Странница

Дул пронизывающий ветер,  дождь сек лицо, и странница, выбившись из сил, постучалась в  первый попавшийся дом на окраине небольшого городка. Дверь открыли почти сразу. Перед путницей стоял седой старик в теплой домашней куртке и фланелевых брюках.

- Простите, я очень долго иду. Промокла и замерзла. Пустите погреться немного, - тихо пробормотала странница, кутаясь в длинный плащ с капюшоном, скрывавшим ее лицо.
Старик посторонился, пропуская ее в дом. В просторной комнате весело горели поленья в камине, и было тепло.
- Разложите свой плащ возле огня, - гостеприимно предложил хозяин, - он высохнет быстрее.

Она сняла верхнюю одежду, оставшись лишь в сером шерстяном платье с обвязанной крест-накрест пуховым платком поясницей. Это была старуха, с седыми, тщательно собранными в пучок на затылке, волосами. Лицо, покрытое сетью мелких морщин, походило на засыхающее яблоко. Глаза почти скрывались под нависающими веками.

- Вы голодны? – спросил старик, с удивлением разглядывая старую женщину, - может быть, принести еды?
- Нет, спасибо. Я не хочу есть, - ответила она, протянув к огню худые руки с длинными пальцами.
- Тогда, может быть, горячего чаю? – снова предложил хозяин.
Что-то в его голосе заставило старуху вздрогнуть.
- Чаю? –  переспросила она, вглядываясь в его лицо, и с плохо скрываемой радостью добавила: – От чая не откажусь.

Проводив хозяина пытливым взглядом, старуха огляделась. Обшитые деревянными панелями стены, простая, но изящная мебель, мягко подхваченные светлые шторы на невысоком окне, делали комнату располагающе уютной.  Небольшая лестница вела наверх в мансарду.

Старик принес и расставил на маленьком столике чашки, сахарницу с небольшими кусочками сахара, печенье и вазочку с вишневым вареньем.
- Один живешь? – потирая руки, спросила странница.
- Что, простите? – он удивленно вскинул седые брови и, внимательно посмотрев на нее, спросил: – Как ваше имя?
- Слава, - усмехнулась старуха.
- Слава? – переспросил он, наливая чай, от которого по комнате тотчас распространился густой душистый аромат. – Это часть какого имени? Станислава, Бронислава или Владислава?
- Никакого. Просто Слава.

Она взяла в руки чашку, грея об нее пальцы, отхлебнула глоток. Согревшись, она словно помолодела: разгладилась кожа, под  полуприкрытыми веками блеснули зеленые глаза, волосы не казались уже такими седыми. Ему почудился знакомым ее взгляд.
- Кто вы? – спросил он, испытывая странное волнение.
- Я же сказала – Слава, - она взглянула на него и торжествующе добавила: - твоя Слава! 

Теперь это была уже молодая женщина. Ее неожиданно преобразившийся вид поразил старика, но он молчал. Серое платье осталось серым, но приобрело блеск и стало похожим на змеиную кожу, облегавшую стройную, почти девичью, фигуру, а пуховый платок превратился в меховую накидку. Женщина щелкнула заколкой, освобождая волосы, и по плечам заструились длинные русые пряди.

- Я искала тебя много лет! – довольная произведенным эффектом, проговорила женщина. – Я состарилась из-за тебя. Ты исчез, скрылся от меня! Но я любила и искала тебя. Как видишь, нашла! – она счастливо рассмеялась. - Теперь я снова молода!
Старик взял в руки чашку с чаем.
- Так ты искала меня, чтобы вернуть молодость? – размешивая сахар, усмехнулся он. – Причем тут любовь?
- Можешь не верить, но я любила тебя, – она чуть подалась к нему. – А быть молодой, разве не прекрасно?
Он не ответил.
- Ты был обласкан мною, всеми любим! Толпы поклонниц осаждали тебя, падая тебе в ноги, ты мог выбрать любую! А ты? Что сделал ты, когда я вела тебя за руку на вершину? Не каждому я оказывала такую честь!
- Мне это было не нужно, - спокойно ответил старик.
- А чего же ты хотел, когда шел на сцену? Если тебе не нужно было признание твоего таланта, оставался бы петь в кабаке.
- Я был молод. Мне хотелось попробовать свои силы. Понять, могу ли я покорить большую сцену.
- Тогда почему же ты бросил ее, когда она покорилась тебе?
- Я устал от нее. – Помедлив, он добавил: И от тебя тоже.  Зачем ты искала меня теперь?
- Твои поклонники, точнее, поклонницы, - она ехидно улыбнулась, – помнят твой голос, считают его волшебным, называют тебя Орфеем и готовы носить тебя на руках даже теперь, когда ничего не осталось ни от твоей пасторальной внешности, ни от голоса. Они все еще любят тебя.
- Почему ты искала именно меня? Разве я один обладал хорошим голосом?
- Волшебным, - поправила она, – и второго такого все еще нет. 

Она обвела глазами стены.
- Почему у тебя нет ни одного твоего портрета? Тебя ведь столько снимали, и твои лики были у каждой девчонки, грезившей о тебе. А сколько ты раздал автографов! Представь себе, у  некоторых они сохранились, спустя пятьдесят лет.
Старик не ответил.
- Что же ты молчишь?
- Ты напрасно потратила время на поиски, - он задумчиво смотрел на огонь в камине. – Мне это, как и прежде, не нужно.
- Мало кого помнят и любят через полвека, - возразила она. - Я еще никогда не возвращалась к прежним кумирам!

- А ты тоже одна? – неожиданно спросил он. – Твои подруги разве не с тобой? Случайно не стоят за дверью?
- Какие подруги?  – удивилась она. – Ты о ком?
- Зависть и Жадность – разве они не с тобой пришли?
- При чем тут это? – пробормотала она, невольно покосившись на дверь.
- При том, что без них тебя нет! Ты принесла мне столько страданий! Тебе ли не знать! И теперь спрашиваешь, почему я оставил тебя и большую сцену?
- Издержки популярности! - захихикала она. – Зато сколько соблазнов и возможностей! Некоторые ставят мое имя рядом со Счастьем!
- Разве ты знаешь, что такое счастье? – с усмешкой спросил он.
- Конечно! – она взволнованно поднялась. – Всенародная любовь - это разве не счастье! Горы цветов и толпы поклонников – это разве не счастье? А деньги?  Ты можешь назвать это как-то иначе?
- Мне это не принесло счастья, - произнес он. –  А тебе пора. Твой плащ уже высох.
- Ты снова гонишь меня?! – изумленно воскликнула она.
- Уходи. Мне не нужна слава. Тем более, теперь.

Она словно съежилась от его слов. Несколько минут длилось молчание, потом она  медленно надевала в плащ, надеясь, что он остановит ее, но старик даже не смотрел в ее сторону.  Обернувшись у двери, она бросила на него полный отчаяния, взгляд. Это снова была старуха.


Октябрь 2022


Рецензии
Елена, Ваше произведение удивительное. Живое и действительно заставляет задуматься над некоторыми моментами в жизни.
С теплом,

Злата Долгова   13.10.2023 00:08     Заявить о нарушении
Признаюсь честно, Злата, писала адресно, но очень стеснялась показывать этот рассказ читателям. Спасибо большое за теплый отзыв!

Игнатова Елена   13.10.2023 02:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.