Поклонение волхвов Леонардо да Винчи

«Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи

(Таинственная символика незаконченного шедевра)

             Посвящается художникам, «создающим образы с камнями краеугольными.» (Эдуард Князевский)


(На странице Википедии "Поклонение волхвов. Леонардо да Винчи" картину можно рассмотреть с увеличением.)


                Предисловие

В детстве эта картина поразила меня своей загадочностью, как некое видение в виде обрывков клубящегося тумана, окружающих Мадонну с Младенцем.

В юности это впечатление усилилось ещё сильнее после знакомства с фильмом "Жертвоприношение" Андрея Тарковского. И  вот спустя многие годы я вернулся к ней для того, чтобы попытаться понять её таинственный смысл.


                1. Образы старого мира

В верхней части картины, на заднем плане мы видим старый мир, с его полуразрушившимся храмом (слева), войной, представленной в виде сражающихся всадников (справа) и конём без всадника посредине. Скакун без всадника это строптивость, нежелание старого мира принять благую весть. Все они изображены над большим загадочным  камнем, как бы гордо ставя себя выше его или не замечая его.
               
                2. Рождение Нового Завета

В нижней части картины, на переднем плане мы видим рождение Нового Завета. Композиционно начало ему даёт огромный валун, у подножия которого сидит Божия Матерь с Младенцем. Этот камень символизирует краеугольный камень то есть Христа, которого отвергли строители старого мира.

От него вправо и влево под прямым углом друг к другу идут две живые стены, образованные фигурами. Они продолжаются в пространство зрителя и в наше время.

Этот камень краеугольный, потому что он связывает две «стены» единого угла, символизирующего Церковь Христову. Одна из этих стен - иудеи, а другая - бывшие язычники. (Так как в мире всё перемешанно, то и язычники, и иудеи попадаются на той и другой стороне).
 
Итак, на картине мы видим, как  «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших» (Пс 117:23).

Лавр на валуне, как и пальма растущаяя чуть дальше, символизируют вечную славу свершившегося.

«Это от Господа...» - показывает ангел, находящийся справа от лавра, у его корней.  Опираясь на камень и подняв указательный перст своей  десницы в небо, он делает очень выразительной эту часть библейского стиха.

Как это «дивно в очах наших» показывают выражения лиц волхвов, их спутников и иудеев, присутствующих здесь. (Ни на одной другой картине я не видел такого коллективного удивления и потрясения).

Сравните со словами самого Господа и их толкованием Блаженного Феофилакта Болгарского: "Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших" (Мф. 21:40).

"Камнем называет Себя Самого, а строителями - учителей иудейских, которые отвергли Его, как непотребного, сказав: «Ты самарянин, и бес в Тебе». Но Он, восстав из мертвых, положен во главу угла, то есть стал Главою церкви, соединяя иудеев и язычников единой верою. Как камень, положенный под угол в здании, одновременно поддерживает ту и другую стену, так и Христос соединил всех единой верою" (Блж. Феофилакт Болгарский).

                3. Умозрительный крест

Каким образом это свершится, символически открывают нам  четыре взгляда, направленные ко Христу Младенцу: двух коленопреклонённых волхвов и двух других мужчин, стоящих ближе остальных справа и слева от Божией Матери и Христа*. Эти четыре взгляда образуют склонённый вправо крест, в самом перекрестии которого находится фигурка Христа Младенца, протянувшего руку к   з а о с т р ё н н о й    крышке чаши даров, протянутой волхвом*, что в свою очередь символично. То есть Он  протягивает руку к чаше, которая символизирует страдание,  добровольно соглашаясь на эту жетрву**.
 
Взгляд Божией Матери, Христа и Его протянутая ручка скользят вниз вдоль по этой умозрительной перекладине креста.

Крест гармонично вписывается в угол, образованный валуном и двумя стенами фигур, и таинственно знаменует какою силой совершится это чудо (рождение Церкви Христовой). То есть силою крестной жертвы.

                4. Символика воскресения

Само тельце Христа Младенца лежит вдоль этого умозрительного креста. Однако Он словно встаёт с него, подняв правую ручку, что таинственно являет воскресение и благословение: «Дерзайте, Я победил мир» (Ин 16:33).

Итак, левой рукой Он таинственно указывает на своё крестное страдание, а правой на своё воскресение.

В картине угадывается призыв Господа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9:23). «И Я воскрешу его в последний день"».

Возможно, это увидел и почувствовал Андрей Тарковский, придав этой загадочной картине в своём фильме "Жертвоприношение" ключевую роль.

                Заключение

Картина не завершена, так же как Церковь Христова ещё продолжает строится из людей, как из живых камней.

Я не знаю ни одного другого художественного произведения, в котором эта фундаментальная идея Нового Завета была бы воплощена так таинственно и вдохновенно.

                Послесловие

Во второй половине 20-го века возникла мода давать картинам Леонардо да Винчи самые фантасмагорические толкования.  "Поклонение волхвов"  не явилось исключением. Я написал эту статью, чтобы восстановить историческую справедливость. Леонардо да Винчи при всей оригинальности своего мышления был верующим человеком, поэтому религиозные идеи захватывали его не меньше чем естественнонаучные, эзотерические, космические и др. Поэтому религиозная символика, на мой взгляд, выглядит на его картинах естественнее, чем надуманные версии и тайные коды.
 
-------------------------

* Один из них, вероятно, третий волхв, а другой, возможно, Иосиф Обручник. Однако кто из них кто - определить сложно.

** Младенец протянувший руку к крышке сосуда с одним из даров как бы возлагает её на левую сторону перекладины этого незримого креста. Мария своим взглядом следует за движением его руки. Принимая дар, Он словно намекает на тот дар, который Он принесёт всему человеческому роду: дар крестного искуплния.


Рецензии