Мимолётные этюды 18

ПО ОБРЫВУ БОСИКОМ...
____________________________________

Нам с другом Саней Ерофеевым в 1969-м было двадцать шесть на двоих, и в летние каникулы, после окончания шестого класса, мы устроились на месячишко разнорабочими на стройку, чтобы подзаработать. Знакомый прораб и добрейший из людей дядя Саша Щемелинский пририсовал нам по три года к реальному возрасту, поскольку в СССР до 16-ти лет никуда работать не брали. Мы приняли посильное участие в возведении детского сада "Светлячок", который и по сию пору "светит" в Опочке многим поколениям детишек...
Работали мы не за зря. С первой в жизни получки я купил себе в универсальном магазине, что на площади, понравившуюся мне гитарочку (а выбор их, как, впрочем, и иных музыкальных инструментов, был весьма широкий!) и транзисторный переносной радиоприёмник "Вега 4". С "Вегой" я ходил на свои мечтательные прогулки, и она мне играла замечательную нашу и иностранную музыку. По вечерам вся музыкальная Европа собиралась на моих средних волнах*, так что я был всегда в курсе самых новых передовых хитов зарубежной эстрады. Как, впрочем, и отечественной.
А на гитаре я учился играть у местных, более старших и опытных мастеров. И конечно - по дворовому - на трёх-четырёх аккордах. Главным нашим маэстро был Линча (Толяс Линчевский), который был настоящим виртуозом игры на гитаре. Да, это был талант от Бога. Хотя и не играл он ни в каких ансамблях. Но его гитара могла собрать и удержать вокруг хоть какую публику. И песни - блатные и просто самопальные - дарил нам тоже он - Линча...
Как же пронзительно звучало в его "приблатнённом", почитай что "зэковском" исполнении:
"Я хочу целовать песок,
По которому ты ходила!"

Тогда в молодёжной моде была популярна молдавская музгруппа, а точнее - ВИА (вокально-инструментальный ансамбль) "НОРОК" из Кишинёва. Играли они на сладко звучащих электрогитарах, пели на своём языке. А мы сочиняли на русском к их мелодиям свои слова. Такие песни назывались тогда "самопальными". Были, конечно же, и официальные переводы с молдавского, например:
"Почему в 17 лет
Парню ночью не до сна?
Почему в 17 лет
песня немного грустна?"
Это были столичные слова на тему молдавской песни "О чём плачут гитары" (ВИА "НОРОК"). Такие пустоватые стихи мог сочинить только человек ни молодой, ни старый - чувства он в них не вложил, никакого, видать, жил себе безбедно, ни в чём не нуждаясь и по любви не страдая ничуть. Написал потому, что так надо было, вот и всё - а Страна это пой! Но в нашем молодом народе ходил более приемлемый и более интересный для нас, юных влюбчивых душ, вариант. Думаю, я играл и пел эту понравившуюся песенку не раз и не два на дню! Вот её слова (на мотив "О чём плачут гитары"):

"В белом платье с пояском
Я запомнил образ твой.
По обрыву босиком
Бегали мы с тобой.

Ты - так прекрасна!
Ты - так милА!
Ты, только ты мне
Одна нужна!
Но
ты украдкой
глядишь опять -
нет,
не на меня!!!

Всё прошло. Ты - не моя!
Ты на берег не придёшь.
Что-то шепчут тополя,
Да льёт осенний дождь"...

Кому-то эти "платье с пояском", река, обрыв, тополя и хмурый дождь - просто слова. А в моей, тогда начинающейся, жизни это всё были реальные зримые образы - моей первой девушки, тополей на набережной Великой, под которыми мы встречались и гуляли - рука в руке... У кого не было первой любви, тот едва ли поймёт...

Может быть, был в этой песенке и ещё куплет, а то и два, но мне больше не вспомнилось...

Попробовал и я - как-то метельным зимним вечером, находясь дОма, во время школьных каникул - написать свой собственный вариант молдавской песни "О чём плачут гитары". И, не долго думая, взял да и сочинил, тут же и напел себе под нос, аккомпонируя самому себе на своей маленькой гитарке. Вот что у меня получилось...

Были яблони в цвету.
Было пение ручьёв.
Провожал девчонку ту...
Мне не забыть её!

Но давно прошла весна.
Воет ветер в вышине.
Может быть, сейчас она
Думает обо мне.

Знаю, вернётся
Опять весна,
Мне улыбнётся
В ответ она...
Пусть не прервётся
Гитары звон
И мой счастливый сон!

Спеть эту самопальную песенку своим друзьям я так и не решился, хотя меня и подмывало некое честолюбие - засмеют ведь. Так я и напевал её порой сам себе и никому больше, да и правильно - достоинств в моих стихах было не много. Но зато я вполне осознал, как это не просто - написать красивые, нравящиеся людям строки! И хоть ты разбейся, хоть трудись день и ночь - а ничегошеньки из твоих занятий не выйдет, кроме посмешища и позора. А другой - тот, кто наделён настоящим талантом - легче лёгкого в один присест набросает слова - такие, что их подхватит и с радостью запоёт вся Страна!
Вот как Линча, которому ни с того ни с сего дан божий дар радовать сердца людей игрой на гитаре. А мы все, как ни учились у него, так и не достигли высот. У него же все песни выходили совершенно запросто - легко и естественно - вылетали из-под его ловких пальцев как вольные птицы. Оттого и девчата липли к нему на звуки гитары - совсем как пчёлки на мёд...

Где тот парень с розовой гитарой,
С золотыми звуками струны
И беседка возле сосен старых,
Где мы были глупо влюблены?...

Где? Да только лишь в памяти зыбкой моей да ещё в моих странных снах...
______________
* Прим. Вся Европа и по сей день собирается там же, на диапазоне СВ, как и в годы моей отшумевшей юности. Разве что РФ там теперь больше нет, а точнее - до обидного мало, и не слышно уже русской речи и наших песен  в эфире почти нигде, а с ДВ и вовсе ушла наша Страна. Все другие (в том числе Беларусь, Украина, Молдова) остались на прежних своих "насиженных" местах...
И уже совсем недавно, где-то году в 2018-м, в РФ ликвадировали диапазон УКВ, не спрося об этом свой народ - хочет ли он этой самоликвидации... Это была очередная, коварная, если не сказать "вероломная", "тихой сапой" проведённая, псевдооптимизация, после которой нам осталась одна только частота ФМ, а все советские радиоприёмники разом перешли в разряд ненужного в хозяйстве "хлама"...



22 Х 2022


Рецензии