Восходящий поток художника П. В. Кузнецова

                Восходящий поток в картине художника П. В. Кузнецова
Во время моего обучения в Ленинградском Горном институте меня очень удивляла разница в подходах трактовки явлений, которые делали учителя Горного и экскурсоводы художественных музеев.
Сегодня ясно, что мои учителя Горного, были хорошими рудознатцами, но очень мало понимали в реальных геологических процессах. Рывок в области Теоретической Геологии  после признания «Теории дрейфа континентов, чётко выявил слабое знание РЕАЛЬНОЙ истории формирования планеты Земля! Однако при всём при этом, стоит признать, что основная часть учёных Геологии жили ожиданием нового. Жили с чувством, что многого они ещё не ведают! Иное впечатление производили искусствоведы и лекторы картинных галерей. Складывалось впечатление, что они ограничили видение картин великих художников в узком диапазоне. Сводя всё в узкий мир своего личного восприятия и гипертрофирофали процесс творчества, как продукт рождённый внутри сферы переживаний художника. Мне было абсолютно ясно, что художники начиная с эпохи возрождения писали свои полотна опираясь на очень широкий базис своей личной образованности. Они потому и создали бессмертные полотна, что были всесторонне образованы. Разумеется по меркам своего времени. Технический, новые научные знания, безусловно были известны художникам. Художники читали все новости физики, химии и т. д. Мне казалось все современные искусствоведы, как бы того не понимая, загоняют своё видение тем, что сами отодвинули на задворки современную науку. Отодвинули от того, что произошла сепарация. Лучшие таланты ушли в науку и в высокие технологии.
Достаточно обратить внимание на работы художников периода появления паровоза, самолёта, космонавтики.
Этот вопрос сложный. Я поставил его только для облегчения перехода к своей теме: «планетарное движение воздушных масс», как раздел географии и климатологии. Мало, что учителю географии, например, теперь требуется перейти от мышления в «Евклидовом пространстве» к мышлению в «Геометрии сферического пространства»! Тут, честно говоря, встаёт проблема зачастую непосильная даже для преподавателей физики и математики.  Отсюда и создаётся почва для самой беззастенчивой  и наглой спекуляции безграмотной Зелени, то об «Озоновой дыре», то о «Потеплении из-за углекислого газа». Что не мешает представителям партии Зелёных, придя к власти готовить ядерный Апокалипсис. Моя убеждённость состоит в том, что художники всегда были высокообразованными и пытались в полотнах выразить взгляды просвещения!
В предыдущих работах я писал о попытке изобразить турбулентность в атмосфере Ван Гогом «Звёздная ночь.1889». «Пшеничное поле с кипарисами.1889». Живое движение неба и «восходящий поток» Репиным в картинах «Бурлаки». Реальное движение пара от паровозов на картине «Вокзал Сен Лазар. Прибытие поезда.1877»! Мною в этих полотнах чётко просматривается попытка художников донести до зрителя то, что не замечает глаз простого человека!
В этом плане очень интересны работы «Павел Кузнецов. Мираж в степи. 1912», «Утро в ставке». Небо в этих полотнах изображено в строгом соответствии с современными представлениями о Тропосфере.
Рассмотрим картину «Мираж в степи». На картине в своеобразной манере представлен «Восходящий поток» перегретого от палящего солнца воздуха степи или пустыни. Автор называет это «миражом». Однако изображённый мираж математически точно совпадает с «восходящим потоком». 
Продолжение следует


Рецензии
Как это ново для меня. Я ни одного раза не смотрела на полотна художников под таким углом. Да едва ли представлю других посетителей с таким же взглядом. Надо слишком много знать, кроме композиции и колористики.
Я с искусствоведами привыкла общаться.
Новые знания всегда интересны. Такая трактовка для меня лично на уровне открытия.
Спасибо.
Читатель Галина.

Галина Санарова   26.10.2022 18:20     Заявить о нарушении
http://proza.ru/2014/11/06/2083

Извините. Здравствования !

Прошу взглянуть на страницу этого автора Владимир Агарёв. Тоже обращает внимание на макро потоки. Но водные.

Георгий Сотула   26.10.2022 17:32   Заявить о нарушении
Галина! Я склонен думать, что искусствоведение с одной стороны преувеличивает одарённость художника в узком диапазоне. С другой стороны, почти предаёт забвению реальную образованность художника. Одарённый человек - одарён, как правило в широком диапазоне. Художник много читает, общается с учёными. Осведомлён на уровне самых осведомлённых. Другое дело, что выразить квинтэссенцию философского взгляда художник пытается на полотне.
Ярчайший пример "Едоки Картофеля! Ван Гога.
Все знания о судьбе человека и картофеля воплощены на одной картине. Воплощены гениально, но откроются эти знания только знатоку, имеющему не меньший набор знаний.
Куда проще искать психические и сексуальные отклонения и зашторить целый пласт истории.

Борис Вугман   10.11.2022 12:12   Заявить о нарушении
Борис,не надо так уж строго судить искусствоведов. Я хочу сказать в их защиту. Несомненно то, что если картина выставлена в галерее, значит художник чего-то достиг.
Я не беру во внимание искусство современного авангарда. Зачастую "король-то, голый!"Или около того.
Художника классика несомненно отличает культура. Образование в Академии художеств предполагает глубокие знания.
Но и художники- самоучки, как любимый Вами Ван Гог, оставляют в искусстве след яркий, порой преждевременный, но не потерянный ни в пространстве, ни в будущем времени. Именно самобытность выступает на первый план, а следом идёт необыкновенная наблюдательность, без которой не состоится ни один художник.
Едва ли Ван Гог знал о восходящих потоках на том уровне, на котором вы это представляете читателю.
Однако, именно особенная манера письма и наблюдательность помогли увидеть это явление и передать в этом шедевре нам. А Вам, Борис, огромное спасибо именно за то, что связали эти два явление в одно целое для нас, зрителей-читателей.
С уважением.
Галина.

Галина Санарова   10.11.2022 21:09   Заявить о нарушении