Лезгинофобия
Лезгинофобия* (др.-греч. — «страх») — предвзятое, подозрительное, неприязненное, враждебное отношение к лезгинскому народу, лезгинскому языку, лезгинам в частности; специфическое направление в этнофобии, в более узком смысле — страх перед Лезгистаном, как ареалом компактного расселения лезгин, или внедагестанской и внеазербайджанской внешнеполитической ориентации лезгин; боязнь совокупных потенций (скрытых возможностей) лезгин, также нетерпимость, выражающаяся во враждебном отношении к лезгинам, как к этнической группе (в Дагестане и в современном Азербайджане) или к мусульманам суннитам-шафи’итам, как к религиозной группе (исключительно в современном Азербайджане), их дискриминации/преследовании по этническому или религиозному признаку.
В Дагестане лезгинофобия окончательно оформилась в Советский период истории, в период правления коммуниста А. Даниялова. В современном Азербайджане лезгинофобия стала частью государственной идеологии — с момента провозглашения Азербайджанской Демократической Республики (АДР, в мае 1918 г.).
По мнению некоторых специалистов, лезгинофобия, как и антисемитизм, в отличие от большинства других национальных фобий, часто выступает как цельная идеология, то есть, как особый комплекс идей и концепций, имеющий свою структуру, систему понятий, историю генезиса и развития, а также свои типичные проявления. Часто лезгинофобия выступает в качестве составной части националистических движений и идеологии (в частности пантюркизма, и аварского национализма). Может присутствовать в различных сферах социальной жизни и на различных уровнях социальной организации (в бытовой, культурной, спортивной и политической формах). Является одной из форм ксенофобии. Расшифровка термина и смысловой нагрузки приводится впервые.
В целом лезгинофобия обозначает враждебность по отношению к лезгинам и/или лезгинам-суннитам, зачастую данная враждебность транслируется ко всем народам лезгинской языковой группы (цахуры, агульцы, рутульцы, табасаранцы, удины, крызцы, будуги, хиналуги и др.). Лезгинофобия, в Дагестане и в современном Азербайджане породила весьма специфические и уродливые исторические мифы в отношении лезгинского и родственных ему народов.
Идеология пантюркизма (в современном Азербайджане) и лезгинофобия (в Дагестанской АССР), в лезгинской среде способствовали появлению другого явления, так называемого «криптолезгинства».
Кроме того, лезгинофобия стала одной из главных причин внедрения в дагестанскую политическую конъектуру негласной политики квотирования национальных кадров на государственной службе.
Лезгинофобия является одним из главных сдерживающих факторов развития лезгин, да и в целом всей группы лезгиноязычных народов. С точки зрения этнопсихологии лезгинофобия является проявлением комплекса неполноценности индивида, его неспособности или нежелания интеграции в мультикультурное кавказское пространство.
Автор: ‘Али Албанви
*Материал подготовлен для включения в современные энциклопедические словари.
Литература / источники
1. ‘Али Албанви. Лезгинофобия, как боязнь совокупных потенций лезгин [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32Euho, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.10.2022). — Яз. рус.
2. ‘Али Албанви. «Криптолезгины»: кто такие и как они появились на Юго-Восточном Кавказе? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32SCiP, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.10.2022). — Яз. рус.
3. ‘Али Албанви. Криптолезгины, криптолезгинство (заметка для словарей) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32SSrg, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.10.2022). — Яз. рус.
4. ‘Али Албанви. «Пантюркизм» равно «Фашизм»? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32EuhY, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.10.2022). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №222102200812
Али Албанви 22.10.2022 20:12 Заявить о нарушении