То, что вам нужно

  Это был маленький районный городок в одной из областей центральной России. После того, как распалось большое государство, жизнь в нем и тогда-то не особо бурная, казалось совсем затихла.  
  Немногочисленные предприятия, - филиал Зеленоградского «Ангстрема», выпускавший электронные планшетики с небольшим набором игр, типа «Тетриса», ремонтный завод колесных пар при местном железнодорожном депо, швейная фабрика, специализирующаяся на изготовлении постельных принадлежностей, - вот, пожалуй, и весь список. С их закрытием рабочих мест в городе практически не осталось и трудоспособное население разъехалось на поиски работы в большие города.
 Дом быта, в котором были швейное ателье, парикмахерская, прачечная, металлоремонт, обувная мастерская и фотоуслуги. Добавьте к этому небольшой универмаг, городскую больницу с поликлиникой и несколько продуктовых магазинчиков - вот и все места, куда еще утром спешили на работу местные жители. 

 Культурная жизнь, ограничивающаяся ранее возможными посещениями местного кинотеатра, с его закрытием вообще исчезла. Поэтому немногочисленное оставшееся население, вне зависимости от половой принадлежности, погрузилось в новое для страны явление - просмотр телесериалов. Вышедшие на голубой экран первыми «Рабыня Изаура» и «Богатые тоже плачут», проделали подготовительную работу по восприятию жалостливых судеб их героинь, на что наши сердобольные люди отозвались всем сердцем.
  И когда на экранах появилась нескончаемая «Санта-Барбара», почти все разговоры местных жителей крутились вокруг перипетий, происходящих в американском курортном городке. 

  Не была исключением и семья Пети Зайцева. Петин отец, работавший в депо, когда там перестали платить деньги, перебрался в Смоленск, где устроился на работу. В Смоленске жили его родители и он, в ожидании лучших времен, остановился у них, приезжая домой только на выходные и праздники.
  Мама Пети работала раньше воспитательницей в детском саду, но сейчас он тоже был закрыт и она сидела дома, хлопоча по домашним делам и в маленьком огородике  возле дома. Еще там жила её мать, Петина бабушка, а дедушка умер три года назад, он очень переживал за распад государства и смену политического строя. Больное сердце этого не выдержало. Петина мама, оставшись без работы, не растягивала домашние дела на весь день, а также, как и раньше, справлялась с этим за два-три часа, а потом, пока не начались новые серии «Санта-Барбары» звонила своим приятельницам по прежней работе, чтобы обсудить события, происшедшие в сериале во вчерашнем показе.

  Еще одним развлечением, помимо сериалов, были походы на ярмарки, которые устраивали приезжие коробейники на центральной площади города. Поначалу отцы города, пересевшие из партийных кабинетов в кресла глав администраций, пытались разгонять их, но не получив поддержки населения, закрыли на это глаза. Да и сами со своими женами и детьми были неоднократно замечены на этих ярмарочных развалах. "Торговля - двигатель прогресса", — многозначительно говорили друг другу хозяева властных кабинетов, встречая там друг друга.
 
Так и текла, неспешно повторяющаяся изо дня в день, жизнь маленького городка и его обитателей. Но вот в один из осенних дней в помещении бывшего книжного магазина, не выдержавшего конкурентной борьбы с целой стаей книгопродавцев тоже приезжающих на ярмарку, а, может быть, закрытом по какой другой — идеологической причине, стоявшем с разбитыми витринами, появились рабочие в аккуратных синих комбинезонах. Они разгрузили, с приехавшей вместе с ними «Газели», новые стекла для витрин и еще много другой строительно-ремонтной продукции. В течении недели оттуда раздавался звук работающих электроинструментов, а потом на закрытой двери появилось объявление на котором крупными буквами было написано:

                СКОРО ОТКРЫТИЕ!
                МАГАЗИН «ТО, ЧТО ВАМ НУЖНО»
                В ТАКОМ МАГАЗИНЕ ВЫ ЕЩЕ НЕ БЫВАЛИ


 Новость моментально облетела весь город и стала поводом для огромного количества гаданий и предположений, что же могут продавать в таком магазине. Большинство людей, в том числе и Петина мама сходились во мнении, что это какие-то жулики которых в последнее время развелось немерено, и в этом магазине они будут продавать разного рода подделки под антикварные вещи.  Как говорила Петина мама,
 – Привезут какой-нибудь старый диван и будут говорить, что на нем спал Наполеон в 1812 году, или еще какую-то, выкинутую на помойку, дребедень.

 Разговоры о новом магазине, даже на какой-то момент отодвинули обсуждение последних известий из Санта-Барбары, тем более, что над магазином появился новый навес на котором было написано:

                ВНИМАНИЕ!
                ОТКРЫТИЕ СОСТОИТСЯ 19 СЕНТЯБРЯ!
               

  Петя возвращался из школы, где учился в восьмом классе. В городе были закрыты две школы из бывших трех. Осталась одна которую построили за год до роспуска союзных республик в свободное плавание. Школа находилась в новом микрорайоне, общественный транспорт, состоящий из двух автобусных маршрутов, давно был отменен и распродан и Петя добирался до школы на велосипеде.

 Автоматически крутя педали Петя предался нахлынувшим мечтам. 
 У них в классе появилась новенькая учительница только недавно закончившая институт и Петя влюбился в неё с первого взгляда. Он был очень романтичным мальчиком, одной из любимых книжек была «Одиссея капитана Блада» Сабатини. Петя часто представлял себя на месте капитана и мечтал о Арабелле. Новая учительница была очень похожа на Арабеллу, являвшуюся ему в мечтах, и последнее время даже вытеснила придуманный образ.
 Петя так замечтался, что не заметил, как колесо велосипеда стукнулось об телегу, которую тащила медленно бредущая лошадь, управляемая, сидящим на телеге, бородатым дедком. Петя в седле удержался, а у полусонного дедка от удара изо рта выпала дымящаяся папироса, упавшая в настланную на телегу солому. Дедок закрутился на месте в её поисках и не оборачиваясь вылил, еще не зная на кого, ушат ругательств. Наконец ему удалось найти папиросу и он обернулся.
– Малец, ты чего, не видишь куда едешь! – возопил дед.
 – Простите дедушка, - промычал Петя и нажал на педали.

  Через некоторое время, теперь внимательно смотря по сторонам, он поравнялся с новым магазином и увидел, что на дверях появилась табличка на которой было написано – «ОТКРЫТО»
 Петя от неожиданности остановился и еще раз посмотрел на дверь. Так и есть. Такие таблички он видел на новых магазинах, когда приезжал к отцу в Смоленск. Петя собрался уже ехать дальше, но подумал, что маме, наверно, будет очень интересно, что там внутри магазина и чем там торгуют. Он прислонил велосипед к стене магазина и взялся за латунную ручку двери. В этот момент вдруг его посетил какой-то холодок неосознанной тревоги. Но Петя не стал раздумывать над этим и решительно потянул за ручку.
 Массивная тяжелая дверь открылась неожиданно легко и плавно. В открывшемся Петину взору помещении царил полумрак, свет туда попадал из открытой двери ведущей куда-то еще. Не было слышно ни звука. Петя развернулся, чтобы уйти, но из-за светящегося проема двери прозвучало,
 – Кто там? Сейчас я выйду.  
В помещении, где находился Петя, зажегся свет, и через несколько секунд появился невысокого роста худощавый, сутулящийся человек. На нем был надет какой-то странный синий пиджак, сшитый из материала похожего на плюшевую скатерть, которой был накрыт стол на их веранде, и Петя подумал, что это, наверное, смокинг про который он читал в рассказах о патере Брауне.
 На голове, между серебрящимися сединой висками, лежала круглая черная шапочка.
 Кипа, - вспомнил Петя название этого головного убора, который видел однажды по телевизору.
 – Здравствуйте, мой юный друг, - немного скрипучим голосом произнес человек,
 - Надеюсь, вы зашли сюда, чтобы чего-нибудь приобрести для себя или для вашей семьи? Не стесняйтесь, я хозяин этого магазина, меня зовут Джузеппе Тратторе, мой папа был итальянским евреем, а как прикажете величать вас?
 – Меня зовут Петр Зайцев, - почему-то почти шепотом проговорил Петя.
 – Ну вот и познакомились, очень приятно, проходите поближе к витринам.
 Петя впервые оглянулся вокруг. Помещение было почти пустым, только вдоль одной стены стояли стеклянные кубы напоминающие аквариумы. Петя подошел к одному из них.
 - Не торопитесь, Петр, - говорил тем временем Тратторе.
 - Что-нибудь покупать всегда приятно, но, когда не надо торопиться, а если времени мало, то это даже раздражает.
 В кубе, который был достаточно объемный, чтобы выставить напоказ экспонатов двадцать, а то и тридцать, на стеклянных же подставках лежало всего пять предметов.
Одним из них была небольшая подзорная труба. Вторым – фотография бразильского футболиста Пеле. Эдсон Арантис ду Насименто, вспомнил Петя полное имя любимого футболиста своего отца. «Король», как его называл отец Пети, был в белом спортивном костюме и держал в руках футбольный мяч. Третьим предметом был какой-то иностранный фотоаппарат. Четвертым - отшлифованный камень с углублением в самой середине, сверкающей золотистыми кристаллами. Пятый предмет -небольшой деревянный обломок. Петя кивнул на камень.
– Это халькопирит, да? (Петя видел такой камень в музее минералогии, куда они ездили всем классом на экскурсию).
 - Вы очень образованный молодой человек, - похвалил Тратторе,
- Именно так. У меня есть этикетки к большинству из экспонатов, но я их сюда еще не успел прикрепить. Мне надо постараться, чтобы успеть к завтрашнему открытию.
 – А это что такое? – Петя показал на деревяшку.
 - O, это очень интересная штука, - сказал Тратторе.
 – Сейчас я вам её покажу. Он подошел к стеклянному кубу с другой стороны и достав из кармана брюк огромную связку ключей выбрал из нее нужный. Открыв ящик он осторожно вынул оттуда деревяшку.
- Дайте вашу руку, Петр.
 - А, может быть, не стоит? – тихо промолвил Петя.
– Ерунда, - уверенно сказал Тратторе и положил деревяшку в открытую ладонь Пети. Петя погладил гладкую поверхность.
- Она, как будто окаменевшая...
- Да, так и есть, этой деревяшке несколько тысяч лет, - откликнулся Тратторе.
 - Ничего себе, - Петя крепко сжал кулак, чтобы не позволить ей выпасть... Вдруг появилась боль во всей руке. Потом, что-то непонятное стало происходить в голове…  Она кружилась, как было однажды в парке на карусели… 
- Попробуйте закрыть глаза Петр, - предложил Тратторе.
- А теперь скажите мне, что вы чувствуете. Петя закрыл глаза и стоял несколько мгновений неподвижно, зажав в кулаке деревяшку. Сперва он услышал звук, похожий на тот, когда Петя с приятелем запускали плоские камни параллельно воде в пруду. Они отскакивали от воды с таким же звуком...
  - Хотя нет, это так плюхают весла в лодке, когда загребают воду! - Догадался
   Петя.
- Я как будто в этой лодке и кругом вода!
 Петины ощущения усиливались: к звуку, производимому веслами, прибавлялись другие. Они были знакомы Пете с той поры, когда он провел все лето в деревне, мычали коровы, кричали петухи, блеяли козы… Кроме того, Петя физически ощущал, что поднимается и опускается по волнам вместе с лодкой. Потом он увидел перед собой дремучий лес и почувствовал мох под ногами…
 - Интересно, правда?! - весело воскликнул Тратторе. Он взял своими тонкими пальцами деревяшку с ладони Пети и вернул предмет на место, снова заперев стеклянный ящик.
 Открывший глаза Петя, почувствовал, что рука больше не болит.
 - Этот деревянный обломок не так уж давно нашли на горе Арарат. Ты когда-нибудь читал или слышал про библейские мифы? Ну, да прочитаешь ещё. А пока скажи мне, что бы тебе больше всего на свете хотелось бы купить?
 Сперва Петя подумал про шикарные кроссовки, как у его школьного друга, но потом его осенило,
  - А нет ли у вас футбольного мяча с автографом знаменитого футболиста?
- О у меня много чего есть, - ответил Тратторе, - просто я еще не успел все рассортировать. Постой здесь я пойду поищу. Петя слышал, как он шуршит за стеной, перекладывая коробки и хотел уже ретироваться вспомнив, что денег у него кот наплакал всего девяносто рублей с мелочью, но Тратторе уже появился с мячом в руках.
– Я думаю, что футбольный мяч с автографом Эдуарда Стрельцова тебе подойдет?
  – Конечно! Только у меня не хватит денег, чтобы его купить.
  - Почему? – ответил Тратторе, - я назначу за него цену, состоящую из двух компонентов, ты заплатишь мне, скажем, пятьдесят рублей и расскажешь всем твоим знакомым о моем магазине, это будет самая лучшая реклама.


- Приходи еще, - были последние слова Тратторе перед тем, как захлопнулась дверь. Петя смотрел на нее. На табличке, висевшей на двери было написано
                "ЗАКРЫТО".


Рецензии
Доброй ночи, Николай!
А мне, если честно, не хватило этого рассказа. Такое подкупающее описаниями начало, интригующая приманка в середине, очаровательный главный эпизод в магазине и даже раскрытие секрета истинных маркетологов, но... Мне захотелось продолжения этой загадочной истории.
Почти увиделось, как каждый житель этого городка мистическим образом в этой маленькой лавке находит именно то, что искал.
Ну, и эпичный финал, когда итальянского еврея разоблачают и люди вдруг понимают, что он просто владел даром убеждения, что им в его лавке именно это и надо было, а сам "втюхивал" залежавшийся товар.

Простите, фантазия разыгралась.

Не хочу Вас обидеть, но увидела, что объемных произведений на Вашей странице нет, а хотелось бы, вот и раздула из Вашего рассказа целую повесть.

Но если говорить о том, что есть, то с уверенностью заявляю: чувствуется свой стиль (даже по тем трём рассказам, что я прочла). Нравится язык - читается легко (я вот у себя вижу грех - чересчур длинные предложения, а ещё обилие причастий и деепричастий). Ну, и Ваш конёк - дела житейские, понятные и приятные персонажи.

С уважением,

Алёна Сеткевич   25.03.2024 23:10     Заявить о нарушении
Алена, если хотите пообъемнее, почитайте повести "Вадька, Армейские годы" и фактически продолжение её "Вадим и Валентина".
Спасибо! А я прочитал сегодня "Лето в горошек" :-)))

Николай Таурин   25.03.2024 23:50   Заявить о нарушении
Спасибо за подсказку.

Алёна Сеткевич   26.03.2024 05:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.