Почему Иван всё меряет шапками, или Кое-что о неви

  Почему Иван всё меряет шапками, или Кое-что о невидимках.

  В "Коньке-Горбунке" встречаются такие старинные русские меры величин, как аршин, вершок, пуд, верста, - все эти меры действительно существовали, но что за мера (объёма? веса?) - шапка?!

"Шапок с пять найдётся свету", - говорит Иван про свет от Пера Жар-Птицы, а потом предлагает Царю купить у него коней за "два-пять шапок серебра". Такое встречается только в этой сказке, больше вообще нигде! Что за фокус в этой шапке?.. Нет, если б это написал Ершов, то мы просто подумали бы, что он так забавляется: поскольку герой -Дурак, и меры у него - свои, дурацкие!

Но с Пушкиным нас начинают терзать смутные сомнения, что не всё так однозначно... Тем более, что шапка-то у него уже была, - волшебная шапка Черномора, которую потом Людмила присвоила. Каким свойством обладала эта шапка? При повороте задом-наперёд делала человека в ней невидимым. "Задом -наперёд" в этой сказке уже было, - таким образом Иван укротил волшебную Кобылицу, - которую, впрочем, так же в сказке больше не видно, несмотря на то, что она сама сказала, что теперь Иван - её полноправный владелец. Что это за невидимость? Скорее всего, это связано с выпаданием из этого, видимого, мира, в другой, высший (или низший?), - невидимый. Людмила в "Руслане и Людмиле", перевернув шапку, пропадала для видимого мира, и вступала в мир теней (прямо как Эвридика!), - и возможно, не только с колдовством Черномора, но и с присвоением этой шапки связан её последующий долгий, "летаргический", сон...

Но с Пушкиным нас начинают терзать смутные сомнения, что не всё так однозначно... Тем более, что шапка-то у него уже была, - волшебная шапка Черномора, которую потом Людмила присвоила. Каким свойством обладала эта шапка? При повороте задом-наперёд делала человека в ней невидимым. "Задом -наперёд" в этой сказке уже было, - таким образом Иван укротил волшебную Кобылицу, - которую, впрочем, так же в сказке больше не видно, несмотря на то, что она сама сказала, что теперь Иван - её полноправный владелец. Что это за невидимость? Скорее всего, это связано с выпаданием из этого, видимого, мира, в другой, высший (или низший?), - невидимый. Людмила в "Руслане и Людмиле", перевернув шапку, пропадала для видимого мира, и вступала в мир теней (прямо как Эвридика!), - и возможно, не только с колдовством Черномора, но и с присвоением этой шапки связан её последующий долгий, "летаргический", сон...

Иллюстрация Леонида Владимирского. Из открытых источников.

А что такое вообще шапка? Какова этимология этого слова?

Начнём издалека.

В Древнем Риме жрицы, служительницы храма Весты, богини огня и домашнего очага, носили белую тунику до пят. Из-под причудливого головного убора весталок спускались длинные косы. Называлась головная повязка capital (капиталь).

Гестия. Из открытых источников.
Такая же головная повязка была и у самой Весты. В Древней Греции эту богиню называли Гестия. Её изображений очень мало, поскольку считалось, что она должна скрывать лицо. То есть, это в каком-то смысле богиня-невидимка! Удивительно, что она "невидимка" и в творчестве Пушкина! В его изобилующем именами античных богов и богинь творческом наследии нет ни одного упоминания имени этой богини, - ни на римский, ни на греческий манер!

А с другой стороны... ВЕСТА... Это же - анаграмма имени "Света"! А "Светлана" была известнейшей героиней романтической баллады В.А. Жуковского (да и сам он был Светланой, в "Арзамасе"), и в чём-то Татьяна Ларина сравнивалась со Светланой (по крайней мере, не случаен эпиграф к 5-ой главе "Онегина", - "О, не знай сих страшных снов, ты, моя Светлана!". Но и Людмила - это тоже - Светлана, - на латинский манер, - от слова ЛЮКС - Свет (Лючия - это так же - Людмила). Так что, Людмила в шапке Черномора - это та же античная Веста-Гестия, в капитале... Ого! Ничего себе! Как я оговорилась! Или - капиталИ...

Да дело и не в этом! Дело в том, что именно от этой головной накидки богини Весты и произошло слово "шапка", как и слова "шляпа", "капор", "капюшон", и др... ; да, и слово "капитал" - в том числе! *

В словаре Ушакова шапка производится от chape (шап) - крышка (в свою очередь, оно восходит к латинскому сарра). А латинское сарра восходит к capital богини Весты. То есть, кап - это то, что касается головы. Но сама Веста редко изображалась в человеческом образе, чаще она была - сам жертвенный огонь в домашнем очаге, а так же в святилище города и государства. Как домашний огонь она, кстати, безымянно указана у Пушкина, в сцене гибели Ленского:

Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..

XXXII

Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь, из раны кровь текла.
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь:
Теперь, как в доме опустелом,
Всё в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.
Закрыты ставни, окна мелом
Забелены. Хозяйки нет.
А где, бог весть. Пропал и след...

Потухший огонь на алтаре - здесь именно огонь Весты, или - сама Веста, - поскольку далее тело Ленского связывается с омертвевшим домом.

Так что покрывало Весты, - capital, - от которого произошли все шапки, - укрывало сверху сам огонь, свет. Таким образом, словосочетание "шапка сету", получается, вовсе не бессмыслица!

Но почему - "пять"? Пять ... Вест?

Нет, не вест, а перст, то есть, перстов, то есть,... пальцев. Здесь, видимо, о руке творца, - то есть, Поэта, - которой водит сам Бог, - у которого физических рук нет. "Перстами, лёгкими, как сон...", - касался глаз (зениц) пушкинского пророка серафим, - у которого тоже никаких рук нет, - только шесть крыльев. Серафим - огненный ангел. Перст в его случае - огненный палец. Когда поэт пишет вдохновенно, он так же касается бумаги огненными перстами. В общем, пять шапок - это пять напёрстков на пальцы творца (пальцы правой руки - десницы). (Кстати, Пушкин, по свидетельствам современников, носил напёрсток - на мизинце правой руки). Если приземлённо.

Но, поскольку свет славы - это многократно усиленный свет, - то напёрстки превратились в полноценные шапки, - которые изначально были капителью на голове богини Весты. Вот такой свет засиял на поляне в сказке "Конёк-Горбунок", в пять шапок...


Рецензии