Коньки

Давид Гренадер – https://stihi.ru/avtor/grenader1 

Начались зимние школьные каникулы 1957 года. В это январское утро Миша проснулся рано, так как он договорился с друзьями совершить конькобежную прогулку по реке. Миша был подвижным мальчиком лет одиннадцати, среднего роста, со светлыми волосами и голубыми глазами. Встав с кровати, он умылся, сделал лёгкую зарядку и попросил маму приготовить ему завтрак. Покушав, он обул ботинки с коньками, надел куртку и вязаную шапочку и вышел из дома.  Однако получилось не так, как он рассчитывал. Заехав к друзьям, он узнал, что у Пети поднялась высокая температура, а Лёню мать не пустила гулять, так как хотела, чтобы сын помог ей в домашних делах. Но Миша не отступил от своего решения и покатил в сторону реки.
В те, нелёгкие времена, большинство ребят катались на коньках, привязанных к обуви с помощью верёвок. Но Мишины родители, несмотря на то, что жили они небогато, подарили сыну на день рождения настоящие коньки с ботинками, и ими он очень гордился.
Утро выдалось морозным и безветренным. Пушистый снег сверкал под лучами восходящего солнца. Деревья были одеты в белый наряд. Высокие сугробы снега громоздились вдоль улиц. С крыш домов свисали длинные сосульки – признак недавней оттепели, а из печных труб вертикально поднимался дым. На дереве сидели красногрудые снегири, которые в поисках пищи перебрались из леса поближе к людям.  Миша, остановившись, с любопытством наблюдал за ними, пока те, испугавшись чего-то, не улетели.
Выехав на улицу Первомайскую, Миша покатил по укатанному слою снега в сторону площади Ленина и далее к базару. Добравшись до реки, Миша направился вверх по течению. На льду лежал тонкий слой снега, но он не мешал скольжению. По дороге то тут, то там встречались любители подлёдного лова. Мелкие рыбёшки лежали около лунок. Река стала расширяться. С правой стороны располагался судоремонтный завод, а слева виднелась ивовая роща, внутри которой проходил от реки канал. Летом по этому каналу, заросшему ряской и водяными лилиями, он катался с друзьями на лодке.   
Около завода Миша встретил трёх мальчиков на коньках. Они были немного старше его и одеты в тёмные куртки и шапки-ушанки. Остановив Мишу, они дружелюбно с ним поздоровались и один из них, тот который был повыше, спросил у Миши:
– Ты где живёшь и в какой школе учишься?
– На Первомайской, около пожарной, а учусь рядом, в шестой школе.
– Да, знакомое место. У тебя хорошие коньки и я хочу себе такие же. Ты не подскажешь, в каком магазине их покупал, и сколько они стоят?
– Нет, не знаю. Это подарок родителей на день рождения.
Закончив на этом разговор с ними и, попрощавшись, Миша продолжил свой путь, а его «новые знакомые» о чём-то бурно поговорив между собой, быстро покатили за ним. Приблизившись сзади, они окликнули Мишу, и, только он остановился, набросились на него, повалив на лёд. Миша отчаянно сопротивлялся, но силы были неравны. Двое парней держали его, а третий пытался снять с него коньки. Миша кричал, брыкался ногами и, даже, ему удалось нанести точный удар снимавшему коньки. Взбесившись, парень выхватил нож, и, перерезав шнурки на ботинках, стянул их с ног. Забрав коньки, парни быстро укатили.
Миша был в отчаянии. Из его глаз катились крупные слёзы. Ему стало очень обидно, потому что это случилось именно с ним, потому что он доверился этим парням, потому что потерял подарок родителей и вообще, потому что оказался в неприятном положении. Поднявшись со льда и отряхнувшись от снега, он задумался. Предстоял долгий путь без обуви по снегу домой. Поэтому он решил сначала пойти к бабушке и дедушке, которые жили возле базара рядом с речкой. Было холодно. Ноги начали быстро замерзать, а носки стали влажными и обледенелыми. Но Миша упорно шёл вперёд, стараясь не замечать холода. Так он шёл минут сорок, пока не дошёл до дебаркадера. Повернув налево, через базар он подошёл к знакомому дому и постучал в дверь...
Бабушка, увидев Мишу в таком состоянии, сначала схватилась за голову и начала причитать, но потом, успокоившись, раздела его и уложила в тёплую постель у печки. Через час он согрелся, и тут пришла мама. Она была очень расстроена и стала отчитывать Мишу за то, что он поехал на речку один. Бабушка, как могла, стала успокаивать её. Мама, поговорив минут десять с бабушкой, достала из сумки сухую одежду и ботинки и попросила Мишу переодеться.
Успокоившись, она взяла сына за руку и повела в милицию. Добившись приёма, они зашли в кабинет капитана милиции. Это был мужчина средних лет, светловолосый, плотного телосложения. Мама кратко обрисовала ему картину происшествия. Выслушав её, капитан попросил Мишу подробно рассказать ему о случившемся. Задав Мише ещё несколько вопросов, он долго беседовал с мамой. Она настоятельно требовала расследования разбойного грабежа по горячим следам. Капитан сначала долго не соглашался, но, в конце концов, сдался и, вызвав старшину Чеботарёва, поручил ему осмотреть место происшествия.
Было около двух часов дня, когда старшина Чеботарёв в сопровождении Миши и его мамы добрались до места, где с мальчика сняли коньки. На снегу были чётко видны следы борьбы. От них в сторону судоремонтного завода вели три следа от коньков. Мама уговорила старшину пойти по этим следам. Следы петляли между вмёрзшими в лёд баржами и буксирами пока не вывели их на территорию завода. Здесь следы были видны похуже, кое-где прерывались, но всё же вывели через дырку в заборе на улицу Портовую. На укатанной, как каток улице, следы терялись. Старшина развёл руками и сказал, что дальнейший поиск бесполезен, и он сейчас идёт на остановку автобуса, чтобы возвратиться в отделение милиции. Мама с сыном пошли вместе с ним. Когда они прошли метров триста, Миша увидел группу ребят, которые самодельными клюшками гоняли шайбу на пустыре. Среди этих ребят он вдруг увидел одного из грабителей. Не долго раздумывая, Миша, подбежав сзади, накинулся на него и повалил на землю. Завязалась борьба. Вовремя подоспевший старшина крепко схватил грабителя за руку и учинил ему допрос. Пойманный парень долго не отпирался, назвав своих подельников, имя и адрес женщины, которой уже успел продать коньки. Вся группа вместе с толпой зевак направились к дому покупательницы, которая жила совсем рядом. Двери открыла женщина и, по требованию старшины, отдала Мише коньки, сказав о том, что не знала, что они краденые.                Миша крепко прижал коньки к груди, как самую дорогую вещь. На его лице появились слёзы радости.

Иллюстрация с авторской странички


Рецензии