Отпустить себя в отпуск?

Миниатюра "Утро, выпадающее всем" http://proza.ru/2020/08/29/1817 - короткое, но очень емкое и глубокое произведение, совсем не простое, а очень сложное - комплексное, как сейчас говорят в маркетинге.

А вот само утро характеризуется как "простое, как одуванчик на газоне". И рассказчица - литературная героиня - называет себя "простой и независимой девушкой". При этом рассказчица - явно сложная личность, интроверт с богатым внутренним миром, и к тому же еще сложная личность в том смысле, что отягощена парой-тройкой психологических комплексов.

***

Утро - это начало новой жизни.

Но не для всех. Для рассказчицы уже с утра наступает конец - конец всему хорошему.

"Одна спичка на одну сигарету. Зажглась! Видно день сложится неудачно, потому что все хорошее и благополучное уже произошло.

Все хорошее и благополучное уже произошло и завершилось".

Вскоре завершилось уже и все просто нормальное. Героиня выходит из дому, и

"За углом банкомат нагло «зажевал» карточку. Кричать о том, чтобы подавились моей финансовой свободой – бессмысленно".

Здесь читатель мог бы сказать: неудачное начало дня. Ну, да пусть дальше все пойдет по-другому. А рассказчица сказала это себе еще раньше, после удачно зажженной спички: а дальше все пойдет по-другому.

***

"... даже холодильник не за меня. Полнота красит не женщину, а его: такого несамостоятельного, но очень сговорчивого. В итоге, легкость йогурта перекочевала с холодной полки в мой животик, оставив на столе в кухне пустую емкость в качестве дневной памяти о не разминувшейся встрече с завтраком".

После скромного, даже аскетичного завтрака героиня занимается макияжем.

"Желающие постоянно потрясающе выглядеть, никогда не скучают в течение часа перед зеркалом в ванной комнате, особенно, когда заходить в нее больше некому.

Даже в такие ранние часы мобильник не тоскует, периодически играя экранным освещением и вибрацией. Масяня, Масюленька, Масюша! Помню-помню о тебе, и, конечно же, перед выходом в ад достойно покормлю, чтобы никто не укорил меня в голодной черепахе, много лет проживающей в маленьком аквариуме, схожем по малости с моим жилищем".

Про мобильник я не поняла. Или героине с утра начинают названивать друзья, близкие и знакомые, или мобильник напомнил ей о черепахе - раз о черепахе говорится сразу после мобильника.

Черепаху она кормит "достойно", а себя, похоже, не кормила бы вовсе. А ведь мы не только Дух, но и Тело, и его тоже нужно и уважать, и баловать. Ведь Тело - это не только фасад, потрясающая внешность, но и сам источник жизни, воли к жизни и желания жить.

Героиня объясняет свой аскетизм отсутствием в ее жизни надежды, веры и любви.

"Пока зашнуровывала кроссовки, умудрилась словить себя на мысли, что остатки не приземленной прелести обязательно оставляют негативные последствия в действительности. А список-то из не нашедших пристанище потребностей, в моем случае, короток до невозможности, потому что сломлена вера, нет любви и растоптана последняя надежда на присутствие первого и второго".

Прелесть - это
1. то, что привлекает, приманивает, прельщает. 2. то, что (или тот, кто) возбуждает восхищение, пленяет, чарует; очарование, манящая приятность. 3. устар. обман, обольщение. (Викисловарь)

Я поняла эту мысль (при зашнуровывании кроссовок) так, что если есть еще не исполненные желания, то последствия этого будут негативными. И что рассказчица, боясь негативных последствий, урезала свои потребности и желания. Напрашивается продолжение сравнения с черепахой. Рассказчица как бы защищается панцирем от того, что прельщает извне.

Она и выход на улицу из квартиры называет "выходом в ад".

***

В метро девушка погружается в воспоминания о детстве - уходит в свой внутренний мир, как и положено интроверту. Не это я называю комплексами. Похоже, что тема миниатюры - комплекс вины.

"Зачастую, как старая заезженная пластинка, утренние часы повторяются изо дня в день независимо от погодных условий, и это происходит не только в моей отдельно взятой жизни простой и независимой девушки. Однако многие из нас по-прежнему так часто не расклеиваются, как, возможно, этого хотелось бы тому, кто спускает на нас вот такие вот утренние переосмысления. Наверное, там кому-то за нас стыдно, и он настойчиво добивается того, чтобы стыд, поселяющийся в нас, поспособствовал нашему перерождению".

Девушке кажется, что утро смотрит на нее с упреком:

"Наверное, мне лучше не курить, потому что оно на меня смотрит".

Утренняя сигарета да стаканчик йогурта - вот и все прегрешения героини, больше ни на какие ее грехи в миниатюре и намеков нет.

"Мама... Мама не звонит. Продолжается некурортный отдых от упреков и претензий. Ну, почему? Ведь, я верна! Но, несмотря на это, даже холодильник не за меня".

Девушке кажется, что она находится на отдыхе от упреков и претензий, но не знаю, как претензии, а упреки постоянно грузят ее.

Даже от холодильника ей чудится исходящее неодобрение.

"... чтобы никто не укорил меня в голодной черепахе", - говорит девушка сама себе, как будто кто-то, кроме ее самой, стал бы укорять ее за черепаху. За курение - еще понятно, что за курение ее могла бы укорять мама - маме небезразлично здоровье дочери. Но в курении упрекает себя прежде всего сама рассказчица, а не утро и не кто-то там наверху.

***

От мук совести рассказчица избавила себя сама, но только до следующего утра:

"в ближайшем супермаркете посчастливилось купить спички, несмотря на то, что предварительно сообщила о намерении поджечь собственную совесть. Теперь она пылает до следующего утра с благодарностью за спасение от мук".

Я ухватываюсь за мысль о "некурортном отдыхе от упреков и претензий". Отправлять в отпуск совесть я советовать литературной героине и тем, кто увидит в ней себя, не решусь, но, может быть, отпустить себя в отпуск: 1) на отдых от упреков и претензий; 2) в отпуск из панциря в мир с целью расширения потребностей и желаний?


Рецензии