Вопрос на засыпку-4 Что мне сказать подруге?

Я получила коротенькое видео от своей подруги из Украины. Проживает моя подруга в городе Кривой Рог Днепропетровской области. На видео я увидела знакомый пейзаж. Само видео было снято с балкона девятиэтажного дома. Я много раз бывала в квартире своей подруги и хорошо знаю тот район, потому что сама там когда-то проживала. Следовательно, в подлинности видео сомневаться не приходится.

На видео был снят взрыв и крик моей подруги «а ну быстро все в подвал! Устроили тут киносъёмки». Ну вот, собственно, и всё, что я увидела. Под этим видео подруга написала «уже и у нас началось. Это 5 взрыв за сегодня».

И что я могла ответить на всё это своей подруге? Банальное «будь осторожна»? Как будто она сама этого не знает. Что вообще можно и нужно говорить в подобной ситуации? Но и промолчать тоже нельзя. Ведь мне не безразлична жизнь моих друзей и знакомых. Может быть сказать, что нужно взять пример с Крыма? Что лучше поздно опомниться, чем быть убитым. Но я это уже говорила. Многим и не раз. В ответ ответили так, что больше говорить не хочется. Конечно, можно сказать, что это ваша жизнь и вы сами за неё в ответе. Что это ваш выбор. Но ведь это не их выбор! По большому счёту их выбора никто не спрашивал. Мирные жители не выбирают войну. Войну выбирают политики. Да вот только страдают мирные жители.

Потом позвонил ещё один знакомый из Одессы. Спросил банальное «как дела»? Почему-то мне стало стыдно. Стыдно от того, что они там все как на пороховой бочке сидят, а у меня здесь всё прекрасно. Словно бы я не имею право на прекрасно, если им там плохо. Буд-то бы в этом есть моя личная вина.
- Да как у меня дела? Всё, как всегда. Колхоз «тыхэ життя». – Отвечаю другу.
- Может быть русским и вам туда пору бомбочек забросить, чтобы вам там так скучно не было.
- Ты знаешь, не помешало бы. А то тут, некоторые, прямо богами себя возомнили. Земли под ногами не чувствуют.
Дальше в нашем разговоре последовала серия новых одесских анекдотов, которые я не стану передавать. Но, про себя я подумала, что в Одессе не всё так плохо, если шутят. А с другой стороны, как же не плохо, если несколько дней без света сидели? Если для того, чтобы переправить семью из Одессы в Молдавию, нужно чуть ли не квартиру продать. А в море вообще нельзя купаться. Даже подходить к нему. Всё заминировано.
Думаю, что тут больше подойдёт сказать, что одесситы особый народ. Они и на том свете шутить будут. Независимо от того в рай ты попал или в ад.

Решила, всё-таки набрать подругу, которая прислала видео.  Ведь молчание можно принять за безразличие.
- Слушай, я не знаю, что сказать. – Говорю подруге. – У меня просто нет слов.
- Да мы тут, вроде как, привыкли уже. Это сначала страшно. А потом привыкаешь.
- Когда же вы привыкнуть успели?
- Что тебе сказать? Грохот давно уже слышно было. И страшно. Страшно, когда дом весь дрожит. Ну вот и привыкли, можно сказать. А теперь и увидели.
- У тебя там свет, вода есть? В Одессе не было.
- Воды пару дней не было. Но нас предупредили что бы запаслись. А электроэнергия есть.
- Ты хоть свечками запасись. Они есть в магазине?
- Да полно. У нас люди собираются на дачах зимовать. Дровами запасаются, печки там всякие сами делают. Ну это если тепла в квартирах не будет. Сдаваться и падать на колени никто не собирается.
- У тебя ведь тоже дача есть.
- Есть и даже с печкой. Я на ней варенье варю, а потом уже домой перевожу. Ну вот в этом году не перевозила. Так банки и стоят на даче.
- Ну вот, уже с голоду не помрёшь.
— Ну это с какой стороны посмотреть. Дров у меня нет. Немного насобирала, да кто-то украл. Люди сейчас на дачах, дрова на улице не оставляют. Если что, придётся самой фруктовые деревья спилить. Ну пока трогать не хочу. Жалко. Их ещё мои родители садили. Дай Бог, не придётся.
- А купить дрова нельзя?
- Да где же их у нас купишь? Лесов в округе нет. Да и кому они были нужны раньше, дрова эти?
- А другие где берут?
- У кого дома нормальные мужики остались, так они в посадках рубят. А мой ведь умер два года назад. А сын служит.
- Он хоть не на передовой?
- Нет. Он же вообще с белым билетом. В армии не был. Но сам пошёл в военкомат что бы взяли служить. Судимостей у него нет, вот и взяли. Но не на передовую.
- Почему ты его не отговорила?
- Да разве он послушает? Знаешь, я в Бога стала верить. А в кого ещё в наше время верить? И кому? В церковь хожу. Прошу Бога жизнь его сохранить. Ведь свою землю защищает. Не просто так кровь проливать будет.
- А я недавно фильм смотрела. Про войну в Чечне. Так там один монах сказал, что земля она общая. Все в неё поместятся. Вот только зачем? Не для того Бог дал человеку землю, чтобы человек кровь проливал. Что бы сам, раньше времени, лёг в неё. Земля, она для радости и красоты. Жить на ней нужно и радоваться, а не делить.
- Так, а разве мы против? Это ты русским скажи. Всё им мало! Живут как первобытные и нам такого счастья хотят. А оно нам нужно такое счастье?
- Ну почему первобытные? Нормально они там живут.
- Ой, ну кто там нормально живёт? Десть-пятнадцать городов? А остальные? Самая богатая страна в мире, а народ живёт как самый бедный! У нас нет тех богатств, как у них, но мы живём лучше и на их добро не посягали.
- Ну, может быть, вы и не посягали, а те, под чью вы дудку пляшете, те посягали.
- Ой, да знаем мы их эту песню. Никогда бы Зеленский не начал сам войну с Россией! Никто бы его не заставил это сделать. Пусть хоть тысячи карт нападения ему подсовывали. А теперь мы просто вынуждены защищаться. Конечно, огромное спасибо всем странам за помощь.
- Ну не ужели ты веришь в то, что кто-то действительно за вас переживает? Кто? Германия? Америка? Канада? Польша? Кто?
- Мы понимаем, что переживают они за себя. Но, чтобы защитить себя, они вынуждены помогать нам. И нас это, на данный момент, устраивает. Вот у нас по ТВ сказали, что какой-то самый элитный натовский отряд прибыл в Европу из США. Для защиты Европы.
- Так ведь Европы, а не Украины. Они прибыли защищать страны НАТО, если будет такая необходимость.
- Но ведь они готовы вступить на землю Украины.
- Я думаю, что тебе нужно молиться о том, что бы они никогда на неё не ступили.
- Почему?
- Потому что они не станут защищать народ Украины. Украина не НАТО. А защищать они будут только натовские земли. Следовательно, вас сровняют с землёй. Неужели ты думаешь, что они станут сортировать, где русский, а где украинец? Или в этот дом можно стрелять, а в этот нельзя. Им дадут приказ зачистить территорию, и они её зачистят. Не разбираясь, кто там есть. Ну как в той детской считалке «раз, два, три, четыре, пять я иду тебя искать. А кто не заховался – я не виноват».

И тут на экране показалась детская мордашка. Улыбаясь во весь рот, мальчик заявил:
- Русский корабль – иди на х….
- И кто это там у тебя такой умный? – Спросила я подругу.
- Да, соседи попросили за их внуком посмотреть пока они в магазин сходят. Стреляют всё-таки. Как его одного дома оставлять? Детские сады не работают.
- Тебя как зовут? – Спросила я малыша.
- Данила.
- Какое красивое имя. А ты знаешь, что это русское имя?
- Не правда. – Заявил мальчик. – Русское имя Путин.
- Путин, это не имя, а фамилия. – Поправила я малыша.
- Путин это г…н, а не фамилия.
- Ну я вижу, ты слишком грамотный. Лучше меня всё знаешь.
- Всё знает мой дедушка. – Серьёзно заявил малыш.
— Это он так говорит?
- Да.
- А твой дедушка тебе не говорил, что такие слова называются матюками. А матюкаться нельзя. Особенно детям. Давай, бежи в туалет и побыстрее.
- Зачем? Я не хочу в туалет.
- Нужно.
- Зачем?
- Тебе нужно быстро пополоскать рот. Что бы он больше никогда не матюкался. Если тебе что-то или кто-то не нравится, это можно объяснить нормальными словами.
- А деду тоже нужно рот пополоскать?
- Деду нужно ремня дать. Такой большой и не знает, что нельзя плохие слова говорить.
- Кто не скаче тот москаль. – Заявил мальчик. – Это не матюк? Это можно?

Малыш убежал. Может быть рот полоскать. Не знаю.
— Ну это же совершенно ненормально детей такому учить. – Только и смогла сказать я подруге.
- А кто их учит? Это же чуть ли не на каждом доме написано. А дети у нас сейчас грамотные. Читать рано умеют.
- Но ведь он чётко и ясно сказал, что дед. А его дед не подумал об обыкновенном самосохранении? А если мальчик столкнётся с русскими военными и выложит им всё это в глаза? А если они в тот момент будут сами на грани? Сам дед, если что, навряд ли скажет им это в глаза. Ой, да ладно. Кто меня послушает? У меня же всё хорошо и бомбы над головой не летают. Всё чаще приходится это слышать буквально от всех..
- Не обижайся, подруга. Ведь это правда. Я не желаю тебе пройти то, через что приходится проходить нам здесь. Я только на одно надеюсь, что, если помирать - так быстро. Не дай Бог калекой остаться. И ты знаешь, думаю об этом спокойно. Мы то уже пожили. Молодёжь жалко.

И что тут можно сказать? Стена не пробиваемая. Тут хоть молись, хоть стреляй итог одинаковый.


Рецензии
"Не для того Бог дал человеку землю, чтобы человек кровь проливал. Что бы сам, раньше времени, лёг в неё. Земля, она для радости и красоты. Жить на ней нужно и радоваться, а не делить".

Чечня-прямой аналог ДНР и ЛНР в попытке вырваться из под нежелательной власти. А раздолбанный Грозный совсем не пример редким перестрелкам на украинской линии соприкосновения с сепаратистами.
"Да и где она, эта родина? Не та ли это песчинка в безбрежном океане материального мира, неведомо как и когда появившийся в этом мире голубой шарик, который несётся, вращаясь, сменяя день ночью и ночь днём, согретый раскалённым нашим светилом?" (Мемуары "Такая жизнь").

Анатолий Ефремов   13.01.2024 21:40     Заявить о нарушении
Вы знаете, Анатолий, сегодня я летела в самолёте из Атланты в Кливленд. Время было вечернее. Сидела я возле окна. Просто потрясающий вид заката! На сколько хватает взгляда, видишь почти чёрные плотные облака и ярко красный закат. Больше ничего. Понимаешь, что там, внизу, осталась красавица Земля. И люди, живущие там, в низу, всё что-то никак не поделят. Почему-то я подумала, что это последнее, что увидит человечество после того, как какой-то (уже не важно будет откуда) идиот, выпустит ядерное оружие. И как же неуютно мне было пить свой кофе (принесённый стюардесой)и думать о чём-то хорошем. Потому что, в тот момент, ничего хорошего я не видела. Только этот красивый закат, который в любой момент может оказаться последним. Последним для всех...

Людмила Троян   21.01.2024 00:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.