодки-минные заградители (Ca;onero-Minador) строились согласно закону, принятому еще во времена Республики (11 января 1936 года), и фактически являлись уменьшенным вариантом кораблей типа “J;piter”. При их проектировании в качестве прототипа использовался строившаяся для Мексики канонерская лодка-транспорт “Guanajuato”.

Основные тактико-технические характеристики минных заградителей типа “Eolo”

Водоизмещение стандартное, т - 1500
Водоизмещение полное, т - 1925
Длина наибольшая, м - 88,90
Ширина, м - 11,75
Осадка, м - 3,10
Мощность, л.с. - 2 х 2500
Скорость, узлов - 19,5 (по другим данным - 18)
Запас топлива, т - 318
Дальность плавания (при скорости 12 узл.), миль - 5000
Вооружение: 4 х 1 - 105-мм/43,5; 2 х 2 - 37-мм/83; 4 х 1 - 20-мм/65; 70 мин; 2
бомбомета и 1 бомбосбрасыватель для глубинных бомб
Численность экипажа, чел - 220
Мины располагались на закрытой минной палубе в баковой надстройке (40 штук) и в
кормовой части главной палубы (30), их погрузка осуществлялась через два бортовых лацпорта.

Главная силовая установка кораблей была аналогичной использованной на минзагах типа “J;piter” и состояла из двух турбозубчатых агрегатов Parsons, каждый из которых включал в себя турбины высокого, низкого давления, крейсерского и заднего хода и одноступенчатый редуктор и двух паровых котлов Yarrow. На ходовых испытаниях в сентябре 1941 года “Eolo” развил скорость 19,86 узла.
По проекту вооружение должно было состоять из 4 х1 -102-мм/45, 2 х 2 - 40-мм/40, 2 х 2 - 13,2-мм зенитных пулемета и 2 бомбосбрасывателей. Однако, из-за трудностей с поставками в годы Гражданской и Второй мировой войн, состав вооружения был изменен и в основном был немецкого производства. Полностью корабли были укомплектованы только в 1946 году.
В июле1955 года введена новая классификация минных заградителей: тип “J;piter” - «А», тип “Eolo” - “B”.
Служба кораблей проходила в основном в районе западного средиземноморья и Канарских островов. Во время конфликта 1957-1958 годов с Марокко в Ифни-Испанской Сахаре “Eolo” был включен в состав Четвертой эскортной группы (4° Grupo de escoltas) базировавшейся на Канарские острова и осуществлявшей эскортирование транспортных судов и охрану побережья в районе конфликта.
В дальнейшем “Eolo” и “Triton”  использовались также в качестве плавучих баз-кораблей управления торпедных катеров и минных тральщиков и учебных кораблей, на которых проходили практику гардемарины Военно-морского училища.
В 1961 году все минные заградители были переклассифицированы во фрегаты и получили следующие тактические номера: “Eolo” - F-21, “Triton” - F-22.
В начале 1972 года оба корабля были списаны из состава Армады и проданы для разделки на металл.


Рецензии