Тогда и сейчас Очерк
ТОГДА И СЕЙЧАС
ОЧЕРК
Я помню, что в годы моего советского детства, когда я учился в младших классах школы, в большой моде была у мальчишек моего возраста жевательная резинка.
В то время в СССР жевательную резинку не производили. И официально считалось, что употребление жевательной резинки - порочная и вульгарная буржуазная привычка, распространенная на «гнилом Западе» и заслуживающая только осуждения.
Но это лишь подогревало интерес к жевательной резинке мальчишек моего возраста - непременно попробовать этот «запретный плод», непременно достать где-то всеми правдами и неправдами запрещенную жевательную резинку с тем чтобы гордо щеголять перед всеми товарищами тем, что ты вот «как супермен» ее жуешь у всех на виду.
Взрослых и их осуждения, однако, побаивались. И жевательную резинку «до опупения» жевали только в своем тесном мальчишеском кругу. И очень ценили это редкое и дорогостоящее для нас мальчишек тогда удовольствие.
А удовольствие это для нас мальчишек было действительно дорогим в тем годы. В нашей мальчишеской среде появились «дельцы» и ловкачи, ребята обычно постарше нас, которые распространяли желательную резинку крохотными пластинами и очень за дорого (для нас мальчишек по крайней мере), добывая ее у моряков, приходивших в Ленинградский порт из загранплаваний.
Для матросов таких судов, ходивших из тогдашнего Ленинграда в загранплавания, это тоже был мелкий бизнес своего рода - закупать где-нибудь в Скандинавских странах большие упаковки дешевой жевательной резинки за ничтожные по европейским меркам деньги. И потом через посредников или агентов - вот таких подростков-дельцов о которых я писал - уже за приличные деньги крошечными порциями перепродавать эту жевательную резинку дворовой малышне тогдашнего Ленинграда.
Причем, как только через несколько лет (когда я еще был школьником не самых старших классов) советское правительство, наконец, решило покончить с нездоровым детским ажиотажем вокруг привозимой частным образом с «дикого Запада» вожделенной жевательной резинки. И в СССР стали выпускать какую-то собственную жевательную резинку – апельсиновую, лимонную и пр. – причем, культ жевательной резинки среди детворы с той поры быстро исчез сам собой.
Советскую общедоступную жевательную резинку мусолить во рту с гордостью у всех на виду никому из детей уже не хотелось… Ведь ее можно было купить в любой тогдашней булочной.
И интерес к жевательной резинке пропал в советской России навсегда. Он даже и в постсоветские времена не восстановился - никто в России и сейчас этой жевательной резинкой не увлекается. Наши хоккеисты, играющие и здесь в России в КХЛ и на Западе в НХЛ обычно прекрасно обходятся во время игры без всякой жевательной резинки во рту.
В отличие от канадских хоккеистов былых времен.
Мода конечно бывает на все - на то она и мода.
Но помимо моды тут сыграл свою роль и великий психологический закон - запретный плод всегда сладок.
И особой сладостью для человека всегда уже на подсознательном уровне обладает невиданное и удивительное, то чего не встретишь рядом в обыденной жизни, а вовсе не то, что совершенно необходимо для удовлетворения каких-то реальных и естественных человеческих потребностей.
Вообще советская власть подавляла естественную склонность людей к предпринимательству и к извлечению личной выгоды из любых организуемых мероприятий.
И я уже в детстве видел насколько живуча эта склонность к предпринимательству у обычных людей, если говорить об их большинстве конечно.
Помню, что в Гавани где я жил в годы моего детства были не только предприимчивые торговцы жевательной резинкой из числа подростков. Но были и столь же деловитые ловцы птиц из той же подростковой среды.
Рядом ведь было с нашим районом в Гавани тогда почти заброшенное и совершенно заросшее диким и буйным кустарником в те времена Смоленское кладбище - там обитало множество разнообразных птиц.
Их вот и ловили подростки-дельцы тогда. Ловили сетями. Использовали и другие известные приспособления для ловли птиц (клетки-ловушки и пр.). Я этот процесс ловли бедных птиц тогда несколько раз наблюдал своими глазами - юные дельцы, не видя во мне угрозы их промыслу, брали меня с собой на эти «охоты на птиц» на Смоленское кладбище.
Мне было интересно присутствовать на таких действах. Но неприятное чувство меня при этом не оставляло - ведь ловили и мучили тем самым живых существ, славных и красивых, которые и зла людям никакого не приносили никогда.
Как потом «сбывались с рук» пойманные птички - этого я не знаю.
Наверное попадали они в конце концов (может быть через посредников) на стихийный рынок всякой живности, который располагался у огромного и нелепого в своей огромности ленинградского кинотеатра «Гигант». Не в этом суть.
Суть в том, что бизнес тайно существовал и в советское время.
-----------------------------------------
По моему глубокому убеждению вовсе не к всеобщему равенству и братству стремились руководители большевистской революции и коммунистической власти в России - Ленин, Троцкий, Сталин-Джугашвили и все те кто их окружал во время Октябрьского переворота и после него.
Все эти люди и деятели, вожди большевизма, которые в конце концов устроили «кровавую мясорубку» в России - они чувствовали себя обделенными в царские времена и боролись за личное преуспеяние и за личную власть.
Общеизвестно что активнейшее участие в большевистском движении и перевороте, а затем и в установлении новой коммунистической власти в России принимали евреи.
И очень характерно ведь, что как говорится «не было в природе» евреев, любивших царскую Российскую Империю, любивших старую дореволюционную Россию и ее порядки.
В этой старой России евреи чувствовали себя обделенными и властью и привилегиями.
В этом плане показательны воспоминания Мариенгофа, друга-недруга Есенина, с которым Есенин жил вместе в бурные революционные годы, но в лице которого Есенин позднее приобрел явного недруга в конечном счете.
Отцом Мариенгофа был еврейский коммерсант (кажется из Риги), женившимся на русской дворянке.
И красной нитью проходят в мемуарах Мариенгофа воспоминания о том, какими лживыми и духовно ничтожными были, мол, дворянские привилегии и сама дворянская «и збранность»… Каким пошлым было, якобы, дворянское мнимое духовное превосходство.
За всем этим стоит одно - желание самому быть в высших слоях общества, быть «среди избранных». Отсюда и проистекает мнимое и показное презрение к дворянству как к «высшему классу».
И порочная в самых истоках своих страсть - быть непременно среди избранных и руководить всем миром - двигала и большевистскими вождями.
Отнюдь не случайно, что в конце концов победил и установил свою кровавую диктатуру самый подлый из них. Самый явный деспот-азиат, кровопийца и тиран Джугашвили.
Советская история имела многие этапы и периоды.
Русские люди тоже жили по разному при советской власти.
Кто-то бедствовал, был репрессирован и морально уничтожен. А кто-то процветал. Жил и сытно и счастливо, со всеми удобствами и благами.
У общества обычно есть заказ на людей определенного склада - то требуются бюрократы, то бесстрашные вояки, то, простите, прохвосты требуются исторически…
Есть как ни смешно и «историческая потребность» и в появлении и процветании прохвостов.
И вот они выходят на сцену историю и завладевают ею. Покоряют разинувшую рты в беспомощном удивлении ошеломленную российскую публику.
Ладно жевательная резинка… Этот комический «натиск Запада» СССР отразил. Но все остальное «шедшее из из бугра»… отразить советские власти не сумели.
Вся эротика была запрещено в СССР наглухо. Просто вся!
Нельзя было увидеть ни одной обнаженной картинки женщины или девушки! Ни одной! Все изымалось, западные фильмы с обнаженными сценами обрезались, кастрировались…
Надо было думать и говорить - секс вреден советскому человеку. Советский человек любит социалистическую Родину без всякого секса и половой любви.
----------------------------------
Мне хочется верить в Любовь. Мне хочется верить в Счастье.
Зачем уничтожили наш простой, но привычный советский мир. Зачем перевернули всю нашу жизнь вверх дном, зачем наплодили фантастически быстро разбогатевших после развала СССР бандитов и олигархов?
Зачем это все?
Очередной зигзаг отечественной Истории…
Или, образно говоря, очередной ее «кувырок через голову» в России, который почти никому не принес счастья.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» , в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» выпуск 2 (Волгоград, 2022). «ФУТАРК» (Журнал мистики и литературы) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ – http
Свидетельство о публикации №222102200730