Самаркандская программа

SAMARKAND PROGRAM
IN MATHEMATICS AND THEORETICAL PHYSICS FOR THE THIRD MILLENNIUM
SAMARQAND DASTURI
САМАРКАНДСКАЯ ПРОГРАММА (русскоязычный перевод)
29.05.2001

(Русскоязычный перевод)
А. Афлитунов. Уважаемые представители фундаментальной науки! Мы (подразумеваем Нас в единстве с Единым - шутка) благодарим организаторов за предоставленную возможность изложить кратко наше видение проблем третьего тысячелетия в математике и теоретической физике.
1. В области математики главной проблемой мы считаем алгебру многочленов с несколькими переменными. Именно к этой алгебре сводятся решения сложнейших уравнений, важных как для самой математики, так и для прикладной науки.
2. В области теоретической механики необходимо исследование групп нелинейных преобразований неинерциальных, особенно вращающихся систем, в которых принцип относительности не имеет места. Совершенно не всё равно, считать, что Земля вращается вокруг Солнца или Солнце вращается вокруг Земли. Во вложенных друг в друга вращающихся системах уместно вернуться к абсолютной системе отсчёта, в которой уравнения и формулы окажутся наиболее простыми и естественными. Можно считать это второй коперниканской революцией в науке.
3. Крайне необходимо продвинуться в новых геометриях. Важно перейти от геометрий непрерывных координатных пространств к геометриям с дискретными, квантованными координатными пространствами.
4. В области теоретической физики мы остановились и достигли известных успехов на вторичном квантовании. И тут, благодаря Дираку, были открыты свойства вакуума и античастицы, была построена квантовая электродинамика с поразительными результатами. Теперь пора прийти к третичному квантованию, под которым мы понимаем квантование пространства-времени-массы, квантование гравитации. Затем можно ставить проблему четвертичного квантования - квантования знания, информации, информационного дальнодействия. К каким это приведёт результатам, трудно представить даже самым смелым фантастам.
5. Совсем фантастической проблемой покажется проблема, выходящая за рамки математики и физики, - проблема смысла «игры» Абсолюта в математику и физику, смысла глобальных программ  игры в познание, знание и сотворение вселенных.

В заключение хотел бы добавить своё мнение о значении возрождения фундаментальных научных исследований в Самарканде. Страны и их народы тогда сильны, когда сильны их интеллект и дух. На протяжении всей истории мы видим бедность стран, обладающих огромными территориальными и природными ресурсами, и процветание стран, доминирующих в интеллекте, в науке и технологиях. Как только наступает мировой кризис, возникает внимание к науке в Самарканде. В Самарканде жили и творили Наиболее поучительным и наглядным оказался параллельный Великому Шёлковому Пути, предложенный президиумом Всемирной Платоновской академии наук и искусств «восьмиричный маршрут интеллектуалов»: Киото-Сиань-Агра-Самарканд-Шираз-Багдад-Стамбул-Луксор. Мы очень многое почерпнули для себя на этом пути.  Спасибо за внимание!
1. In the field of mathematics, we consider the algebra of polynomials with several variables to be the main problem. The solutions of the most complex equations, which are important both for mathematics itself and for applied science, are reduced to this algebra .
2. In the field of theoretical mechanics, it is necessary to study groups of non-linear transformations of non-inertial, especially rotating, systems, in which the principle of relativity does not hold. It does matter  whether the Earth revolves around the Sun or the Sun revolves around the Earth. In nested rotating systems, it is appropriate to return to the absolute reference frame, in which the equations and formulas will turn out to be the most simple and natural. This can be considered as the second Copernican revolution in science.
3. It is imperative to advance in new geometries. It is important to move from geometries of continuous coordinate spaces to geometries with discrete, quantized coordinate spaces.
4. In the field of theoretical physics, we stopped and achieved certain successes in the second quantization. And then, thanks to Dirac, the properties of vacuum and antiparticles were discovered, quantum electrodynamics was built with amazing results. Now it's time to come to the third quantization, by which we mean the quantization of space-time-mass, the quantization of gravity. Then it is possible to pose the problem of quaternary quantization - quantization of knowledge, information, informational long-range action. To what results this will lead, it is difficult to imagine even for the most daring science fiction writers.
5. A problem that goes beyond the scope of mathematics and physics, the problem of the meaning of the "game" of the Absolute in mathematics and physics, the meaning of global programs of the game in the knowledge, cognition and creation of universes, will seem like a completely fantastic problem.

In conclusion, I would like to add my opinion on the significance of the revival of fundamental scientific research in Samarkand. Countries and their peoples are then strong when their intellect and spirit are strong. Throughout history, we have seen the poverty of countries with vast territorial and natural resources, and the prosperity of countries that dominate the intellect, science and technology. As soon as the world crisis comes, there is attention to science in Samarkand. The most instructive and illustrative was the “eightfold route of intellectuals” proposed by the Presidium of the World Platonist’s Academy of Sciences and Arts, parallel to the Great Silk Road: Kyoto-Xi'an-Agra-Samarkand-Shiraz-Baghdad-Istanbul-Luxor. We have learned a lot along the way…

Thank you for your attention!


МИФОЛОГИЯ САМАРКАНДА
Самарканд – столица Тимура, это единственный город в мире, на гербе которого изображен знак Шамбалы. Эти три кольца были печатью Тимура (Тамерлана).
 Согласно Рерихам, работавшими с Учителями из Шамбалы, Тимур владел присланным ими Камнем Чинтамани. Этот Камень изначально был даром Ориона, считавшегося ответственным за духовную эволюцию на Земле. Не зря Орион почитался у древних египтян как самое священное созвездие. Считается, что три пирамиды в Гизе есть земное отражение трёх звезд пояса Ориона.
Согласно легенде, в очень давние времена Камень с Ориона послужил основанию Великой Общины Света на Земле, которая получила на Востоке название Шамбалы. Он хранится в Башне Шамбалы в Гималаях, но его кусочки доставляются Посланцами Шамбалы в специально избранные точки Земли, где  планируются образование нового центра цивилизации или возжигание пламени духовной революции. Эти кусочки связаны с камнем в Башне и могут передавать и получать информацию. Их приносят новому владельцу совершенно нежданно и необычным путём.
Чинтамани усиливает энергетику владельца, способствуя победе в любом начинании. Чинтамани был в руках Соломона, Александра Македонского, Чингисхана, Тимура, Акбара Великого, Наполеона, Рерихов. Страна, в которую попадает Камень, получает особое покровительство Братства Света.
В определённое время начинает активизироваться связь созвездия Орион, Камня в Братстве Света (Шамбале) и осколка Чинтамани, странствующего по миру. В этот период начинают происходить величайшие исторические сдвиги и события. История Самарканда полна ими. Самарканд как магнит во все времена притягивал в свою орбиту величайших людей, приходящих в этот мир.
Судьба связала Самарканд со всеми знаменитыми правителями Евразии – Александром Македонским, Чингисханом, Тимуром и… даже с Иосифом Сталиным. В Самарканде жили известные астрономы и математики, знаменитые историки и медики, прославленные поэты, мыслители и художники.
Наряду с Вавилоном и Мемфисом, Афинами и Римом, Самарканд входит в число древнейших очагов культуры человечества. Ни один город Востока не имел столько названий, сколько их имел Самарканд: «Лик Земли», «Эдем Востока», «Сияющая точка Земного шара», «Услада мира» и т. д. Архитектурные памятники Самарканда входят в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
На состоявшейся в 2005 году 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение о широком праздновании 2750-летнего юбилея города Самарканда.
 В 2007 году Самарканд отметил свое 2750-летие, но мифы говорят, что он значительно старше. Возможно, что продолжающиеся археологические раскопки международных экспедиций на древнем городище Афрасиаб, где изначально возник город, могут в будущем предоставить доказательства его более старшего возраста и связи с древними цивилизациями. Например, на городище  Афрасиаб были найдены вытянутые черепа, явно принадлежащие не современной расе. Такой формы черепа были у Эхнатона и Нефертити, а также членов их семьи, что неестественно и скорее относится по своему внешнему виду к существам, объём мозга которых в 1,5-2 раза превышает аналогичный показатель обычного человека..
В некоторых работах (С. Канашевский) считается, что долихоцефальная (вытянутая) форма черепов стала переходным этапом от кристаллической формы сознания паскатов из звёздной системы Сириуса Б к кристаллической форме сознания современного человека. Полагают, что эти существа с самого начала активно участвовали в человеческой эволюции.
Таким образом, в перспективе возможно открытие новой истории Самарканда, связанной с Сириусом. По оценкам специалистов, общая высота культурных останков городища Афрасиаб, где была найдены вышеуказанные вытянутые черепа, составляет свыше 30 метров, из них исследовано только 3 метра.
Афрасиаб – герой поэмы персидского поэта Фирдоуси «Шахнаме», легендарный правитель страны Туран (персидское название Туркестана). Афрасиаб считается основателем Бухары и Самарканда.
      
Александр Македонский
Первое письменное упоминание о Самарканде относится к IV веку до н. э., когда в Среднюю Азию вторглись железные фаланги Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.). Здесь, в Согдиане, центром которой был Самарканд, непобедимые воины Александра Македонского потерпели первое поражение. Ему пришлось осаждать город несколько раз. Широко известно выражение, приписываемое Александру о городе: «Всё, что я слышал о Самарканде, всё – правда, за исключением того, что он гораздо более прекрасен, чем я мог представить себе». Тем не менее, это не помешало ему разрушить город. Однако именно в Самарканде впервые женился Александр Македонский. Этот царь Европы и Азии, имевший возможности взять жену из любой точки своей необъятной империи, выбрал именно Самарканд и местную княжну Роксану, которая родила ему единственного сына, имевшего шансы стать наследником своего славного отца. В Самарканде, в порыве гнева, Александр убил Клита – своего близкого друга и соратника, в свое время спасшего ему жизнь. Клит был братом Ланики, няньки маленького Александра и знал царя с его юных лет.
В 334 до н. э. Клит спас жизнь Александра в конном бою на реке Граник. Когда персидский вельможа Спифридат занес меч над оглушённым Александром, Клит отрубил персу руку. В последующих сражениях Клит всегда следовал за своим царём в самую гущу врагов.
Александр хотел передать Клиту в сатрапию Согдиану (главным городом которой был Самарканд) до конца не покорённую, однако произошла ссора. На пиру в 328 до н.э. Клит, разгорячённый вином, стал обвинять Александра в том, что тот приписывает все победы себе, забывая о солдатах, сравнивал Александра с его отцом Филиппом II и вёл себя дерзко, выказывая скрытое недовольство македонских ветеранов новыми порядками. Александр с копьём бросился на Клита, но телохранители царя удержали его поперек тела, а другие отобрали копьё. Ссору едва удалось загасить, выпроводив Клита, как он вернулся опять с обвинительной речью. Вспыльчивый Александр выхватил копьё у телохранителя и убил Клита. После этого Александр несколько дней не показывался на людях, искренне оплакивая бывшего друга…

Кусам ибн Аббас
В 712 году Самарканд завоевали арабы. Считается, что здесь был убит язычниками во время молитвы Кусам ибн Аббас – ближайший сподвижник и двоюродный брат пророка Мухаммеда. Его предполагаемая могила расположена в комплексе мавзолеев Шахи-Зинда, названного так в честь этого праведника ислама. По одной из версий, после убийства Кусам ибн Аббаса произошло чудо – он спустился в подземелье, где и живёт вечно. Отсюда появилось название – Шахи-Зинда или «Живой Царь».

Исмаил аль-Бухари
Глубоко почитаемый во всём мусульманском мире Исмаил аль-Бухари (810 г. – 870 г.) –самый авторитетный на Востоке собиратель хадисов – преданий о высказываниях и поступках пророка Мухаммеда, автор многотомной книги «аль-Джами ас-Сахих» («Достоверный сборник, Собрание достоверных хадисов»), которая считается вторым, после Корана, источником исламской религии. На её создание Исмаил аль-Бухари потратил 20 лет, он изучил более 600 тысяч хадисов, созданных его предшественниками. Свое собрание хадисов он разместил в 97 книгах, разделив их на 3450 глав. В одном разделе были собраны хадисы, которые было можно использовать в юриспруденции, в другом – этические, в третьем содержались исторические сведения, в четвёртом – биографии известных людей и т. д.

Абу Мансур Матуриди
В IX-X вв. в Самарканде жил и работал Абу Мансур Матуриди  – выдающийся мусульманский мыслитель и философ, основатель Матуридизма, являющегося основой мировоззрения мусульман – последователей ханифитской правовой школы, преобладающей среди мусульман в странах, населённых тюркоязычными народами, а именно на большей части Средней Азии, в Турции, в Поволжье и т. д.
Абу Мансур Матуриди родился в селе Матурид Самаркандской области около 894 года и умер в 944 году в Самарканде. Он стал основателем первой религиозно-правовой школы (мазхаб) по вероучению суннитов – последователей наиболее многочисленного направления в исламе. Считается, что до 90% мусульман исповедует суннитский толк ислама.

Авиценна
В Самарканде не раз бывал великий философ и ученый-энциклопедист, врач Авиценна (980-1037), живший в X веке в Бухаре. Оздоровительная физкультура, придуманная им, жива по сей день, и тысячу лет помогает людям. Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Авиценна говорил о массаже, закаливании холодной и горячей водой.
Помимо врачевания, он написал более 450 трудов в 29 областях науки. Авиценна всегда отличался исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний, отличался феноменальной памятью и остротой мысли. Будучи мальчиком, уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран.
Авиценна писал также произведения по теории музыки, которые являются частями его энциклопедических работ. Он первым в истории подвел под музыкальную историю научную базу, рассматривая музыку с позиций не только математики, но и социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии. Авиценна совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах, которая получила дальнейшее развитие в Европе в значительно более позднее время.
Этот гениальный человек умер в 1037 году, завещав отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам. Его похоронили у городской стены в Хамадане (Экбатаны), который является одним из древнейших городов в Иране и в мире, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.

Омар Хайям
В Самарканде жил и другой уроженец Бухары – Омар Хайям (1048-1122) – всемирно известный классик персидско-таджикской поэзии, учёный, математик, астроном, поэт и философ. В философии он был последователем Аристотеля и Авиценны. Его девизом было «Цель творца и вершина творения – мы».
Первым покровителем Омара Хайяма стал главный судья Самарканда, и именно в этом городе, в 1069 году, Омар Хайям написал свой математический труд «О доказательствах задач алгебры и аллукабалы», который принёс ему славу выдающегося учёного.
Большую часть жизни Омар Хайям провёл в городах Средней Азии и Ирана: Балхе, Самарканде, Исфахане и др. Всемирную известность принёс Омару Хайяму как поэту цикл четверостиший («Рубаийат») – мысли о вечном круговороте материи, взаимоотношениях между творцом, миром и индивидом, прославление вольнодумца-гуляки и отрицание загробной жизни. Основные идеи – страстное бичевание ханжества и лицемерия, призыв к свободе личности.
Могила Омар Хайяма находится в иранском Нишапуре, а возвышающийся над ней памятник великому поэту и математику – одно из лучших мемориальных сооружений современного Ирана.
В Самарканд пришёл 24-летний Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури летом 1072 года. Как следует из его имени, Омар Хайям родился в Нишапуре (ныне это территория иранской провинции Хорасан). Спасаясь от нашествия турок-сульджуков, он и бежал в Самарканд, славившийся на весь Восток своими учёными и суфиями.
Как пишет Маалуф, Хайям «добирался сюда долгих три недели и сразу, не переведя дух, отправился бродить по городу, следуя советам путешественников прошлых лет: Взойди на террасу Кюхандиса, древней цитадели, оглядись, глазам твоим предстанут лишь зелёные кущи да водная гладь, цветники да ряды кипарисов, подстриженных в форме быков, слонов, верблюдов и готовых к прыжку пантер».
Если нашествие всех завоевателей Самарканд успешно переживал, то «визит» Чингисхана в 1220 году оказался для города роковым. Взяв город, Чингисхан приказал его разрушить, а всех жителей — а население Самарканда составляло в то время около полумиллиона человек — убить или угнать в рабство. Вот как описывал те события арабский историк VIII века Ибн-Аль-Ассир: «Они ни над кем не сжалились, избивали женщин, мужчин, младенцев, распарывали утробы беременных и умерщвляли зародышей. Пришли, разрушили, умертвили, ограбили и ушли».
Такая, казалось бы, немотивированная жестокость, на самом деле имела если не оправдание, то хотя бы причины: монголы ещё не имели соответствующей системы управления, чтобы удержать города за собой; кроме того, это была продуманная стратегия устрашения . Самарканд стерли с лица земли.
Омара Хайям предсказал судьбу  таких правителей, как Чингисхан:

Если все государства вблизи и вдали,
Покорённые, будут валяться в пыли, —
Ты не станешь, великий владыка, бессмертным.
Твой удел не велик: три аршина земли.

Новые правители остались на этой земле навсегда: стоит мавзолей Гур-Эмир, где похоронен другой великий чингизид-завоеватель — Тимур.
Внук Тимура, царь-астроном Улугбек  посвятил Омару Хайяму особое место в своих трудах. Он чтил его как большого учёного. Омар Хайям в 1074 – 1079 г.г. занимал должность придворного астронома в Мерве (древнейший известный город Средней Азии, один из главных центров арабской книжной учёности) и разработал уникальную систему календаря, отличающуюся необычайной точностью. По его календарю один лишний день набирается лишь через четыре с половиной тысячи лет. Однако, к сожалению, этот календарь не получил распространения, и мы до сих пор пользуемся менее совершенными системами счёта времени.

Алишер Навои
В Самарканде учился и жил Алишер Навои (1441-1501) – поэт, мыслитель и государственный деятель. Будучи убеждённым гуманистом, своим творчеством и жизнью он утверждал достоинство человека, его право на счастье.


Поход Тимура на Делийский султанат
 За полтора века до рождения Тимура, образовалось первое крупное мусульманское государство на территории современной Индии, располагавшееся в северной части страны. Его основателями были тюрки – мусульмане, сделавшие Дели столицей своего государства, названного Делийский султанат. Историки отмечают, что впервые в истории миллионы индусов оказались под властью монотеистов. Официальным языком Делийского султаната был фарси – ведущий язык иранской группы индоевропейской (арийской) семьи языков.
В 1398 году Делийский султанат опасно ослабел в результате борьбы за власть и гражданской войны между наследниками его правителя Насир уд-дин Мухаммед Туглука, умершего в 1394 году, после 6 лет правления. Его сын Хумаюн прожил всего лишь 6 недель после того как занял престол умершего отца. Индию раздирали междоусобные войны, которые начались после смерти Фируз-шаха в 1388 году. За 10 лет пять королей, внуков и младших сыновей Фируза сменили один другого на троне Дели. Страна рассыпалась на маленькие царства.
 В этой ситуации Делийский султанат и сама Индия представляли для молниеносного набега самаркандского правителя Тимура не только возможность обрести новые сокровища, но и удовлетворить  амбиции как великого завоевателя. До Тимура ни один из великих завоевателей не смог дойти до Дели. Александр Македонский едва сумел пересечь реку Инд , Чингисхан практически не смог продвинуться по территории Индии.
Первая стычка разведывательного отряда Тимура с защитниками Дели под руководством Маллу-хана (который управлял городом руками султана Махмуд-хана) породила ропот одобрения и надежды на освобождение 100 000 индийцев, захваченных армией Тимура в плен по дороге к Дели. Бурная реакция пленников вынудила Тимура отдать приказ уничтожить их всех до одного из-за опасения восстания у себя в тылу. Численность пленённых превышала размер армии Тимура и могла стать грозной силой. Говорят, что даже святым людям, которые всегда шли с армией Тимура, было приказано превратиться в палачей. Это был один из самых ужасающих актов преднамеренной жестокости в истории человечества.
Тимур осадил Дели, армия Маллу и султана Махмуда вышла из ворот осаждённого города и проиграла сражение, несмотря на наводивших ужас боевых слонов. Одного из них захватил и пригнал в качестве подарка своему деду принц Халил. Отвага 15-ти летнего юноши так потрясла Тимура, что он дал ему титул султана. Именно Халил-Султан захватит незаконно власть в Самарканде после смерти Тимура в 1405 году, а в 1399 году сделал Тимура прадедом.
Тимур пообещал пощадить Дели в обмен на колоссальный выкуп. Сладость победы он начал ощущать, когда ему привели сотню захваченных военных слонов, которые по сигналу вожатых опустились перед Тимуром на колени, выражая покорность. В последующих сражениях они станут любимой военной новинкой Тимура. Сдача города прошла мирно, размер выкупа был согласован. Однако через несколько дней после битвы в городе вспыхнуло восстание, действительные причины и зачинщики которого до сих пор не известны. Погибли воины Тимура, а за этим всегда следовало возмездие. Последовавшие резня и разорение до сих пор поражают своими масштабами: они превратили Дели в пылающий ад. Городу потребовалось более ста лет, чтобы оправиться. Вся Северная Индия пережила одно из самых опустошительных нашествий и увидела апофеоз войны – пирамиды из отрубленных голов. Если не считать битвы на Курукшетре, где жертв было несравнимо больше, то именно Тимур написал самые мрачные страницы индийской истории, которые стали его последним триумфом. Это была одна из величайших побед Тимура. На пути к Дели он прошел со своей армией через самые неприступные горы планеты, пересёк реки и пустыни и в конечном итоге поставил на колени один из прекраснейших и богатейших городов  мира. Тем самым Тимур превзошёл Александра Македонского и Чингисхана.
     Кафедральная мечеть (Биби-Ханум) Тимура в Самарканде была построена как памятник его бесчисленным победам и как благодарность богу, который даровал эти победы. Примечательно, что прообразом такого монументального сооружения стала мраморная мечеть Фируз-Шаха на территории современного Дели. На строительство кафедральной мечети в Самарканде Тимур собрал сотни мастеров, включая индийских. Она стала крупнейшим из архитектурных творений Тимура, который лично руководил её строительством, проводя здесь, несмотря на проблемы со здоровьем, по нескольку часов в день. Другие называют её памятником высокомерию Тимура, т. к. она начала быстро разрушаться из-за спешного строительства и размеров здания.

Улугбек
С 1409 по 1449 гг. в Самарканде правил внук Тимура Улугбек (1394-1449) – величайший учёный своего времени. Величие сразу было заложено в его имя – Улугбек означает «Великий князь». Сразу после рождения внука Тимур поручил его воспитание своей старшей жене Сарай Мульк-ханум, отличавшейся особой мудростью и сумевшей развить своим воспитанием природные таланты Улугбека. Повзрослев, он будет с неизбывной болью и тоской вспоминать те прекрасные и чудные мгновенья детского счастья, пережитого вместе с Сарай Мульк-ханум, именем которой – Биби-Ханум - называют кафедральную мечеть Тимура в Самарканде, построенную после его похода в Индию в 1399 году.
С детства Улугбек сопровождал Тимура в его походах. В 1397-1398 годах он вместе с ним в Индии, в 1399-1404 – в Малой Азии и Сирии. Считается, что в 1402 году, во время военного похода деда, Улугбек увидел руины крупнейшей обсерватории своего времени в городе Марага (ныне Мераге в иранской провинции Восточный Азербайджан), построенную в 1259 году на средства внука Чингисхана Хулагу. Его брат Хубилай основал в Китае правящую династию Юань (Исток) и город Пекин (Ханбалык), куда перенёс в 1260 году столицу монгольской империи из Каракорума. Поэтому Марагинская обсерватория оказала исключительное влияние на обсерватории многих стран Востока, в том числе на обсерваторию в Пекине.
 Позднее, в 1417 году Улугбек сам начал строить в Самарканде одну из самых больших астрономических обсерваторий мира того времени диаметром 48 м и высотой свыше 30 м. Она представляла собой трёхъярусное цилиндрическое здание, а главной частью был расположенный в специальной шахте секстант радиусом около 40 м, не имевший равных в мире. Благодаря колоссальным размерам инструмента, вычисления, провёденные с его помощью, давали результаты не превзойдённые по точности даже значительно более поздними астрономами. Обсерватория Улугбека, несомненно, была самым изумительным научным сооружением из всех, какие только до сих пор известны.
Создание Самаркандской обсерватории стало возможным потому, что в лице Улугбека слились воедино важнейшие слагаемые: с одной стороны, – талантливый учёный, ясно представлявший себе научную цель и пути её осуществления, с другой, – правитель государства, располагавший достаточными средствами, чтобы построить такую уникальную обсерваторию.
Обсерватория Улугбека стояла на холме Кухак, который по-старому называли «Могилой 40 дев». Более того Улугбек правил Самаркандом именно 40 лет. Равно столько же, 40 лет, будет править его страной через подставных лиц из действительных или мнимых потомков Тимура дервиш из ордена накшбендиев Ходжа Ахрар, который воспользовался своим религиозным авторитетом для захвата политической власти через два года после смерти Улугбека. 
В этой обсерватории Улугбек и его соратники, в результате тридцатилетнего цикла наблюдений создали «Новые Гураганские таблицы» («Звёздная книга») – каталог звёздного неба, в котором были даны удивительно точные значения координат и описания более тысячи звёзд и планет, видимых невооружённым глазом. Он стал пособием по астрономии во всех обсерваториях Европы. Астрономы всех грядущих веков получили в свои руки как бы фотографию звёздного неба, каким оно выглядело во времена Улугбека. Точность этих таблиц превосходила всё достигнутое ранее на Востоке и в Европе. Более двух веков потребовалось европейцам, чтобы добиться сравнимой с самаркандскими наблюдениями точности.
В предисловии к своей вышеуказанной «Звёздной книге» Улугбек написал: «Религии рассеиваются как туман. Царства разрушаются. Но труды учёных остаются на вечные времена…». В нем излагалась теория движения Солнца, Луны и планет, были описаны различные системы календарей и приводились задачи из области практической астрономии. Это было последнее слово
средневековой астрономии. В течение долгого времени каталог Улугбека считался лучшим в мире, получил признание в Европе, был издан в Оксфорде. Его каталог издавался также в Индии, Китае и многих других странах. Улугбек вычислил и привёл в «Звёздной книге» координаты 683 различных городов не только Средней Азии, но и России, Армении, Ирака, Персии и даже Испании.
В историю мусульманского Востока Улугбек вошёл как первый учёный на престоле. В годы его правления Самарканд стал одним из мировых центров науки Средневековья. Широта его кругозора и богатство эрудиции просто поразительны. Улугбек объединил вокруг себя видных астрономов и математиков того времени, веривших во власть человеческого ума и науки.
Сохранились любопытнейшие европейские гравюры XVII века, изображающие символическое собрание величайших астрономов мира, живших в разные времена в различных странах. Они красноречивее всяких слов свидетельствуют об этой поистине всемирной славе Улугбека.
 На одной из них изображена богиня Урания, муза – покровительница астрономии, в окружении мудрейших учёных, а рядом с ней стоит Улугбек.
На другой аллегорической гравюре шесть крупнейших астрономов всех времён и народов сидят за столом. Символично, что почётное место, по правую руку от богини Урании, занимает Улугбек.
Как правитель Улугбек уделял большое внимание развитию образования. В Бухаре, на портале основанного им медресе были начертаны слова (хадис пророка Мухаммада): «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Все многочисленные надписи на медресе призывают людей к занятиям науками. Улугбек построил медресе в Самарканде, которое стало первым строением в архитектурном ансамбле Регистан, являющемся сегодня одним из символов Самарканда. В это медресе Улугбек пригласил большое количество астрономов и математиков исламского мира.
Увлечение Улугбека наукой, его просветительская деятельность и текущие военные неудачи вызвали ожесточение реакционно настроенных религиозных деятелей и завистников, стоившее великому учёному жизни. Улугбек был обвинен в ереси. Его старший сын Абдуллатиф под влиянием личных амбиций, духовенства и противников Улугбека объявил своему отцу войну, которая закончилась поражением Улугбека. Вскоре после этого Улугбек был предательски убит, недалеко от Самарканда, во время хаджа в Мекку. Ему отсекли голову. На следующий год сторонники Улугбека убивают Абдуллатифа, а его голова была подвешена на всеобщее обозрение на портал медресе Улугбека в Самарканде.
Тело Улугбека было с почестями перенесено в мавзолей Гур-Эмир – родовую усыпальницу Тимуридов. Как известно, 21 июня  1941 года, по приказу Сталина, экспедиция во главе с известным антропологом Михаилом Герасимовым вскрыла гробницу Тимура. Затем вскрывали и гробницу Улугбека, причём это произошло в день памяти (убийства) первого русского правителя Андрея Боголюбского в 1174 году и расстрела последнего самодержца России и всей царской семьи Романовых в 1918 году. Символизм этой трагедии описан в работе «Андрей Боголюбский – первый русский царь». Антропологи обнаружили, что голова учёного лежала в могиле отдельно от тела, а третий шейный позвонок вместе с нижней челюстью оказались рассечены острым мечом. Останки обезглавленного Улугбека и Тимура с его серьёзно поврежденной в бою правой голенью (из-за которой он хромал и получил свое прозвище Железный Хромец – «Тимур-Ленг», искажённое европейцами как «Тамерлан») рассеяли все сомнения в подлинности останков Тимуридов.
Сам мавзолей Гур-Эмир, в котором сейчас покоятся Тимур и Улугбек, был завершён Улугбеком, также как и соборная мечеть Тимура Биби-Ханум – одна из величайших в мире, названная так в народе в честь старшей (любимой) жены Тимура и воспитательницы Улугбека Сарай Мульк-ханум.
В 1830 году немецкий астроном и составитель карт Луны Иоганн Генрих фон Медлер открыл на Луне кратер и назвал его именем Улугбека.
После убийства Улугбека погибла и его обсерватория, которая постепенно разрушалась и в конце XVII века была разобрана на кирпичи. К XIX веку никто уже не знал толком, где она находилось. Были даже сомнения о её существовании. До присоединения к России города Средней Азии оставались запретными для европейцев. Многим попытки проникнуть в них даже стоили жизни. Поэтому проводить исследования было невозможно. Стараниями русского ученого Василия Вяткина (1869-1932) руины обсерватории были обнаружены  в 1908 г., а раскопаны в 1948 году уже советскими учёными.


Presiding Person. We have gathered for a historic meeting in this famous city, covered with scientific glory. Prospering from its location on the trade route between China and Europe Samarkand is one of the oldest inhabited cities in Central Asia. Archaeological excavations conducted within the city limits (Syob and midtown) as well as suburban areas (Hojamazgil, Sazag'on) unearthed 40,000-year-old evidence of human activity dating back to the Upper Paleolithic. A group of Mesolithic (12th–7th millennia BCE) archaeological sites were discovered in the suburbs of Sazag'on-1, Zamichatosh, and Okhalik. The Syob and Darg'om canals supplying the city and its suburbs with water appeared around the 7th–5th centuries BCE (early Iron Age). From its earliest days, Samarkand was one of the main centres of Sogdian civilization. By the time of the Achaemenid dynasty of Persia, the city had become the capital of the Sogdian satrapy.
Alexander the Great conquered Samarkand in 329 BCE.
Samarkand was conquered by the Persian Sassanians c. 260 CE.
In 350–375 Samarkand was conquered by the nomadic tribes of Xionites, the origin of which remains controversial. In 457-509 Samarkand was part of the Kidarite state. After the Hephtalites ("White Huns") conquered Samarkand, they controlled it until the G;kt;rks, in an alliance with the Sassanid Persians, won it at the Battle of Bukhara, c. 560 CE. In the middle of the 6th century, a Turkic state was formed in Altai, founded by the Ashina dynasty. The new state formation was named the Turkic Khaganate after the people of the Turks which were headed by the ruler - the Khagan. In 557-561, the Hephthalites empire was defeated by the joint actions of the Turks and Sassanids which led to the establishment of a common border between the two empires. During the period of the ruler of the Western Turkic Kaganate, Tong Yabghu Qaghan (618-630), family relations were established with the ruler of Samarkand - Tong Yabghu Qaghan gave him his daughter.
The armies of the Umayyad Caliphate under Qutayba ibn Muslim captured the city from the Turks c. 710 CE.
Qutayba generally did not settle Arabs in Central Asia; he forced the local rulers to pay him tribute but largely left them to their own devices. Samarkand was the major exception to this policy: Qutayba established an Arab garrison and Arab governmental administration in the city, its Zoroastrian fire temples were razed, and a mosque was built. Much of the city's population converted to Islam. As a long-term result, Samarkand developed into a center of Islamic and Arabic learning.
 
At the end of the 740s, a movement of those dissatisfied with the power of the Umayyads emerged in the Arab Caliphate, led by the Abbasid commander Abu Muslim, who, after the victory of the uprising, became the governor of Khorasan and Maverannahr (750-755). He chose Samarkand as his residence. His name is associated with the construction of a multi-kilometer defensive wall around the city and the palace.
Legend has it that during Abbasid the secret of papermaking was obtained from two Chinese prisoners from the Battle of Talas in 751, which led to the foundation of the first paper mill in the Islamic world at Samarkand. The invention then spread to the rest of the Islamic world and thence to Europe.
 
His reign marks the apogee of the decline of the Caliphate Abbasid control of Samarkand soon dissipated and was replaced with that of the Samanids (875–999), though the Samanids were still nominal vassals of the Caliph during their control of Samarkand. Under Samanid rule the city became a capital of the Samanid dynasty and an even more important node of numerous trade routes. The Samanids were overthrown by the Karakhanids around 999. Over the next 200 years, Samarkand would be ruled by a succession of Turkic tribes, including the Seljuqs and the Khwarazmshahs.
The 10th-century Persian author Istakhri, who travelled in Transoxiana, provides a vivid description of the natural riches of the region he calls "Smarkandian Sogd":
I know no place in it or in Samarkand itself where if one ascends some elevated ground one does not see greenery and a pleasant place, and nowhere near it are mountains lacking in trees or a dusty steppe... Samakandian Sogd... [extends] eight days travel through unbroken greenery and gardens... . The greenery of the trees and sown land extends along both sides of the river [Sogd]... and beyond these fields is pasture for flocks. Every town and settlement has a fortress... It is the most fruitful of all the countries of Allah; in it are the best trees and fruits, in every home are gardens, cisterns and flowing water.

Karakhanid (Ilek-Khanid) period (11th-12th centuries)
 
After the fall of the Samanids state in the year 999, it was replaced by the Qarakhanid State, where the Turkic Qarakhanid dynasty ruled. After the state of the Qarakhanids split into 2 parts, Samarkand became a part of the West Karakhanid Kaganate and in 1040-1212 was its capital. The founder of the Western Qarakhanid Kaganate was Ibrahim Tamgach Khan (1040-1068). For the first time, he built a madrasah in Samarkand with state funds and supported the development of culture in the region. During his reign, a public hospital (bemoristan) and a madrasah were established in Samarkand, where medicine was also taught.
The memorial complex Shah-i-Zinda was founded by the rulers of the Karakhanid dynasty in the 11th century.
The most striking monument of the Qarakhanid era in Samarkand was the palace of Ibrahim ibn Hussein (1178-1202), which was built in the citadel in the 12th century. During the excavations, fragments of monumental painting were discovered. On the eastern wall, a Turkic warrior was depicted, dressed in a yellow caftan and holding a bow. Horses, hunting dogs, birds and periodlike women were also depicted here.

Mongol period

The Mongols conquered Samarkand in 1220. Juvaini writes that Genghis killed all who took refuge in the citadel and the mosque, pillaged the city completely, and conscripted 30,000 young men along with 30,000 craftsmen. Samarkand suffered at least one other Mongol sack by Khan Baraq to get treasure he needed to pay an army. It remained part of the Chagatai Khanate (one of four Mongol successor realms) until 1370.
The Travels Marco Polo, where Polo records his journey along the Silk Road in the late 13th century, describes Samarkand as "a very large and splendid city..."
The Yenisei area had a community of weavers of Chinese origin, and Samarkand and Outer Mongolia both had artisans of Chinese origin, as reported by Changchun. After Genghis Khan conquered Central Asia, foreigners were chosen as governmental administrators; Chinese and Qara-Khitays (Khitans) were appointed as co-managers of gardens and fields in Samarkand, which Muslims were not permitted to manage on their own. The khanate allowed the establishment of Christian bishoprics .

Ibn Battuta, who visited in 1333, called Samarkand "one of the greatest and finest of cities, and most perfect of them in beauty." He also noted that the orchards were supplied water via norias.
In 1365, a revolt against Chagatai Mongol control occurred in Samarkand.
In 1370 the conqueror Timur (Tamerlane), the founder and ruler of the Timurid Empire, made Samarkand his capital. Over the next 35 years, he rebuilt most of the city and populated it with great artisans and craftsmen from across the empire. Timur gained a reputation as a patron of the arts, and Samarkand grew to become the centre of the region of Transoxiana. Timur's commitment to the arts is evident in how, in contrast with the ruthlessness he showed his enemies, he demonstrated mercy toward those with special artistic abilities. The lives of artists, craftsmen, and architects were spared so that they could improve and beautify Timur's capital.
Timur was also directly involved in construction projects, and his visions often exceeded the technical abilities of his workers. The city was in a state of constant construction, and Timur would often order buildings to be done and redone quickly if he was unsatisfied with the results. By his orders, Samarkand could be reached only by roads; deep ditches were dug, and walls 8 kilometres (5 miles) in circumference separated the city from its surrounding neighbors. At this time, the city had a population of about 150,000. Henry III Ruy Gonzalez de Clavijo, who was stationed at Samarkand between 1403 and 1406, attested to the never-ending construction that went on in the city. "The Mosque which Timur had built seemed to us the noblest of all those we visited in the city of Samarkand. "
Ulugbek's period (1409-1449)

In 1417-1420, Timur's grandson Ulugbek built a madrasah in Samarkand, which became the first building in the architectural ensemble of Registan. Ulugbek invited a large number of astronomers and mathematicians of the Islamic world to this madrasah. Under Ulugbek Samarkand became one of the world centers of medieval science. Here, in the first half of the 15th century, a whole scientific school arose around Ulugbek, uniting prominent astronomers and mathematicians - Giyasiddin Jamshid Kashi, Kazizade Rumi, al-Kushchi. Ulugbek's main interest in science was astronomy. In 1428, the construction of the Ulugbek observatory was completed. Her main instrument was the wall quadrant, which had no equal in the world.

16th - 18th centuries

In 1500, nomadic Uzbek warriors took control of Samarkand. Shaybanids emerged as the city's leaders at or about this time. In 1501, Samarkand was finally taken by Muhammad Shaybani from the Uzbek dynasty of Shaybanids, and the city became part of the newly formed “Bukhara Khanate”. Samarkand was chosen as the capital of this state, in which Muhammad Shaybani Khan was crowned. In Samarkand, Muhammad Shaybani Khan ordered to build a large madrasah, where he later took part in scientific and religious disputes. The first dated news about the Shaybani Khan madrasah dates back to 1504 (it was completely destroyed during the years of Soviet power). Muhammad Salikh wrote that Sheibani Khan built a madrasah in Samarkand to perpetuate the memory of his brother Mahmud Sultan. Fazlallah ibn Ruzbihan in "Mikhmon-namei Bukhara" expresses his admiration for the majestic building of the madrasah, its gilded roof, high hujras, spacious courtyard and quotes a verse praising the madrasah. Zayn ad-din Vasifi, who visited the Sheibani-khan madrasah several years later, wrote in his memoirs that the veranda, hall and courtyard of the madrassah are spacious and magnificent. Abdulatif Khan, the son of Mirzo Ulugbek's grandson Kuchkunji Khan, who ruled in Samarkand in 1540-1551, was considered an expert in the history of Maverannahr and the Shibanid dynasty. He patronized poets and scientists. Abdulatif Khan himself wrote poetry under the literary pseudonym Khush. During the reign of the Ashtarkhanid Imam Quli Khan (1611-1642) famous architectural masterpieces were built in Samarkand. In 1612-1656, the governor of Samarkand, Yalangtush Bahadur, built a cathedral mosque, Tillya-Kari madrasah and Sherdor madrasah. After an assault by the Afshar Shahanshah Nader Shah, the city was abandoned in the early 1720s. From 1599 to 1756, Samarkand was ruled by the Ashtrakhanid branch of the Khanate of Bukhara.
 
Second half of the 18th - 19th centuries
From 1756 to 1868, it was ruled by the Manghud Emirs of Bukhara. The revival of the city began during the reign of the founder of the Uzbek dynasty, the Mangyts, Muhammad Rakhim (1756-1758), who became famous for his strong-willed qualities and military art. Muhammad Rakhimbiy made some attempts to revive Samarkand.

Russian Empire period
 The city came under imperial Russian rule after the citadel had been taken by a force under Colonel Konstantin Petrovich von Kaufman in 1868. Shortly thereafter the small Russian garrison of 500 men were themselves besieged. The assault, which was led by Abdul Malik Tura, the rebellious elder son of the Bukharan Emir, as well as Baba Beg of Shahrisabz and Jura Beg of  Kitab, was repelled with heavy losses. General Alexander Konstantinovich Abramov became the first Governor of the Military Okrug, which the Russians established along the course of the Zeravshan River with Samarkand as the administrative centre. The Russian section of the city was built after this point, largely west of the old city.
In 1886, the city became the capital of the newly-formed Samarkand Oblast Russian Turkestan and regained even more importance when the Trans-Caspian railway reached it in 1888.
Soviet period
Samarkand was the capital of the Uzbek SSR from 1925 to 1930, before being replaced by Tashkent. During World War II, after Nazi Germany invaded the Soviet Union, a number of Samarkand's citizens were sent to Smolensk to fight the enemy. Many were taken captive or killed by the Nazis. Additionally, thousands of refugees from the occupied western regions of the USSR fled to the city, and it served as one of the main hubs for the fleeing civilians in the Uzbek Soviet Socialist Republic and the Soviet Union as a whole.

The scientific study of the history of Samarkand begins after the conquest of Samarkand by the Russian Empire in 1868. The first studies of the history of Samarkand belong to N. Veselovsky, V. Bartold and V. Vyatkin. In the Soviet period, the generalization of materials on the history of Samarkand was reflected in the two-volume History of Samarkand edited by the academician of Uzbekistan Ibraghim Muminov.
On the initiative of Academician of the Academy of Sciences of the Uzbek SSR I. Muminov and with the support of Sharaf Rashidov, the 2500th anniversary of Samarkand was widely celebrated in 1970. In this regard, a monument to Mirzo Ulugbek was opened, the Museum of the History of Samarkand was founded, and a two-volume history of Samarkand was prepared and published.


Рецензии