Город Балашов. Трудные 90-тые

Балашов, Саратовская область. 90-тые.. Я работала на Комбинате плащевых тканей. Зарплату перестали выдавать деньгами, как и на многих предприятиях разваливающегося Союза. Даже крохотные детские пособия, и те, стали зажимать, коррупция процветала даже на этом. Народ выживал, как мог. Заработную плату получали комбинатовской продукцией, то-есть тканью. В начале Дмитриевского рынка стояли толпы работников КПТ и предлагали отрезы болония всех артикулов. Покупателей было не так много. Поэтому, простояв часы на холоде или под дождём, а летом на жаре, люди отдавали всё за бесценок, теряя в своей и без того небольшой зарплате.
Многие тогда, чтобы не терять в зарплате сели за швейные машинки и начали шить сумки, фартуки, навесы на торговые палатки.. Другие ехали в более крупные города, где могли всё это реализовать. Больше всего, конечно, в Москву.
Я долго не решалась куда-то ехать. Дети, сын и дочь, были совсем маленькие, старший сын только собирался в школу, в первый класс. Муж не выдержал первого сокращения на своей работе на автобазе №7, начал пить. У него были "золотые руки", всё умел, но вместо того чтобы помочь семье, частенько за свои услуги получал желаемое в виде очередной бутылки самогона или водки. Даже устроившись на очередную работу, после получки уходил в запой и "слетал с катушек". 
Тяжело жить с алкоголиком. Особенно если есть дети. Соседи тебя ненавидят, ведь такие пьяные граждане доставляют массу неудобств, когда проживают где-то рядом. Детям тоже достаётся.. 
Однажды сын пришёл из школы в слезах. Его лучший друг Олежка перестал с ним дружить. Его мама, кстати преподаватель этой школы, запретила сыну общаться с ним, потому что у него неблагополучная семья. Пришлось долго разговаривать с детьми и объяснять, что Олежка не виноват, а взрослые люди не всегда бывают правы. 
С мужем мы развелись, но из квартиры он не ушёл, а наша жизнь превращалась в ад. Очень хотелось всё бросить и уехать подальше.. Но как это сделать без денег, без поддержки, да ещё когда рядом детские доверчивые глаза смотрят на тебя и ждут от мамы светлой улыбки, любви и .. еды. 

Очень хотелось встретить надёжного сильного мужчину. Но вокруг вертелись похотливые женатики, которые предлагали всё, кроме настоящей любви и защиты. Мне только перевалило за 30, ещё не были потеряны надежды на встречу и однажды эта встреча произошла.
Я возвращалась из Москвы, поезд уже тронулся, когда дверь купе открылась и вошёл курсант из нашего лётного училища в Балашове. Красивый молодой парень мне сразу понравился. Познакомились. Данила был родом из Белоруссии. Учился в БВВАУЛ на четвертом курсе.Сначала пили чай, принесённый проводницей. Потом пошли в ресторан, посидели. Каждый рассказывал о своём.. Почему-то в поездах мы часто открываем душу совершенно незнакомым людям. Возможно, это от-того, что назавтра дороги с попутчиками расходятся и эти наши откровения разлетаются как осколки в разные стороны.

Рано утром поезд подъезжал к станции Балашов-1. Данила предложил встретиться,  но я отказала. Городок у нас маленький, все на виду. Не хотелось разговоров и пересудов.
Дома достала московские гостинцы, детям подарки, но больше привезла продовольствия: колбасу сырую и копчёную, консервы мясные, сыры, конфеты, коробки с тортами "Птичье молоко" и "Прага". В Балашове в 90-тые с продуктами было плохо. Чтобы что-то купить, нужно было отстоять длинные очереди и не одну. Даже сахар давали летом по одному пакету. Спасали так называемые дачи, те шесть или десять соток земли за Рембазой, которые выделяли производства, на которых работали балашовцы.

В кармане куртки нашла записку от Данилы, где он написал, что будет ждать меня через три дня в рабочем городке. Там он жил на квартире, которую снимал. На четвертом курсе курсанты могли себе позволить такую роскошь. Я порвала записку, но в голове остались дата и место встречи.
На другой день я вышла на работу.

Уже вечером мне позвонили из детского сада, что детей никто не забрал. Пришлось отпрашиваться с работы и бежать в детсад "Дубравушка" забирать сына и дочку. Они стояли на крыльце с воспитательницей Валентиной Андреевной и та терпеливо ждала меня. Я так благодарна ей, что не раз выручала меня и приводила детей прямо на работу, в то время когда мой муж пил дома.
Моим ребятам нравилось быть на Комбинате. Вечером начальство отсутствовало, а цеха КПТ работали. Детям было интересно смотреть как делают ткань. Я делала обход и брала их с собой. Больше всего ребята любили кататься на карах. Мы объезжали сновальный и ткацкие цеха, проезжали красильный и аппретурный, потом ставили кары на зарядку и шли через проходную домой.

На следующий день моя смена начиналась вечером. Дети были в детском саду "Дубравушка". Муж пил на кухне самогон, который "честно заработал" за отремонтированный телевизор. Всегда поражает отношение людей, знающих что мастер запойный алкоголик и не работает, семья перебивается как может, но вместо денег, наливают бутылку, так дешевле и пофиг, что он натворит потом.

Я вышла на улицу. Не хотелось смотреть и выслушивать пьяные бредни от мужа. Шёл снег, мела метель, слёзы на моих щеках превратились в льдинки. В такие минуты отчаянья приходят сумасбродные мысли.. Я решилась на встречу с Данилом. Понимала, что опоздаю, но пошла в военный городок. 

Я опоздала почти на час. Но ещё издали увидела его. Данила был в лётной форме и унтах. Заметив меня, бросился на встречу. Обнял, поцеловал в щёку и мы пошли к нему домой. Я очень замёрзла, одета была легко, в болоневую куртку и осенние ботинки. Зимней одежды у меня не было. Моей зарплаты еле хватало, чтобы накормить детей и купить им что-то из одежды. На себя почти ничего не оставалось.

Было видно, что Данила ждал меня. На столе стояло советское шампанское и тарелка с нарезанным сыром и колбасой. Удивило, что парень даже салат "Оливье" сотворил. Мы отлично провели время, но.. меня ждали дети. Нужно было забрать их из детсада и после идти на работу. Кто-то должен был кормить семью. Я оставляла ребят вдвоём и просила соседку Таисию приглядывать за ними вечером, когда муж напивался. Но всегда очень переживала за них. Мне очень повезло с детьми, они всё видели и понимали меня. Сын оставался за старшего, а утром когда я возвращалась с ночной смены, рассказывал чем они занимались. Ребята даже готовили для меня завтрак и я спустя годы с улыбкой вспоминаю их заботу обо мне и радость, что они у меня такие классные.

Свидания с Данилой продолжались. Он был намного младше меня, но я не замечала этой разницы в возрасте. Данила был настоящим мужчиной! Он как мог помогал мне и моим детям. Я понимала, что влюбилась в этого молодого парня. И очень боялась разлуки. Ведь после окончания лётного училища он уедет далеко из Балашова по распределению. Данила успокаивал меня и я так благодарна этому человеку за его любовь, заботу, нежность ко мне. Но он начал приходить к проходной Комбината, чтобы встретить меня с работы. Молодой красивый курсант сразу обратил на себя внимание наших сотрудников. Наши пожилые дамочки начали "перемывать мои косточки". Ох, уж эти балашовские сплетницы.. Всё-то им надо и до всех имеется интерес. Не хотелось, чтобы в маленьком городке обо мне несли всякую хрень. И я решила расстаться. Данила и слушать не хотел об этом, предложил расписаться в ЗАГСе. Но я понимала, что лучше это сделать сейчас. Зачем портить жизнь влюблённому пацану. Пусть встретит девушку, а я сначала выращу своих детей, а потом подумаю о себе. Главное, что этот парень дал мне возможность почувствовать себя любимой женщиной, поверить в себя, а это не так мало.

Я ещё долго плакала по ночам, вспоминая наши свидания и те слова, которые так нужны каждой женщине. Но время шло и жизнь продолжалась..


Не закончено.


Рецензии