простые истины

           «В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься
            своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни».
                Леонардо Да Винчи


   Переоценила Даша свои силы, когда согласилась на прогулку в парке с Катенькой (соблазнилась на «расчудесный денёк»). Представила, как они - две симпатичные возрастные дамы - неспешно, дружно, вздыхая счастливо от наслаждения красотами, шуршат по песчаным дорожкам, наполняя себя гармонией…

   Денёк сентября действительно было расчудесным: улыбчиво-солнечным, ласково-теплым, с бездонно-высоким, прозрачным и ярким шифоном неба, с всё еще по-летнему сочно-зеленым шёлком листьев и хвои. Обманувшись неожиданно задержавшимся теплом (обычно к середине сентября уже холодает), радостно мельтешили над травой то белыми, то шоколадными,  то лимонно-желтыми крылышками  бабочки (поверили в неоконченное лето)…

   И впрямь можно обмануться, что сентябрь – это один из летних месяцев: все признаки налицо (на лице, лыбящемся довольно от солнечных прикосновений). Даша тоже готова вместе с бабочками  обманываться.  Даше тоже хочется еще тепла и лета.

   С забытым давненько удовольствием рассматривает Даша пейзажный калейдоскоп по ходу прогулки: ни намёка на осеннюю грусть.  Только татарник сезонно распушил свои белые космы, вымахав в человечий рост вдоль речного берега. Но и этот пугальщик чертей*  не портит пейзаж: колоритно смотрится растрёпа на фоне речного глянца. Даша даже залюбовалась колючкой: чувствуется в татарнике воля  расти как ему хочется и где хочется.
 
   Не хватало Даше в последнее время беспричинных радостей (таких вот, как любование чертополохом, например). Хотелось отвлечься от назойливых (мухи настырные) мыслей. Бездумья хотелось (типа сказать себе «халва» и почувствовать сладость).
   Если б еще Катенька «общалась» потише (ни дятла не слышно, ни пичуг) -  у Даши с «халвой» могло бы получиться …


   Даше – чуть за пятьдесят: существенная разница в «мировосприятии по возрасту», если с Катенькой сравнивать (Катеньке «минуло шестьдесят девять»).

/Даша все еще учительствует, хотя пенсия по выслуге оформлена: помогает дочке с отдельной квартирой (кто еще Иришке поможет? от экс-супруга помощь закончилась с дочкиным совершеннолетием). Сейчас жить со взрослыми чадами вместе  – плохой тон (все хотят свободы: и родители, и дети), вот квартирку для дочери Даша и прикупила, взяв кредит (приходится стратегически «мыслить в долг»).
До вселения дело пока не дошло (ремонт нужен соответствующий – не брать же еще один кредит?), но не это Дашу волнует. И даже не то, что дочка вот уже три месяца живет отдельно (чуть инфаркт не хватил поначалу: неожиданно все для Даши случилось). Беспокоит, что живет её девочка… с вертолетчиком. (Готовьсь, мамаша, к сюрпризам: прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте и бесплатно покажет кино…)
Свалился с неба на Дашину голову этот неведомый ей прежде вертолетчик… /


   Даша дочку обожает: хорошая девочка выросла. Физмат закончит с красным, если  в этом году из-за своего Александра не накосячит. А и накосячит… Даше не так важен цвет диплома – важнее, чтоб был. В теперешней жизни ты и с дипломом никто, а без диплома подавно. Но надежда на благополучное окончание учебы есть: первый раз так серьёзно дочку захлестнуло, а учеба – чётко по расписанию. Если честно, боялась Даша, что не до расписания будет дочке (хорошо помнит, что ей самой ТОГДА было не до него…).

   Вообще-то Иришка умная. И небалованная (не с чего было особо баловать: папиных алиментов на одёжку от модных бутиков только на бантики достало бы, а у Даши и при двойной нагрузке всё равно зарплаты на баловство не хватало).  Дочка по возможности с первого курса старается свою копеечку заработать, чтоб у мамки на мелочи не спрашивать. И репетиторствует со школярами, и в магазинчике «КарандашиК» все каникулы подрабатывает.

(Магазинчик школьная подружка Дашина содержит, сама в нем и торгует экономно: на канцтоварах «Ламборгини Хуракан» не заработаешь, а хочется. Ждет Иришкиных каникул «бизнес-леди» как подарка себе любимой, чтоб куда нибудь с кем нибудь слетать: она – свободная  от семейных уз птаха. Всегда была свободная. Говорит, что замуж выйдет когда её подружки разводиться перестанут…)
 
   Хвалит дочку подружка:  грамотная Иришка девочка. Но и грамотные девочки дурят не хуже малообразованных. Иногда даже получше малообразованных дурят. (Вспыхнувшую любовь к вертолётчику Даша выносит за скобки: любовные «пожары» - вне логики, это – стихийное бедствие.)
Вот, спрашивается, на кой доченька розочку на шейке набила? Чтоб каждый, кто шейку видит, знал, что она способна дурить?.. Что ж: мамку убедила. (Может, эта розочка и вертолётчика убедила?..)


   В общем, у Даши сейчас всё непросто. Нервная сейчас у Даши жизнь, непоняток много. «Кризис семейных отношений» называется. Было все простым и логичным: мамка вкалывает для семейного благополучия, дочка ценит и учится на отлично. Закончит - работать начнет в своё удовольствие. Замуж выйдет, толстенького пупсика глазастенького родит. Квартирка будет своя: если не потребуется (мало ли, какой муж обеспеченный попадется?) - сдавать можно. Не раз уже Даша с Иришкой перспективы обговаривала…
 
   И вдруг бац – и её девочка выросла до самостоятельных решений. Вдруг опа – и от мамки оторвалась без всяких «совещаний». Бумц – и поставила перед фактом: -Мам, я его люблю…
  Доросла дочка стройными ногами до «танго по-взрослому» - а умом?
 
/А посоветоваться с мамой?!...
Такая свободная от штампов любовь нынче: никаких конфетно-букетных приглашений к танцу? Это нормально: позавчера - познакомились, вчера в кафешке посидели,  а сегодня уже тангО? МолодЕц, мОлодец! Пусть не в три дня уложился (уложил) – в пару недель управился - ясно дело: молодЕц…
 Он молодец, а тебе-то зачем так спешить было, дочка?! Или медали на летной форме ослепили (все девочки любят героев)?../


   «Выбор» Иришки, вертолетчик этот,  для Даши загадка.
В школе дочке умные ботаны нравились в очках как у Гарри Поттера, а в универе – юморные преподы типа Ширвиндта. Нравились «бесконтактно», что совершенно безобидно: пущай нравятся.

   Загадка Иришкин «партнер по танцу» не потому, что он летун: наших асов-вертолетчиков Даша не меньше Ольги Скабеевой понимает и уважает. И Александра уважает: есть за что. В Сирии был (это – серьезный довод уважать). Сейчас-то в отпуске, а после отпуска  на Украину отправится: вот где война похлеще, чем в Сирии (и не надо Даше втирать про кремлевскую пропаганду - достаточно этих самостийных упырей послушать-посмотреть)...

   Не жизнь, а подвиг у Александра. На полном серьёзе: герой. Вопрос: а дочке этот геройский экстрим как? Это ж ни минуты покоя: только верь и надейся, надейся и жди…

Давление у Даши теперь из-за вертолетчика скачет, без валерьянки не засыпается…


   Хотя нет, загадка не про героическую жизнь.  Даша не может понять, КАК этот Александр к её дочке относится. Если любит – одна тема, если не любит – другая. Не понятны Даше его чувства от слова «совсем». И на циника, пользующегося молодой влюблённой девочкой, не похож. И на любящего, по Дашиным представлениям, не тянет. Характер такой – нордический (минимум эмоций на поверхности)?
 
   В его съемной квартире (в/ч «ценник» на съем оплачивает) Иришка как хочет хозяйничает:  меню «семейного питания» по своему вкусу организовывает, кровать новую сподвигла парня купить. Если не любит Иришку – зачем ему тратиться на новую кровать? А если любит – почему не скажет? Или говорит, да Иришка маме про это молчок? Так говорит, что лучше с мамой не делиться? Про себя-то она сразу выдала конкретно: -Мама, я его люблю. Не обсуждается.

   Как говорится, «для лошадей и влюбленных сено пахнет по-разному»*: не имея исходных данных о вертолётчике трудно Даше делать выводы.
(А как матери выводов не делать? Судьба же дочки на кону… Её, Дашина судьба, тоже.)
В окно смотрела: идут романтично, за ручку нежно держатся…


    Тревожится Даша за дочь, но  «я его люблю» - железобетонный аргумент  не спорить. Потому как главное мамкино предназначение – «Не навреди». Вот у другой её подружки (не у бизнес-леди, у той - сынок) дочка так втюрилась в раздолбая-босяка, что подружка дочку в бараний рог скрутила, а «отношениям» положила конец. И что?! Девочка сбежала из дому: до сих пор не найдут беглянку. Записку матери оставила: «Забудь про меня».
 Жуть!.. Даша подобную записку пережить не сможет…


  Разгадать бы «загадку», чтобы сердце не билось в горле…
 «В гостях у мамули» Александр этот - парень как парень: держится без суеты, смотрит спокойно, отвечает вежливо. «Душой нараспашку», конечно, не назовёшь - скорее, дочурка нараспашку (все домашние секреты выболтала и про себя, и про маму).
Даша попробовала нордического Александра про личное порасспрашивать, но увы: не преуспела в расспросах. Отделался  общими фразами (хоть в разведку такого засылай – тайну не выдаст).


    Факт: Иришка выросла (как без этого? ждала уже чего подобного вскорости). Даша не такая эгоистка, чтоб дитё при себе любой ценой удерживать, но страшно стало. Словно землетрясение под Дашиной жизнью завибрировало, лишая её устойчивости: что дальше?
   Жили себе мирно, вечером в новостях жуткие картинки видели, конечно (война, но, слава богу, далеко) – и вот на: война в их доме. В виде героя с медалями Александра. В виде влюбленного взгляда дочери, устремленного на этого героя.
(Что будешь делать, мамаша-Даша, чтоб пережить землетрясение? Горстями валерьянку глотать?)

   Даша-мамаша решила: чему быть… Решила: «в отношения не полезет». Дочка знает, что мамуля рядом, а герой пока предложения не делал, чтобы о нем как о сыне беспокоиться.
Смущает только легкомысленность влюблённых дочкиных глаз (не наплакалась бы после). Может, и хорошо это: легкомысленной быть? Даша никогда не умела…

 Возможно, сдержанность героя Александра не отсутствием чувств к её обожаемой Иришке объясняется, а тем, что в латинском выражении именуется их глубиной (аltissima quaeque flumina minimo sono labuntur - наиболее глубокие реки текут с наименьшим шумом)? Возможно, Иришка это раньше и лучше мамки поняла?..
 
   Поживем – увидим. Даша намерена от предположений отвлечься: «халва!»…


    Ага, с Катенькой отвлечешься…
    Катенька не умеет думать ни о чем молча – только вслух. А думает Катенька обо всём, что видит и обо всем, что знает, начиная свой спич с шедеврального исполнения вскрика «ОооОоЙххх!».
   Вскрик рождается в Катенькиной гортани сначала в писклявом высоком регистре, потом скатывается в обертонистый низ, затем опять к окончанию на Й-краткое взмывает вверх, заканчиваясь шумным выдох-х-х-ом. Если слышащий еще и  округляющиеся от эмоциональных переживаний Катенькины глаза видит - он сражен наповал: это непередаваемо!

  Первые три-четыре таких восклицания у любого слушателя вызывают полнейший восторг, на пятом этот крик души уже порядком надоедает. Когда  Катенька выдаёт своё очередное (седьмое?, восьмое?) «ОооОоЙххх!» с неослабевающим пафосным надрывом, оно травмирует Дашу до желания шлёпнуть ойкалке по заднице (заткнись, пожалуйста). Но Даша  не шлёпнет (а прикольно было бы…) Просто опять скажет приятельнице что нибудь насмешливое (о чем тут же будет сожалеть,  ибо Катенькино мировосприятие чужими доводами не пробить,  а со своими она всегда безоговорочно согласна).

   Катенька - Екатерина Павловна - «старая знакомка».   Знакомка – это по работе: раньше в одном  месте «услуги», как трактует МИНОБР*, оказывали. Катенька - воспитательные, Даша – образовательные (директриса решила, что Катенькино призвание – воспитатель группы продленного дня, с чем та и согласилась: «как это приятно: совершенствовать других»*).

   Старой Катенька себя не считает: она называет себя «женщиной с опытом» (у Жванецкого, вроде, всем женщинам по сорок пять, остальное – опыт?). Спортивненькая, бодренькая (скандинавская ходьба – каждый день), с личиком, похожим на глубоко подвявшее  яблочко (ибо «мы стареем натурально»), но с перламутровой розовой помадой на тонких губах.
 
   Катенька – модница: на семидесятом году жизни форсит в дочкой отношенных «дарёнках», включая обтягивающие брючки-стрейч в розочках и юбки с разрезами от бедра. Единственное, что Катенька от дочери не практикует – туфли на шпильке (из-за неизвестно почему появившихся «косточек» на ногах), предпочитая свою разношенную обувку.
   После скандинавской ходьбы Катенька и без палок бодро и ритмично машет руками, выстреливая из глубин своей взволнованной души направленными в Дашу дротиками вскриков. И дротики попадают в цель: Дашин кайф от прогулки расстрелян и почти убит…

-ОооОйхх, в детском питании – «пальма»! Жуть, Даш! Хорошо, что ни у тебя, ни у меня нет внучков!
-Я не думаю, Кать, что от внучков стоит отказываться из-за «пальмы». На рынке купим натурпродукт, если потребуется 
/про себя: твоей Любе уже поздно внуками маму одаривать, а моей Иришке сначала неплохо бы  «в замуж»…/

-ОооОйхххх, Даша, я просто в шоке от этих цен! Представь: инжир на рынке по тыще!!! Я хотела себя побаловать инжиром – и не побаловала: купила бананов с уценкой по 60 рэ. Ем эти бананы и говорю себе: -Ты ЭТОГО достойна?! Вот Путину бы нашу пенсию!
-Интересный способ себя оценивать, Катя. Еще начни примерять на себя некупленное соболье манто … 
/про себя: ну и побаловалась бы парочкой «вкусняшек» – сэкономила бы на чем нибудь другом. Одна живешь – можешь по своему усмотрению экономить… А про Путина: я б за две его зарплаты ни одного дня проработать не согласилась бы…/
 
-Даша, а твоя Иришка с этим вертолетчиком все еще «крутит»? /из-за одного слова «крутит» Даша готова на нецензурное: еле сдержалась/ -А что, вертолетчики сейчас востребованы: хорошие деньги имеют! ОооОоЙхх!, сбить их, бедненьких, насмерть могут! И в плен попадают к ЭТИМ! Хотя за большие деньги это - их работа...
/типун тебе на язык, Катька, не каркала бы, а?!... и что тебе дались чужие деньги?! /
-Катя, бесплатный сыр сама знаешь где. Ребята МАЛО получают за ТАКУЮ работу, белые воротнички в Сбере, не рискуя собой, больше имеют…
-Ну да, согласна, Иришке твоей повезло!.. ОооОоойххх, они ж не расписаны: ничего девочке от государства не достанется, если что!..
 
/Даша почувствовала желание не шлёпнуть, а врезать. Натурально и больно. Пенделя. По тощей заднице в цветастых брючках-стрейч…  –Сматывайся, Даш, от греха подальше, - сказала она себе. –Вали с этого променада, пока не нанесла коллеге  непоправимый моральный ущерб…/
 -Ох, прости, я забыла, что у меня сегодня репетиторство… Я побежала, Кать,.. - помахала она растерявшейся от неожиданности Катеньке ручкой, бегом рванув от неё по дорожке.
-Что?! Сегодня ж выходной… ОооОйх, Даш! В кои-то годы выбрались!.. – неслось Даше вслед, прибавляя ей злой прыти (только б не догнала «подружка», увязавшись следом…).


   Стремительно удаляясь  не оборачиваясь, Даша была готова убить не только Катеньку, но и себя: зачем поперлась в парк?!  Да с кем?! Что, забыла про Катькину болтливость?! Решила, что она – болтливость – безобидный трёп?! Дура! Дурища! ТЫ дурища, мамаша-Даша!.. Халвы ей захотелось!..

   Быстрая ходьба (а, главное, отсутствие погони со стороны «подружки») через некоторое время чуть успокоили: Даша замедлила шаг. Оказывается, она, рванув от ойкалки прочь, добежала по парку до другого берега речки, перемахнув через мостик и не заметив этого. Сто лет сюда, в этот дальний угол парка, не выбиралась.

   Тихо как… Красота... И, главное, ни души…
   Даша спустилась по крутому берегу к воде поближе. На выступающем из реки камне в метре от берега стояла утка. Обыкновенная серая кряква. Утка старательно чистила клювом свои перья, изгибая и вытягивая шею, чтоб достать хвост, спину, «загривок» или как там у уток плечи со спины называются. Утке не было никакого дела до Даши, она даже не посмотрела в её сторону: у неё, утки, есть дело поважнее.

   Какая прелесть! Картинка так контрастировала с Дашиным раздражительным побегом от «подружки»,.. что расхотелось от «картинки» уходить (домой – тем более: сегодня «дети» не придут даже на ужин).
   Даша села на траву, выдыхая остатки раздражения: -Хорошо как, господи…

   Уточка, наведя марафет, замерла на камне, склонив голову (собралась подремать). Прозрачная вода, как зеркало, отражала чистюлю во всех деталях (от красновато-охряных перепончатых лапок – до темных перышек на крыльях и шейке); отражала высветленную солнцем серость камня, служащего постаментом для уточки (живая скульптура «Покой»). Иногда, когда мальки скользили  вблизи этой восхитительной скульптуры, вода начинала легонько рябить, размывая зеркальное отражение, и Даша невольно замедляла дыхание: -Благодать…

   Мысли, конечно, всё еще соскакивали на Катю, но уже по касательной задевая сознание. С легкой усмешкой и на неё, и на себя. И даже (как раньше - до «променада») с долей сочувствия и симпатии к охалке.

  Вот язык у Катеньки… И как её словесный натиск муж терпел?.. Помер, бедняга, ибо пьянствовал в конце… Она ж такая: «если за что берется – обязательно доведет дело до конца», как сама говорит (прости мя, господи, за ехидство…).

   Даше стало вдруг стыдно за свою недавнюю озлобленность. Чего, спрашивается, разошлась? Иришку языком зацепили? Не со зла же. Еще неизвестно, какой у тебя, Дарья Сергеевна, язычок к семидесяти станет: может, ты вообще только «ОооОЙхх!» и сможешь выговаривать… Возраст – это тот еще «скульптор»: такое чудище из тебя может вылепить, что подумать страшно.
Лучше об этом и не думать (как Веничка Ерофеев говорит: «почтим минутой молчания то, что невыразимо»)…


  Уточка отдохнула. Соскользнула в воду с камня и поплыла против течения (чудо-кораблик), разведя треугольно легкие волны «по бортам». Вот так: вырастила своих утят, отпустила их в свободное плавание – и живет своей жизнью. Чистит перышки, дремлет на солнышке, ищет вкусненького у берега.
И Даше надо жить своей. Закон природы…

  Даша успокоилась окончательно. Еще немного посидит на берегу – и пойдет домой (ветер стал прохладным: можно и простудиться, пожалуй).
Жизнь продолжается так, как и должна продолжаться: дети вырастают, родители стареют,..  за летом приходит осень…

  * пугальщик чертей – чертополох, имеет общеславянские корни:  ;ъrt — ‘чёрт’ и polx — полоха;ть ‘пугать’, т.е. «пугающий чертей» (В.И.Даль, Толковый словарь)
* «Для лошадей и влюбленных сено пахнет по-разному» - С. Е. Лец
* МИНОБР- Министерство Образования
* «Как это приятно: совершенствовать других» - Дж. К. Джером, «Трое в лодке, не считая собаки»


Рецензии
Здравствуйте, Галина! Жизнь штука сложная, Но интересная. С уважением, Е Куманяев.

Евгений Куманяев   20.11.2022 23:20     Заявить о нарушении
Это да: сложная и удивительная) Спасибо за отклик, Евгений! Доброго Вам вечера)

Галина Давыдова 2   20.11.2022 23:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.