Ревность...

  Хочу рассказать о двух случаях из жизни, которым я был свидетелем.
 Наша семья только что переехала в 4-ех комнатный двухэтажный коттедж, находившийся рядом со школой.
  Была середина осени и у нас начались занятия в школе, где я учился в 9-ом классе.  Мы с бабушкой были в доме одни, когда настойчиво, не прерываясь зазвонил звонок на входной двери. Я в это время сидел в соседней с прихожей маленькой комнате, где стояли две кровати, моя и бабушки и посередине между ними, под окном, письменный стол, за которым я готовил уроки.

  Наша с бабушкой комната была проходной, одна дверь отделяла комнату от прихожей, а вторая вела на неотапливаемую  летнюю веранду из которой можно было попасть на небольшой 4-ех соточный участок с огородом и маленьким дендрарием, который мы с отцом посадили, чтобы ограничить количество грядок и не перекапывать каждый сезон.

  Бабушка возвращалась в дом из огорода и пошла открывать дверь. За дверью обнаружилась трясущаяся от страха молодая женщина, которая взмолилась спрятать её от преследующего мужа. Это была молоденькая учительница из начальных классов нашей школы недавно устроившаяся туда на работу. Бабушка, моментально оценив ситуацию направила её в огород, посоветовав спрятаться в зарослях малины. Только бабушка успела закрыть дверь, как она затряслась под чьими-то могучими ударами. И не успели мы даже спросить, кто там, как дверь рухнула на пол, и в дом ворвался огромный высоченный мужик. Он был настолько разъярен, что вместо объяснений, громко заорал:

 — Где?!!!

 Бабушка, отступив на шаг назад, совершенно спокойно спросила:

 — Что, где? 
Мужик сперва немного опешил, но потом снова заорал:

 — Где?! Где она?!   

 —  Да успокойтесь вы наконец, — невозмутимо сказала бабушка. 

 — Кого вы тут ищете и почему вы сломали нам дверь? В доме только я и мой внук и больше никого здесь нет, хотите можете убедиться, - и бабушка сделала пригласительный жест в сторону лестницы, ведущей на второй этаж.

Как ни странно, но мужик неожиданно остыл и уже нормальным голосом спросил:   — Ну, я же ведь видел, что моя жена забежала сюда?

 — Креститься надо когда вам, что–нибудь кажется, молодой человек,  сказала бабушка, -  и тут же добавила:

 — Вы лучше скажите, когда и как вы будете ремонтировать нашу дверь. 
Мужик совсем сник, наклонился к лежащей на полу двери и пощупав руками петли, произнес:

 — Ничего страшного, петли целы, это шурупы вылетели. Дайте отвертку, я поставлю её на место. 
Бабушка перевела взгляд на меня:

  — Принеси, пожалуйста, отвертку.
Инструмент у нас хранился в прихожей под лестницей, в стареньком чемоданчике. Я достал отвертку и передал мужику.  Через десять минут дверь оказалась на своем законном месте.

  — Вы извините меня, —  глухо сказал мужик, глядя в пол, — ревнивый я…


                ******

  Вторая история приключилась лет через сорок, после первой.

 Года за три до этого я купил дом в заброшенной, павшей жертвой повальной централизации, деревне на границе Калужской и Смоленской областей.  В свои лучшие годы в деревне насчитывалось за сотню дворов, на момент покупки уцелевших  домов оставалось около десятка, в двух из них доживали свой век  две одинокие старушки, еще в пяти домах обосновались московские дачники, в поисках уединения, забравшиеся за 350 верст от Москвы.
 
  Деревня располагалась на двух возвышенностях, разделенных глубоким оврагом с большим прудом, заполняемым крохотной речушкой, пересыхавшей в сильную жару. Метрах в двухстах от деревни стояли, сложенные из кирпича три больших коровника, на фронтоне одного из них красовалась, написанная белой краской надпись, сообщающая, что эти коровники были построены в 1972 году строительным студенческим отрядом из Ленинграда.

 В  один из них, на летнюю передержку, привозил телят соседний совхоз.

 В другом нашел себе пристанище для ночлега, ставший без должного присмотра уже полудиким, небольшой табун лошадей, тоже принадлежащий совхозу, но брошенный на самостоятельное выживание.

 Дом, который я купил, стоял с другой стороны деревни несколько на отшибе, в нем давно никто постоянно не жил кроме изредка посещавших эти места двух цыганских семей. После них в доме был жуткий беспорядок на устранение которого ушло немало времени и сил. Но место было изумительное, за палисадом открывался вид на раскинувшиеся поля а за ними ровной темно-зеленой полосой стоял лес. Слева был заброшенный совхозный яблоневый сад большей частью тоже одичавший, но все равно по осени окрашивающийся в красный цвет от вызревших яблок.  Около дома тоже росли яблони, груши и сливы. Там в тени их крон я поставил стол с двумя скамейками за которым мы иногда устраивали застолья.

 И в этот раз мы небольшой компанией сидели за столом, когда издалека послышался топот копыт, а через несколько минут мы увидели, как через наш заборчик из штакетника перемахнула молодая кобылка из того самого табуна.

 Она опрометью проскочила мимо нас и не замедляя ход, едва коснувшись  крыльца дома, влетела в открытую дверь, ведущую в сени. Веник вставленный, чтобы дверь не закрывалась, упал и дверь за кобылкой захлопнулась. И к счастью и для кобылки и для наших сеней потому, что в следующее мгновение по этому же пути пронесся красавец жеребец предводитель этого табуна.

 Ноздри его были раздуты, глаза налились кровью, он встал на дыбы и ударил передними копытами по двери, не знаю устояла бы она, если бы положение не спасла моя овчарка Лайма. Она вцепилась ему в заднюю ногу и вынудила опуститься, жеребец так отлягнулся, что Лайма отлетела метра на три. Хорошо, что рядом с домом лежал поливочный шланг, я включил насос и направил струю на жеребца, Лайма опять подскочила к нему, мои гости стали дружно кричать и махать руками и он ретировался.   Перепрыгнул опять через забор, но остался стоять около него.

 Минут через пятнадцать мы решили, что запал у него пропал и выпустили кобылку из сеней. Она подошла к жеребцу и потерлась головой о его грудь. Он слегка куснул её за шею, и они не торопясь пошли в обратную сторону…


Рецензии
Как живо, замечательно описали сцену ревности у мужика и коня! Впечатлил Ваш рассказ. Особенно жаль прекрасную брошенную землю, где был чудесный сад, пруд, фермы, построенные студентами и простор необыкновенный.

И сколько таких деревень -не счесть. И вернется ли в них жизнь...
Успехов Вам, Николай.
С уважением.

Татьяна Шмидт   09.02.2025 18:52     Заявить о нарушении
"И вернется ли в них жизнь..."
Посмотрел сейчас по первому каналу передачу "Ялта 2,0"
Участники сошлись во мнении, что пора уже определить главную идею народа и государства, иначе всё может закончиться очень плохо.
Спасибо, Татьяна, за слова одобрения! :-)))

Николай Таурин   09.02.2025 21:54   Заявить о нарушении
"И вернется ли в них жизнь…". Это недалеко от Москвы. Я последний раз в Забайкальском крае был в 2013 году. Что творится с деревнями(да и не только)там…

Виктор Ян-Ган-Чун   29.03.2025 13:15   Заявить о нарушении
Можно ли ревность, желание обладания, назвать благородной яростью? Ведь если частная собственность не уравновешивается, условно, коммунистической, то желание сделать "всё моим", не смотря ни на что, приводит к тому, что ты снова становишься старым, нищим и немощным, как в сказке о Золотой рыбке, но зато входишь уже в равновесие со своим партнёром, которому ничего не надо больше, кроме того, что есть и приходит благодаря лишь твоему труду. )

Наблюдала однажды по весне сцену из жизни уток в городских условиях. Одна их пара гуляла по парку, как все влюбленные, прячась в тени от суеты. Было очень забавно. Рядом с ними прогуливались такие парочки - молодых и пожилых людей. И всем места хватало. Той же весной, чуть позже, уже на берегу реки увидела две пары уток, выходящих из воды на прогулку. И сначала я не поняла, что случилось. Один селезень рывком погнал уточку из другой пары, погонял её немного и вернулся к своей благоверной, наблюдавший эту сцену. И тогда я поняла, что он всем видом показывал, что предпочитает её, а не какую-то другую. Другой самец стоял отдалённо, не мешал, терпеливо ждал, пока эта сцена верности пройдёт. А потом пошёл к своей подруге, утешая лаской.

А возврат людей в деревни, вернее, в сам тот быт, возможен. Сейчас в России только что проходило такое предложение - купи землю под собственное творчество без ограничения. Но среди молодёжи такого рвения нет - заниматься хозяйством. Превалирует техника, на которую таким трудом не заработать одним двором. Потому зарабатывают в городе, в деревне отдыхают.

В условиях прогрессивного прироста людей в США уже планируется переселение на Марс, образование колоний. То есть продолжается всё тот же путь колонизации. И возможно, что на Марс также будут выселять тех, кто не соблюдает закон равновесия, предпочитая оную ревность вместе с рвением захвата того, чем хочется обладать, разрушая попутно быт тех, кто стоит на таком пути. ) А в России места много пустующего. Потому такая программа ни к чему. Но и народ у нас более ленивый по природе долгой зимы, когда отдых от трудов расслабляет настолько, что втягиваться силой в пору "посева и жатвы" бывает тяжело.

Недавно в Дагестане была, хотела "живых" фруктов и овощей попробовать. Рынки полны, да еда вся без запаха свежести, то есть на удобрениях и для продажи. Скоро люди отвыкнуть совсем от натуральных продуктов, забудут, что это такое. Посмотрела, как в том же Дагестане были быстро заброшены свои участки под земледелие с появлением сетевых недорогих магазинов. Созданные огромным трудом в горах с нанесением грунта на отвесные скалы и выравниванием площади под эти оазисы плодородия опустели. В магазинах пока есть натуральные изделия из молока, которых не увидишь на прилавках в супермаркетах, но, думаю, временно. Сменится поколение, и о скотине тоже забудут. Человек ищет что полегче и что побыстрее сравнит твой быть с остальными. Только из того же закона вселенской гармонии и вечного покоя происходит желание экстрима и что-то необычного, не как у всех. Потому и торопить ничего не приходится и "насиловать". Можно только предлагать и показывать другую жизнь, противоположную той, что тебе привычна и кажется потому единственно верной.

А в Дагестане меня коровы удивили. Вот спортсмены-скалолазы! Не каждый человек может так, как они, спускаться с крутых вершин и подниматься опять наверх с полным выменем. )

Джаля   06.04.2025 10:06   Заявить о нарушении
"Можно ли ревность, желание обладания, назвать благородной яростью?"
"Благородная ярость". Не встречал такого словосочетания, помимо песни о чувствах, охватывающих при защите Родины. Никакого отношения к частной собственности в этом словосочетании нет.
В наблюдении о утках лебедях и пр. прослеживается ваша теория парности. Как с частным случаем отношений между живыми существами с гендерными отличиями, согласиться можно. И это действительно диктуется тем, что вместо любви появляется ложное представление о праве на исключительность в свою пользу.
"В условиях прогрессивного прироста людей в США уже планируется переселение на Марс, образование колоний."
Джаля, с моей точки зрения, это ничто другое, как попытка правящего класса отвлечь население от вопросов насущной жизни. Никакого отношения к той мечте, которая возникала после прочтения "Аэлиты" Алексея Толстого, эта попытка не имеет.
После более чем полувековой сменой поколений у нас в стране, произошла переориентация отношения людей к производительному труду. Это действительно беда, которая ввергает в пессимизм.

Николай Таурин   06.04.2025 13:51   Заявить о нарушении
По поводу фантастики: у советских авторов - это всегда был оптимизм и дружеская встреча с неизвестным, у американских, в т.ч. Рея Брэдбери и др. - это пессимизм и вражда к захватчикам. То есть каждый ментальный слой выводил своё подобие. Пессимизм вселяется тогда, когда образуется "однополость". А исчезнувший курс на коммунизм подменой его ориентиром на "курс доллара", "банковских кредитов" и когда под этим поголовным увлечением исчезает роль человека в жизни планеты, тогда эта однолинейность ведёт к подмене природного равноправия половинок вместе с падением сознания чисто в механическое производство, которое свободой творчества человека уже нельзя назвать. Каждый перегиб в вечной гармонии выравнивается, но через массовое сознание. Но и переселение на другую планету, как и межпланетарные путешествия отменить невозможно. Зачем открывать космос, если его не исследовать? Зачем оружие разрушительной силы вместе с осознанием его масштабов бедствий и приводом к более щадящему режиму разрушений и последствию, если не думать об общем доме и постройке мира на Земле?

Ревность (буквально) – соперничество, противостояние. То есть чувство, которое к любви(соединению) отношение не имеет. Эгоистичность, максимализм - это огрехи юности или слепой одержимости. Зрелость уравновешена. Я почитала несколько рецензий к Вашему рассказу, где высказываете внутреннее понимание. И непроизвольно привела рассказ про уток о другом чувстве, чувстве солидарности и понимания общего. В Вашем рассказе ревность происходит из желания подчинения силе мужа. И таких опытов много у каждого на веку, где игра идёт между пониманием общего подчинения правилам игры любви и чисто эгоистическим желанием. В вашем рассказе муж осознал порыв агрессии в ревности, починил забор. С лошадьми тоже всё на месте. Но остаются те случаи, когда эгоистическая ревность наносит глобальный ущерб, порой непоправимый, приводящий к гибели партнёра. И здесь все случаи жизни вместе с политической игрой просматриваются именно на "перегиб", чтобы его не допустить. )

Джаля   06.04.2025 16:02   Заявить о нарушении
"Ревность (буквально) – соперничество, противостояние. То есть чувство, которое к любви(соединению) отношение не имеет. Эгоистичность, максимализм - это огрехи юности или слепой одержимости. Зрелость уравновешена."
Попробую разобрать по отдельности. В животном мире нет любви, как таковой. Таам есть инстинкт продолжения рода. И поэтому природа утвердила здесь такой закон, который работает в паре с естественным отбором.
У человека есть разум в широком смысле слова, который при наличии ума, совершенствуется, набирается ума или зрелости, вызревает, говоря однокоренным словом. Но. Если в процессе воспитания и образования человек выбирает другую парадигму, парадигму эгоизма, т.е. первостепенности удовлетворения собственных желаний и потребностей, превалирования их над желаниями других людей, вряд ли можно назвать такого человека мудрым. Постоянное противопоставление себя другим почти всегда кончается плохо.
"...приводом к более щадящему режиму разрушений и последствию..."
Джаля, это вы о современных прокси-войнах? О том, что происходит без объявления войны? Не знаю, но по моему, такое ведение войн гораздо подлее тех, что были раньше. Каждый день мы слышим сводки об убитых и раненных, причем не только из зоны прямого конфликта, но и о гибели людей не принимающих участие в военных действиях.
" Зачем открывать космос, если его не исследовать?"
Исследовать надо, но любой эксперимент должен тщательно готовиться, быть обусловленным накопленной базой данных, чтобы это действительно стало осуществлением мечты, а не просто на авось.
Кроме "пессимиста" Рэя Брэбери были вполне оптимистичные Клиффорд Саймак и Айзек Азимов.

Николай Таурин   06.04.2025 18:21   Заявить о нарушении
*** Кроме "пессимиста" Рэя Брэдбери были вполне оптимистичные Клиффорд Саймак и Айзек Азимов. ***

Ну, вот! А вы говорите, что любви нет. Пара тут же нашлась ) и уравновесила оптимизм с пессимизмом. Что же это делает, выводя в свет пары? Разве не любовь?

Любовь для многих стало слово почти пошлое, избитое, а значит, не выражающее то, что есть, было и будет соединять разрозненные противопоставления. Но глубокой философией ныне почти люди времени не посвящают, разве что поэты. Политика затмила умы настолько, что покрыла собой всё, что под ней скрывается невостребованным или до востребования. ) Ухожу временно в Стихию.

Джаля   06.04.2025 22:21   Заявить о нарушении
"А вы говорите, что любви нет."
Джаля! Такого я не говорил никогда. В животном мире, да. Любовь это порождение разума, а не инстинктов. :-)))

Николай Таурин   06.04.2025 22:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.