Фергана. Путевые заметки. Глава 5

Первый вечер в Фергане

Глава 5

Марина Попова

Глава 4 http://proza.ru/2016/09/25/2249

Мы взобрались на топчан, оставив обувь на земле. На топчане, покрытом ватными одеялами было тепло и уютно.

Рисунок на атласной ткани одеял был выписан яркими оранжево-желтыми красками.
Меня пригласили сесть на самое почетное место в центре.  Пришлось скрестить под собой ноги, как и хозяева. Иначе на топчане сидеть просто невозможно. Тогда я еще не знала, что все одеяла на топчане покрыты мелкими муравьями…
 
Хозяйки в доме, в котором я гостила – необыкновенные чистюли. Они постоянно всё вытряхивали, пылесосили, мыли, убирали. Но от нашествия муравьев, как я поняла, нет никакой защиты. Стены посудного шкафа на кухне исчерчены специальным карандашом против муравьев, но они бегали по нему, не обращая на него никакого внимания . . .

Даже по газовой плите муравьи передвигались сплошными потоками. . . такого никогда прежде не видела. Терпеливым хозяйкам приходилось постоянно их собирать тряпкой, а посуду с пищей плотно закрывать.

 - Это из-за абрикосов, - говорила мне Ширин, - они сладкие, когда закончатся, муравьи уйдут.
 Но и на улице на тротуарах, там, где не было абрикосов, я встречала их в большом количестве. 

После того, как увидела муравьёв, старалась сидеть только на стульях за переносным столом. Ну, а если приходилось обедать на топчане, то садилась около него на стул… с краю. Хорошо, что хозяева к капризам гостьи относились с пониманием и благожелательно.
Искандер подробно рассказал, почему вредно кушать пищу вместе с муравьями…

Вновь предлагаю вернуться к моему первому вечеру на земле Узбекистана в Фергане! Представьте, что большое семейство и гостья при свете вечерних фонарей сидят, скрестив ноги, на топчане. Он довольно вместительный. Нас было девять человек, но свободное место еще оставалось. Посередине топчана - невысокий столик.

На нём лежат подрумяненные круглые лепешки прямо в белом полиэтиленовом пакете; несколько десертных тарелок с салатом из помидор и лука, нарезанных тонюсенькими ломтиками, политых растительным маслом, и большое блюдо с аппетитным пловом. Пустая посуда находится под столиком. Молодая жена на кухне главенствует, поэтому она, не разуваясь, сидит с краю, чтобы в любой момент можно было сбегать на кухню. Свекровь ей помогает, но потом и сама взбирается на топчан.
Плов мне подали на десертной тарелке. Сами хозяева ели плов ложками с общего блюда.

Ну что можно сказать о настоящем узбекском плове, который вкушаешь в кругу узбекской семьи. Аромат от него потрясающий! Специй море. Рис удлиненный, приготовлен мастерски - рисинка к рисинке.
А до чего же он вкусный! Мне показалось, что я буквально проглотила плов, потом содержимое второй тарелки… и я настолько была увлечена едой, что не заметила, как все покушали.

 Да, две полные тарелки плова я съела за одно мгновение, но не могла удержаться, чтобы не попросить еще добавки.

Хозяин, радостно посмеиваясь, накладывал мне третью порцию, а сам добродушно приговаривал:
 - Вот поэтому-то мы и едим из общего блюда, чтобы не было видно, кто сколько съел. . .
Так, с вечернего плова, началось мое знакомство с вкусной узбекской кухней и с многочисленным семейством… которое состояло из: хозяев – мужа и жены; трех сыновей; невестки; дочери и внучки.

Старший сын женился за месяц до моего приезда.
Второй сын, двадцати лет от роду готовился к поступлению в вуз, занимался у репетитора. Он соблюдал все религиозные обычаи и в мой приезд, в самом начале священного Рамадана и поста-Уразы – месяца очищения, обновления и возрождения мусульман; днём голодал, а «открывал рот» после заката солнца. Однажды он днём при мне ел абрикосы, видимо, фрукты во время поста есть можно.

Младшего сына собирались осенью отправить в первый класс, а пока он ходил садик.
Эта семья по узбекским канонам была вовсе не такой уж и многочисленной, поскольку полагалось иметь девять детей, как рассказала мне Ширин.

После принятия душа я отправилась в «свою» комнату. Лестница быстро остыла, железные перила не обжигали руки, были приятно тёплыми. Мне рекомендовали двери ночью не открывать при свете, чтобы не налетели комары.

© Copyright: Марина Попова, 2016

Регистрационный номер №0361656

от 7 ноября 2016


фото с сайта ru.pinterest.com


Рецензии
Марина, с огромным удовольствием прочитала Ваши очерки о Фергане и подробностях быта! Думаю впереди еще много интересного про Узбекистан мы узнаем от Вас! Удачи!

Татьяна Самань   10.02.2023 23:13     Заявить о нарушении
Рада вам! Спасибо, Татьяна, что не забываете! Надо остальные главы опубликовать. Удачи!

Попова Марина   01.03.2023 23:19   Заявить о нарушении