Осень и казацкое барокко
Лишенный созерцания зрелой осени в этот раз, он вдруг снова оказался чувствительным к образам украинского барокко. Эти храмы изгибами своих куполов и каменных стен словно бы заменяли полыхания октября. Чаще всего зеленые с золотом купола, - присущей им барочной причудливостью, - порождали в душе такое волнение, которое только и может прийти осенью. Казалось бы, зеленое должно было символизировать расцвет весны или лето; но в сочетании с золотом это уже напоминало переход от сентября к октябрю. А резные витиеватые барочные иконостасы внутри этих церквей своей нарядностью дополняли картину самых красивых листьев, которые еще не упали на землю, и продолжают светить для тебя. Осень – это чары, - и сколько этих чар душа ощутила в этих малороссийских барочных формах, в куполах, похожих на груши или на бутоны, - будто русские маковки погрузили в какую-то немыслимую мечтательность. Время собирания последних плодов, да. Значит, что-то апокалиптическое. Когда как не осенью чувствовать это! Украинское барокко называют еще казацким. И сердце ощущало в облике этих храмов трагедию 17 века, казачьи войны за независимость и междоусобицы. Но ведь осень трагична как ничто другое. И печальна. Но и полна надежды, что это золото не пропадет бесследно, ибо возродит душу. Человек, лишенный сейчас созерцания осени, рассматривал фотографии церкви в Сорочинцах, где крестили Гоголя. Да, доброму колдовству казацкого барокко не страшен никакой Вий, потому что оно наполняет душу осенним вдохновением, и не дает ей до конца погрузиться в мрачные глубины вселенной. И душа летала как октябрьский ангел, между этими барочными святынями, и не хотела опускаться на землю..
Свидетельство о публикации №222102300336