Обвинения Ивана Спальником

Вот интересно, перечень "грехов", которые Спальник хочет приписать Ивану, - ведь это полный перечень обвинений Лжедмитриев, - как первого, так и второго :

"Дай-ка я подкараулю,
А нешто, так я и пулю,
Не смигнув, умею слить, —
Лишь бы дурня уходить.
Донесу я в думе царской,
Что конюший государской —
Бесурманин, ворожей,
Чернокнижник и злодей;
Что он с бесом хлеб-соль водит,
В церковь Божию не ходит,
Католицкий держит крест
И постами мясо ест".

А вот в чём обвинялся Лжедмитрий I.

1. Не был прирожденным государем, а был чародеем, вором и еретиком Гришкой Отрепьевым из рода галичских бояр. ...

Ворожей.

2. Самозванец был чародеем и водился с дьяволом.

Бесурманин. С бесом хлеб-соль водит.

3. Он был еретиком, поскольку не чтил церковных праздников, не ходил в церковь и не соблюдал постов. / Л.Е. Морозова. История России. Смутное время.

В церковь Божию не ходит, Католицкий держит крест И постами мясо ест".

Почему Спальник возводит на Конюшего такие же обвинения, какие были предъявлены тому, кто воссел на царский трон? Как могут соперничать начальник Конного Завода - и царь?

Между тем, в случае с Пушкиным они стали соперничать сразу: Пушкин и Николай. Судя вот по этому письму.

В. В. Измайлов — Пушкину.

29 сентября 1826 г. Подмосковная.

Милостивый государь

Александр Сергеевич,

Простите ли смелость мою? Едва сведал я о вашем приезде в Москву, и повторяю мою нескромную просьбу, и с жадным нетерпением приступаю к вам, занятым трудами славы, чтобы вы из сожаления отбросили хотя один из лучей ее на темный труд мой в литературе, об котором я писал к вам. В сем дерзком требовании ваших стихов в подарок мне и читателям моего альманаха на новый год вините не меня, но ваши таланты. Слава, какую вы имеете, едва ли приобретается не на условии терпеть скуку от журналистов и нас, их собратий, обступающих великого поэта, как неутомимые пчелы осаждают роскошнейшие цветы в природе.

Как мне прискорбно, что я не могу за слабостию здоровья моего вас видеть и слышать, вам лично удивляться и следовать за вашим торжеством в столице. Завидую Москве. Она короновала императора, теперь коронует поэта..... Извините: я забываюсь. Пушкин достоин триумфов Петрарки и Тасса, но москвитяне не римляне, и Кремль не Капитолий.

Позвольте мне, без условных форм светской учтивости, но с душевным истинным к вам уважением именоваться, милостивый государь, вашим усердным почитателем

Владимир Измайлов.

1826

Сентября 29 дня.

Владимир Васильевич Измайлов был редактором журнала "Вестник Европы" в 1814 году (замещая Каченовского), когда в этом журнале дебютировал никому не известный лицеист (да и дебютировал без имени). Так что, он как бы стоял у истоков славы великого русского поэта.

О поэтах, упомянутых Измайловым:

В 1341 году Франческо Петрарка был коронован лавровым венком на Капитолии.

Торкватто Тассо в ноябре 1594 года получил от папы приглашение прибыть в Рим, чтобы его как великого поэта короновали на Капитолийском холме.

Хотя Пушкина и не думали короновать таким образом (да и вообще короновать), но сама мысль об этом, ставшая достоянием публики (а тогда вся переписка между литераторами была прозрачна и общедоступна), сопровождающаяся словами о его Славе, могла возбудить зависть в низких душах, к каковым несомненно относилась душа Фаддея Булгарина (несмотря на несомненные его таланты). А сопоставление двух коронаций должно было насторожить недавно взятого на шпионскую должность Булгарина, - вскоре принятого и в III Отделение. Это на что же намёк? На равенство с царём? Или - даже - соперничество? (Не потому ли сказочный царь всё время восклицает: "что, рядиться мне с тобою?"). Ведь рядиться - это значит считать ряды благородных предков, - так рядятся бояре - члены Государевой Думы - в довоенном фильме "Пётр Первый", - до драки...


Рецензии