Один-Циу

Древнее языческое божество ЦIу//ЦIув//ЦIиу, от которого происходит этноним «цова», в одном из своих значений «священный» присутствует, судя по всему, в топонимии Иерусалима (до завоевания его царем Давидом хурритский город [1]). Так холм Сион//Цийон (после I в. н.э. – Храмовая гора) носит название с не совсем ясной для семитских языков этимологией [2, с. 900]. Историк З.М.-С. Мусаев очень удачно сопоставил это слово с чеченскими терминами цIена («чистый, святой») и цIано («чистота, святость») [3, сс. 145-146], производными от основы ЦIу//ЦIув//ЦIиу.

Божество Цув (ЦIу//ЦIув//ЦIиу), очевидно, было связано с огнем, огненной стихией, о чем свидетельствует старинное чеченское предание о какой-то древней природной катастрофе необычайных масштабов [4, с. 70]:

            «Лергара ха – нIаьна иэтIош юьйлу гIовгIа,
            Догу дуьне, хьоькху цIеран дарцаш,
            Лелха гIайреш, кхехка хIордаш,
            ТIе а, кIел а етталуш,
            Хих уьйш маматара манаш,
            КIуьрза яьлла яйна яйра…
            ЦIуввин цIарца ма е забар,
            Яхь дай вай ду.
            ЦIув-дела вайн ву,
            ЦIеран маршо яхьаца ю…».

 В нашем переводе это предание выглядит следующим образом:
            
            «Раздается грохот, раздирающий слух,
            Мир пылает, мечутся ураганы огня,
            Лопаются острова, опрокидываясь верхом вниз,
            Кипят моря, смешиваясь с небесной твердью,
            Исчезнувшей в дыму и копоти…
            Не забавляйся с пламенем Цува.
            Мы – хозяева чести.
            Цув-бог с нами.
            Безопасность от огня – в благородстве…».

Языческое божество ЦIиу обнаруживается также и в древнем германском пантеоне под именем Циу. По словам крупнейшего специалиста по германской мифологии Якоба Гримма (Jacob Grimm) во многих древних источниках Циу соответствует верховному божеству Вотану (Одину) [5, сс. 321, 332, 366]. Кроме того, известное немецкое выражение Ziestag, означающее «день бога», показывает, что имя Циу стало нарицательным обозначением «бог», «божество», что опять же свидетельствует о верховном положении этого божества в древнегерманском пантеоне [5, с. 426].

Важные сведения о почитании германцами божества Циу дает К.А. Соловьев. Он пишет: «Поскольку у большинства германских племен был очень сильно распространен принцип богоизбранности своего народа, он основывался на том основании, что все германцы есть потомки богов. До сих пор жители Восточной Франконии (область Свободного Государства Баварии) называют себя циувари – дети бога Циу» [6, с. 59].
 
Исследователь С.В. Санников отмечает, что Циу отождествлялся с Вотаном (Одином) и показывает его роль в сохранении социальных институтов древней Германии и Кельтики, называя его «покровителем военно-демократического устройства» и «народного правосудия». Народные собрания древних германцев (тинги) посвящались божеству Циу и его даже называли Thincsus – «покровитель тинга» [7, с. 203].
 
Возможно, образ и имя этого божества древние германцы заимствовали на Кавказе. Выдающийся норвежский ученый Тур Хейердал, исследуя происхождение и прародину викингов (норманнов), писал: «Нередко светловолосых людей ошибочно ассоциируют с Северной Европой, где они преобладают в нынешнем населении. Но современная антропология подтверждает данные норманнских саг о том, что норманны вышли с прилегающих к Малой Азии равнин Прикавказья, где блондины и рыжеволосые встречаются достаточно часто» [8, с. 101]. И далее: «"Сага об Инглингах", посвященная начаткам норвежской истории и первоначальному заселению Скандинавии, была записана ученым-исландцем Стурлусоном… Обнаруживая основательное знание географии, автор предания о происхождении и миграции первых скандинавских правителей помещает исконную родину этих полубогов у восточных берегов Черного моря, на границе Азии и Европы. На территории Прикавказья, от реки Дон до северо-восточной Турции, говорит сага, жили древние норвежцы, управляемые династией Инглингов. В те времена они подверглись натиску бесчинствующих римских легионов, и бегство было единственным способом уцелеть. Снорри подробно описывает странствие через Европу, переход из Саксланда (Саксония) в Данию, Швецию и Норвегию. По древней саге эти первые переселенцы из Причерноморья несли с собой идею рунического письма» [8, с. 103].

Отмечая происхождение викингов и их предводителя Одина (Циу), Тур Хейердал пишет: «Древнейшая родина предков викингов неизвестна. Разумеется, они в Скандинавии пришельцы. Большинство ученых полагает, что они пришли туда по суше или приплыли по великим русским рекам откуда-то с Кавказа… По Снорри, вождя викингов, приведшего свой народ на север из Причерноморья, звали Одином; после его смерти он был возведен викингами в ранг бога» [8, с. 107].

 «Сага об Инглингах» называет пространство от Черного до Балтийского морей «Великой Швецией». Возможно, причиной этого послужило то, что приблизительно с конца II в. н.э. Крым и южные области современных России и Украины были заняты германцами-готами, которые, как повествует готский историк VI века Иордан, мигрировали в Причерноморье из Скандинавии (Швеции). Иордан об этом пишет так:

«С этого самого острова Скандзы, как бы из мастерской, [изготовляющей] племена, или, вернее, как бы из утробы, [порождающей] племена, по преданию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей, они ступили на землю, как сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза» [9, с. 66].

Конечно, проживая в Предкавказье, в непосредственном соседстве с древними нахчийцами, германские племена не могли не иметь самых тесных этнокультурных связей с кавказскими народами и, в первую очередь, с предками чеченцев (нахчийцами), что и отразилось, по всей видимости, в почитании в языческие времена теми и другими божества Циу (названного древними германцами Вотаном или Одином). 

О самых тесных и непосредственных контактах с кавказскими народами древних германцев и кельтов пишет известный кавказовед и лингвист Адольф Дирр, ссылаясь при этом на множество европейских ученых, своих предшественников и современников в изучении этого вопроса [10, сс. 12-15]. По мнению А. Дирра и цитируемых им ученых, германцы и кельты были на Кавказе не пришельцами, а древнейшими его обитателями, которые впоследствии мигрировали в Европу.

Если опереться на это мнение (а оно подтверждается и более поздними исследованиями, в частности, фундаментальными разработками Т.В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванова [11]), нет ничего удивительного в том, что при сопоставлении нахчийского языка и традиционной культуры с аналогичными этнокультурными признаками древних германцев, обнаруживаются поразительные параллели. Но это – самостоятельная тема для изучения.   

О времени и причинах, заставивших предков викингов и их предводителя Одина (Циу) переселиться на север, об их связях с халдами-урартийцами и цанарами-нахчийцами мы уже писали в работе «Люди Волка» [12, сс. 25-36], к которой и отсылаем читателей.
______________________
    1. Хурриты. Еврейская Электронная Энциклопедия. https://eleven.co.il/jewish-history/ancient-period/14577/
    2. Фритц Ринекер, Герхард Майер. Библейская энциклопедия Брокгауза. (Пер. с нем). Кременчуг, изд-во «Христианская заря», 1999 г., 1088 С.
    3. Мусаев З.М.-С. Выходцы из Шем-Арие. Элиста, ЗАОр НПП «Джангар», 2014 г., 799 С.
    4. Джамуханов Р.С. К вопросу о специфике религиозной лексики вайнахов доисламского времени. (На чеч. языке).//«Пхьармат», Грозный, изд-во «Книга», 1991 г., № 1., 68-81 С. 
    5. Гримм Якоб. Германская мифология. Т. I. М., Издательский Дом ЯСК, 2019 г., 928 С.
    6. Соловьев К.А. Религиоведение. Учебное пособие. М., ИНФРА-М, 2017 г., 370 С.
    7. Санников С.В. Образы королевской власти эпохи великого переселения народов в западноевропейской историографии VI в. Новосибирск, НГТУ, 2011 г., 212 С.
    8. Хейердал Тур. Древний человек и океан. (Пер. с англ.). М., «Мысль», 1982 г., 348 С.
    9. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. (Вступительная статья, перевод с латинского и комментарии. Е. Ч. Скржинской). – 2-е изд., испр. и доп. СПб., Алетейя, 1997 г., 505 С.
    10. Дирр А.М. Закавказье как родина арийцев.//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Вып. XXXVII, Тифлис, Типографии: Канц. Наместника Его Имп. Велич-ва на Кавказе и К. Козловского, 1907 г., 3 отд., 12-17 С.
    11. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Часть II, раздел 1. Благовещенск, ЗАО «Типографкомплекс», 1998 г., 855 С.
    12. Бакаев Х.З. Люди Волка.//Тайна Жеро-Канта. Варшава, изд-во SERLUO, 2013 г., 227 С.

(Отрывок из книги «Чеченские этнонимы: древность и происхождение»)


Рецензии
Интересные параллели, ведущие к единому праотцу Адаму и праматери Еве!

Андрей Макаров 9   23.10.2022 12:51     Заявить о нарушении
Да, такие параллели пронизывают все языки и культуры древних эпох. И не только древних.

Хасан Бакаев   03.11.2022 21:34   Заявить о нарушении
Многие твердят о своей первичности, хотя исток один. Преимущество, я думаю, у тех, кто сохранил больше первичного.

Андрей Макаров 9   03.11.2022 22:49   Заявить о нарушении
Да, точно. Хотя "не первичных" народов и языков нет. Все языки вырастают из единого корня.

Хасан Бакаев   04.11.2022 00:21   Заявить о нарушении