И ура царю кричали

Вот он въехал в конный ряд.

На колени все тут пали

И "ура" царю кричали.

Царь раскланялся и вмиг

Молодцом с повозки прыг...

Усмирение Холерного бунта. Из открытых источников. Как помните, именно эти лошадиные морды, по нашему убеждению, изобразил Пушкин на черновике "Андрея Шенье".

Последние стихи напоминают стихи из притчи Д.И. Хвостова "Осёл и Рябина":

На дерево скакну», — и вмиг
Ослица прыг,...

Осёл сорвался с тонкой рябины и разбился. Но Царь был молодец!

Вот видите, если читать сказку "Конёк-Горбунок" как пушкинскую, то невозможно не сопоставить приезд сказочного Царя на рыночную площадь с приездом реального Царя на площадь Сенную, для усмирения Холерного бунта, 23 июня 1831 года.

«Государь говорил с народом. Чернь слушала на коленах — тишина — один царский голос как звон святой* раздавался на площади». / Письмо А.С. Пушкина П.А.Осиповой, 29.06.1831 г..

*слова Годунова из драмы Пушкина «Борис Годунов».

А.Х. Бенкендорф:

"Государь остановил свою коляску в середине скопища, встал в ней, окинул взглядом теснившихся около него и громовым голосом закричал: «На колени!» Вся эта многотысячная толпа, сняв шапки, тотчас приникла к земле. Тогда, обратясь к церкви Спаса, он сказал: «Я пришел просить милосердия божия за ваши грехи; молитесь ему о прощении; вы его жестоко оскорбили. Русские-ли вы? Вы подражаете французам и полякам; вы забыли ваш долг покорности мне; я сумею привести вас к порядку и наказать виновных. За ваше поведение в ответе перед богом – я. Отворить церковь! Молитесь в ней за упокой души невинно убитых вами». Эти мощные слова, произнесенные так громко и внятно, что их можно было расслышать с одного конца площади до другого, произвели волшебное действие. Вся эта сплошная масса, за миг перед тем столь буйная, вдруг умолкла, опустила глаза перед грозным повелителем и в слезах стала креститься. Государь также перекрестившись, прибавил: «Приказываю вам сейчас разойтись, итти по домам и слушаться всего, что я велел делать для собственного вашего блага». – Толпа благоговейно поклонилась своему царю и поспешила повиноваться его воле. Порядок был восстановлен, и все благословляли твердость и мужественную радетельность государя. В тот же день он объехал все части города и все войска, которые, из предосторожности от холеры, были выведены из казарм и стояли в палатках по разным площадям"...

Источник:
Правда, про "ура Царю" здесь ни слова.

"Ура!" кричали, по свидетельству современников, в 1830 году в Москве, которую Государь посетил, не испугавшись холеры, вроде бы, чтобы поддержать жителей (по официальной версии). «На площадях сбегались толпы, кричали «ура!», – писал Л. Копелев, – некоторые становились на колени, женщины плакали… «Ангел наш… Спаси тебя Боже!»».

Холерным летом 1831 года Николай разрешил Пушкину писать "Историю Петра Первого".


Рецензии