Моди, Пабло и монетизация гения

Вы знаете что такое любовь? Настоящая любовь? Любили ли вы так неистово, что готовы были шагнуть в пламя преисподней? Я — да.
Амедео Модильяни

Модильяни, Великобритания / Германия / Румыния / Франция / Италия, 2004

Во многих источниках этот фильм обозначен как байопик, что все-таки не совсем, вернее, совсем не соответствует действительности. Не случайно фильм начинается с дисклеймера создателей: мол, все события не имеют ничего общего с действительностью. Здесь скорее все события подходят под примерно такой диалог:
- Ну не было такого!
- Но могло же быть?
- Пожалуй, да...

То есть да, Амедео Модильяни и Пабло Пикассо были знакомы, да, спутницей Модильяни была Жанна Эбютерн, да, однажды выставка Модильяни была закрыта полицией за непристойность. Но этим соответствие событий фильма историческим фактам исчерпывается.

Но обо всем по порядку. Париж, 1919 год. Война закончена. Начинается та самая эпоха, которой Париж подарил столько гениев. Начинается действие в том самом легендарном кафе «Ротонда», средоточии художественной богемы тех лет. Начинается, собственно, со скандала, который устраивает Модильяни (Энди Гарсия), в очередной раз всласть публично поиздевавшись над Пикассо (Омид Джалили). Так сразу задается первая основная сюжетная линия - противоречие между Моди (в реальности у Модильяни никогда не было такого прозвища) и Пабло, их борьба, противоречие их подходов к жизни и творчеству, но с другой стороны, единство гениев.

Пикассо: Почему ты меня так ненавидишь?
Модильяни: Тебя я люблю, Пабло. Кого я ненавижу, так это себя.

И тут же создатели фильма нас вводят во вторую сюжетную линию - любовь всей жизни Моди - Жанна Эбютерн (Эльза Зильберштейн), родившая ему девочку. Но они не могут стать мужем и женой - этому всячески противится отец Жанны, ревностный католик Ахилл Эбютерн (Джим Картер) - Модильяни еврей.

Художественное сообщество Парижа намеревается устроить соревнование художников, где призом станут пять тысяч франков. Будут ли участвовать Моди и Пабло?

Конечно, главный конфликт фильма - это противоречие Моди и Пабло. Моди - абсолютно классический пример безумного гения: дикие выходки, алкоголь, наркотики, полная неприкаянность по жизни, хроническая нищета. С другой стороны, Пабло: да, тоже гений, но прекрасно осознающий, сколько его гений стоит, прагматичный и жесткий. Причем, помирившись с Моди, Пабло пытается наставить его путь истинный. С этой целью даже возит его в поместье доживающего последние дни Огюста Ренуара (Теодор Данетти), чтобы показать, чего можно достичь: «Во что мне обошелся этот дом? Две картины!». Но даже Ренуар, как видно, скучает по временам своего гениального безумия, потому что на прощание спрашивает Моди: «А Вы действительно сумасшедший?»

Это главный вопрос: если ты гениален, должен ли ты быть гениальным до конца, отринув все мирское? Действительно сойти с ума - что кстати, и происходит с другом Моди, Морисом Утрилло (Ипполит Жирардо)? Следовать идее Тайлера Дёрдена из «Бойцовского клуба»: «Самосовершенствование - это онанизм, вот саморазрушение - это настоящий секс»?

А как же быть с близкими людьми? Жанна безумно любит Моди, но есть дочка, и Жанна снова беременна - как быть с этим? И, простите, надо на что-то есть и жить. Пабло, идя на некоторые компромиссы, вполне себе неплохо устроился. Сможет ли это сделать Моди? Узнаете.

И об актерах. Конечно, этот фильм - блестящий бенефис Энди Гарсиа. Он прекрасно передает всю глубину страстей мятущегося гения Модильяни, его страсть к творчеству, любовь к Жанне, какую-то общую неприкаянность, но при этом желание, чтобы все как-то поставить на «нормальные рельсы».

Эльза Зильберштейн в роли Жанны, безусловно, хороша. Забавно, что дочку отца-антисемита играет девушка с ярко выраженной еврейской внешностью. И, кстати, в некоторые моменты действия Жанна внешне становится очень похожей на всем нам известный портрет Ахматовой работы Модильяни.

Наверное, чтобы подчеркнуть стремление Пикассо к преуспеянию, Омид Джалили в этой роли больше похож на холеного мафиозо, нежели на гениального художника, как внешне, так и по повадкам. Но, еще раз, фильм не претендует на абсолютный историзм.

Да и весь актерский состав прекрасен: это и Ипполит Жирардо в роли Утрилло, и Питер Капальди в роли Кокто, и просто блистательно играющая Гертруду Стайн Мириам Маргулис (мы её помним по роли профессора Стебль в Поттериане). Наверное, несколько разочаровал Джим Картер в роли отца Жанны - штампы дворецкого Карсона из «Аббатства Даунтон», кажется, приклеились к нему навсегда. Русскую жену Пикассо, балерину Ольгу Хохлову, играет модель Эва Герцигова, ну, здесь амплуа известное, как в том анекдоте: ты ничего не говори, просто туда-сюда ходи, да?

Атмосфера Парижа периода расцвета экспрессионизма передана отлично, эстетика фильма безупречна. А некоторые сцены просто восхищают, например, танец Моди и Жанны под дождем под песню Эдит Пиаф (ну да, не было тогда Эдит Пиаф, но см. выше!) или сцена, в которой художники пишут свои картины к конкурсу, приведу даже ссылку, оно того стоит https://youtu.be/gShcC3MoDRg

Что интересно, при том, что атмосфера Парижа передана очень хорошо, ни одного кадра в столице Франции снято не было - весь фильм снят в ... Румынии. Что ж, экономия - дело святое, но, уверяю, на качестве фильма это совершенно не сказалось.

Итак, если вы хотите окунуться в атмосферу богемы начала двадцатого века с ожесточенным соперничеством равновеликих гениев, бурными страстями, сдобренными гашишем и абсентом, мятущихся художников и их бурной личной жизни - добро пожаловать в «Модильяни».

Photo by form PxHere


Рецензии