что стало на целине
Что стало на целине
Александр Щербаков 5
Сейчас уже почти не вспоминают у нас в России о целине, тем более что основные площади бывшей целины остались в другой стране – Казахстане. Но в памяти народа осталась эпопея с освоением её. Даже художественный фильм успели снять – «Иван Бровкин на целине», где все отражено в самых радужных красках. Но не все так однозначно, а вернее, вообще считается, что это затея с освоением целины была чистой авантюрой тогдашнего руководителя страны Никиты Хрущева.
Решение о расширении посевных площадей за счет освоения целинных и залежных земель было принято на мартовском (1954 г.) Пленуме ЦК КПСС. На проект были брошены все средства, общая площадь поднятых земель составила 42 млн. га. Однако после первых лет хороших урожаев почва подверглась воздействию эрозии, и с начала 1960-х годов уже не могла принести ожидаемую отдачу.
Ситуация с зерном в СССР
О причинах, которые вызвали решение осваивать целинные земли, и к чему это в итоге привело, пишет в статье «Зерно и люди», опубликованной в Бизнес-журнале №4 за 2017 год, историк и журналист Максим Артемьев.
«К тому времени, когда умер И. Сталин, советская деревня пребывала в глубокой депрессии, пишет М.Артемьев. Зерно изымалось, люди работали без оплаты труда. Освоением целинных земель Казахстана Хрущев рассчитывал быстро решить зерновую проблему СССР, поскольку за период 1928-1953 гг. почти все посевные площади СССР были убиты безжалостной эксплуатацией.»
Видимо, историк и журналист Артемьев, опубликовав статью, не вник в суть проблемы с зерном в СССР. Впрочем, этим грешат большинство нынешних журналистов, выдающих себя за историков. Убить почву можно не эксплуатацией, а неправильным ведением на ней работ. Вспомним добрый старый советский фильм «Вечный зов». Есть в нем, как и в романе Иванова, такой персонаж, как Полипов. Став первым секретарем райкома партии, он ради своей популярности в обкоме заставил засеять поле, выделенное рачительным председателем колхоза Иваном Савельевым, под чистые пары, пшеницей. Тем самым он лишил животноводство колхоза кормов, и нанес ущерб самой земле. И таких горе-секретарей в стране хватало.
Да, проблемы с зерном в СССР были. Приходилось оказывать помощь новым демократическим странам, союзниками страны Советов. Не хватало и сельхозтехники, условий для хранения зерна. Не стоит забывать, что прошло немного лет после окончания войны, которая разрушили инфраструктуру не только городов, но и колхозов на огромной территории, именно там, где и выращивали зерно – Украина, Краснодарский и Ставропольский края, другие области среднего Поволжья. К тому же места там равнинные, и ветра ничем не задерживаются, плодородный слой выветривается, урожайность зерновых снижается. Но ни голода, ни закупок зерна за границей в СССР не было.
Ученые мужи предложили властям, и в Сталину в том числе, повысить урожайность созданием лесонасаждений, для того, чтобы ветра не наносили такой урон, чтобы снег на полях, а это влага летом, задерживался. И такая программа создания лесонасаждений была принята и осуществлялась. Но отдача от такой работы была не сиюминутная, но зато устойчивая. Хлеб бы рос в местностях, где с ним привыкли работать и знают, как сохранить урожай, где для этого создана вся инфраструктура.
Но пришедший к власти в стране Никита Хрущев был недобитым троцкистом, он, как и все троцкисты, мечтавшие о мировой революции, не хотел ждать, и как человек малообразованный, решил решить зерновую проблему за счет пустующих, по его мнению, земель в казахской степи.
На освоение целинных земель были брошены громадные ресурсы. Все тракторное и сельскохозяйственное машиностроение работало на целину. В степи Казахстана пришлось завозить все – от строительного леса до гвоздей. Поставки шли за счет других областей СССР, которые недополучали ресурсы. Особенно страдали традиционно сельскохозяйственные районы, урожай зерновых в которых снизился.
Как пишет в своей работе «Освоение целинных и залежных земель и его роль в экономической истории СССР» кандидат экономических наук, доцент СПбГУ Е.Б. Сошнева, невозможно точно сказать, была ли эта программа научно обоснованным и просчитанным проектом развития агрокомплекса страны, или это была политическая авантюра Хрущева.
Удивительно, что кандидат экономических наук, доцент, не знает этого. Еще во времена Сталина этот проект был глубоко проработан и отвергнут, так как условия для освоения целинных земель в стране не созданы, нет сортов зерновых, которые можно использовать для этого, нет инфраструктуры, и создание её потребует колоссальных усилий и огромных денежных средств. Но Хрущев, которые отметал напрочь все то, что предлагалось во времена Сталина, отверг и это.
Уже в ходе освоения земель была выявлена нехватка мощностей для обработки, хранения и транспортировки зерна, о чем упоминает Л.И. Брежнев в работе «Целина». Особенно трудное положение сложилось на дорогах, на станциях, в узловых пунктах перевалки зерна, пишет он. В первые же годы урожай был получен, но 75% его пропало. Все это, по мнению Е. Сошневой, свидетельствовало о неспособности управленцев организовать производство, поставить задачи, просчитать ресурсы.
Свидетельство о публикации №222102201260