Воспитание

Воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации человека (ребёнка) на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, а так же принятых в обществе правил и норм поведения.
Воспитание, далее В., должно заключаться не в том, что ребёнку открывается, в первую очередь, его самоценность и достоинство, а в том, чтобы показать ему его обязанность по отношению к другим людям, и ту его ценность и необходимость, которая заключена в его способности и возможности дарить себя другим людям…
В. - это один из самых важных аспектов сложного и долговременного мировоззренческого процесса созерцания: общения людей и познания Реальности, длящегося всю жизнь человека, составляющего, по сути, содержание его жизни и тесно совмещаемого с процессом самовоспитания.
Чаще всего воспитанием занимаются родители и ближайшие родственники, и друзья семьи. Также это могут быть, опекуны, профессиональные воспитатели государственных учреждений...
Социальной и культурной стороной В., является формирование чувства патриотизма и гражданственности. Уважение к памяти защитников Отечества и подвигов Героев Отечества. Исполнение законов и соблюдения правопорядка. Почтительного отношения к человеку и старшему поколению. Бережное отношение к культурному наследию и национальным традициям всех народов, природе и окружающей среде.
Психологической, философской и религиозной задачей В., ставится рождение и возрастание в человеке внутренней шкалы ценностей, иерархической лестницы идей и убеждений, основой которой служит система нравственный императивов, которыми он будет пользоваться в своей общественной жизни.
Основной сложностью этого процесса, представляется то, что эту систему невозможно навязать извне. Она всегда выстраивается самим человеком, являясь следствием, залогом и проявлением его свободы и может быть только предложена человеку, на основании личного примера жизни его воспитателей…
История развития В., как системы, представляет собой иллюстрацию истории эволюции религиозного сознания человека. Научный подход к В. проистекает из начальной природной религиозности мировоззрения человеческого сознания. В качестве примера, здесь можно привести - «Наставления отца к сыну», XV век:
«Сын мой, когда на рать с князем едешь, то будь всегда впереди, с самыми храбрыми войнами! - И роду своему честь добудешь, и себе доброе имя. Что может лучше быть, если перед князем умереть доведётся!
Слуг же путных, чадо, почитай и люби.
Сын мой, если хочешь прославиться перед Богом и людьми, то будь ко всем одинаков и добр ко всякому человеку, и за глаза и в глаза. Если же над кем-нибудь смеются, ты хвали его и люби, тогда и от Бога получишь вознаграждение, и от людей похвалу, и от человека, защищённого тобой, почитание».
Последующее отступление европейского общественного сознания от религиозного, в первую очередь - христианского, мировоззрения, привела к тому, что, как только ребёнок мог обходиться без матери, няньки или кормилицы, он переходил в мир взрослых. И это было прямым следствием «оскотинивания» сознания и «приложения его к скотам бессмысленным» - по образному выражению христианского Предания, описывающему последствия грехопадения…
Возвращение к понятию о детстве и необходимости воспитания возвращается в европейское общество уже не на религиозно-нравственных, а на социально-гуманитарных основах, которые возвели Просветители на античном фундаменте, лишённом мировоззренческой религиозности, ставшем только лишь культурным феноменом. Например, одним из главных положений В., в этот период, был принцип: - «Мать отвечает за сердце, отец - за интеллект».
Произошло это в XVII - XVIII веках в произведениях философа Джона Локка и писателя Жан-Жака Руссо.
Все концепции воспитания, в своей изначальной идее, стали продуктом рационального формально логического мышления. Например, согласно Джону Локку, сознание ребёнка представлялось чистым листом бумаги, на котором, в процессе его взросления, можно «записать» любую будущую личность.
Противоположной идее придерживался французский писатель и философ Жан-Жаку Руссо, который полагал, что ребёнок развивается согласно своей врождённой природе, и задача воспитателя - создавать условия для проявления и расцвета этих природных склонностей.
В конце Нового и начале Новейшего Времени, вместе с развитием философских течений и школ и появлением психологии и этики, в воспитательных системах наметилась тенденция перехода от классической античности к раннему христианству. Например, бихевиорист Джон Уотсон писал о необходимости выстраивания мира, в котором ребёнок будет воспитываться. А психолог-бихевиорист Бэррис Фредерик Скиннер ввёл в процесс В. подкрепление и поощрению желаемого поведения.
В последнее время, эти подходы к воспитанию получили дальнейшее развитие. Например, Альберт Бандура показал, насколько значимо для ребёнка наблюдение и подражание поведению других людей, как детей, так и взрослых.
В., как система, пришла к убеждению, что нужно воспитывать не только и не столько правильное поведение, сколько нравственные чувства, которые позволяют принимать чужие радости и трудности как свои. В. не должно быть рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Необходимо предоставить возможность духу и воле ребёнка окрепнуть в первую очередь нравственно, а не интеллектуально. Следует избегать любой чрезмерной и неестественной для возраста ребёнка нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Впоследствии, он сможет успешнее овладевать интеллектуальной сферой жизни, необходимой для современной цивилизации.
Внешняя интеллектуальная оценочная деятельность, как отрицательная, так и положительная, отвлекает внимание ребёнка от главного духовно-нравственного мировоззренческого, не обязательно формально-религиозного, образования и возрастания!
Только любовь к малышу, принятие его индивидуальности, позволяет раскрыться и развиться его неповторимой личности, кроющейся в том, что он может и должен дать и подарить от себя другим людям. Необходимо избавить ребёнка от необходимости самоутверждения, преодоления агрессивного внешнего критического отношения к нему, всячески помогая и поощряя его в его попытках, даже самых незначительных, реализовать собственными усилиями свои нравственные способности и свойства.
Подражание воспитателю, на этом этапе, является главнейшим инструментом воспитания.
При этом подражании, главным становится не повторение чужих поступков и слов, а скорее образа мышления и нравственности воспитателя, который как бы «заражает» своего воспитанника своим переживанием себя и своим отношением к миру! То есть - своим мировоззрением…
И необходимо очень строго следить за тем, чтобы сам воспитатель, в этот период, не нёс в себе ничего из того, что не должно было вы быть в окружении ребёнка. Вне зависимости от того, находится ли воспитатель в присутствии ребёнка или нет… - И этот аспект В. становится самым трудным для исполнения, ибо необходимо поднимает воспитателя, на, хоть и временный, уровень святости!.. 

Интернет - источники {3}


Рецензии
=А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.
Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.=
=И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.=
Неизгладимое впечатление произвели строки:
"Ты сам ничего не можешь «дать» другому человеку, а лишь только «показать» человеку самого себя, чтобы этот человек сам сделал свой выбор, желая «учиться» и следовать твоему примеру.
Именно это ты постигаешь, сам учась «любви».
Педагогика есть собирание свидетелей твоей «веры» и призыв к этим свидетелям подтвердить, что твоя «вера» истинна.
Педагогика - способ обращения тобой в свою «веру» твоих «учеников», тех, которых ты призвал так, что они захотели пойти за тобой.
Подобного нельзя добиться только словами. Любое движение твоей «души» может стать решающим в возникновении у человека желания «учиться» у тебя, и ты никогда не знаешь сам, что будет важным для этого.
Ты «учишь» только тому, чему «учишься» сам, - не более, но и не менее." -Сергей Михальчук 5.

Здоровья нам.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   25.10.2022 00:11     Заявить о нарушении
Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится...
Эти слова есть начало всему в воспитании! - Это божественная педагогика!!!

Сергей Михальчук 1   25.10.2022 09:53   Заявить о нарушении