2. Максим Горький и Крым 1897 О рассказе Мальва

 М. ГОРЬКИЙ и КРЫМ. Читая рассказ Максима Горького «Мальва» (1897)



Летом все стремятся поехать к морю, в отпуск — купаться и отдыхать. А почему бы сегодня будущему отпускнику перед отъездом не прочитать рассказа Максима Горького «Мальва»? Не пожалеете: рассказ этот содержит в себе фантастический заряд оптимизма и красоты — как природной, так и человеческой.
 
Уверяю вас, настроение все дни отдыха будет у вас бодрое, а мир ярким, небо лучезарным. По себе знаю. На душе будет светло и вы все — и хорошее, и плохое — будете воспринимать с улыбкой. Ведь даже море смеётся. А ты — человек, а «Человек — это звучит гордо!» — так учил нас Максим Горький более сотни лет назад.

Да, к сожалению, мы начисто об этом человеке забыли. Вернее сказать, меченый Горбачёв с своей Раисой Максимовной заставили советских людей забыть об этом. Ну а после кровавой расправы Ельцина с народом в начале октября 1993 года новая колониальная власть приказала забыть о творчестве Максима Горького. Мошенник Сорос выделил сотни миллионов долларов на эту идеологическую спецоперацию: вместо великого пролетарского писателя сейчас все руководящие менеджеры Минкультуры суют всюду своего «героя контрреволюции» Александра Солженицына.


***

Я не помню, когда я начал вдумчиво читать рассказы Максима Горького. Не помню, в каком классе школ это случилось. Теперь на склоне лет мне кажется, я знал всех горьковских героев всегда. Настолько они близки моей русской душе.

Особенно тронул меня рассказ «Мальва». Запомнился мне он не содержанием. Что я мог понимать в детстве о сложных человеческих отношениях? Запомнился мне он «солоноватым вкусом моря, прогретым до самого дна солнцем».

С таким морем я познакомился в Северной Корее, когда мой папа, советский офицер, отвёз меня в пионерский лагерь, открытый советским командованием в бывшем католическом женском монастыре в 1947 году. (См. Мои дальневосточные воспоминания. Часть 1. В первый класс в папиной пилотке в Пхеньяне. Советский пионерский лагерь у 38-ой параллели.)


***

Помните, как начинается данный рассказ — «Мальва»?
«Море — смеялось.

Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок».

Море смеялось, вздрагивало, улыбалась...

В двух предложениях изображено все море —  берега и до бесконечности&. Малюсенькая зарисовка, а сколько в ней голубого неба, жаркого солнца и... поэзии!

Я не помню ни одной картины мариниста, взглянув  на которую я мог бы сразу сказать: море — смеётся!

А может ли смеяться море, лес, природа? У поэта может. И у композитора тоже может: он слышит музыку в природе. Но чтобы море смеялось и пело, и одновременно улыбалось безоблачному небу и улыбалось людям тысячами серебряных улыбок — такое многие читатели и представить не могут. А гениальный писатель масштаба М. Горького может.


***

Вот приедете в Крым, где мне посчастливилось прожить почти полвека. Сядете в троллейбус и через час вы окажетесь в Алуште рядом с морем. Устроитесь в санатории или в гостинице и переодевшись в легкое платье и шорты, вы торопливо помчитесь на пляж.

На нем люди совсем другие. Они уже покраснели от загара, а вы ещё белый или синий и любой, кто вас заметит и устало без интереса взглянет на вас, поймёт, что вы новичок.

Но и море с улыбочкой смотрит на вас. Оно зовёт вас. Вы и смеющиеся доброе море. И забыв все свои заботы и печали, вы вспоминаете «Мальва» Максима Горького и с улыбкой приходите к выводу о том, что оно зовёт именно вас. Он торопит вас. Спрашивает: ну что стоишь?! Иди ко мне. Прыгай!

И вы пройдёте по горячему песочку к морю и броситесь в тепловатую подсоленную воду и прыгните в неё. Когда вынырните и глубоко вздохнёте, то на душе станет радостно и вам захочется обнять весь мир. И люди вокруг вас — лежащие, сидящие, загорающие, купающиеся — станут вам как бы все родными.



Максим Горький и Крым


Точно таким же море видел и почувствовал Максим Горький в 1897 году. Он уже бывал в Крыму раньше. Но в том году он приехал в Крым  известным писателем. И в том же году впервые, с подзаголовком «Набросок», рассказ  «Мальва» был напечатан в журнале «Северный вестник», 1897, NoNo 11, стр. 1—27, и 12, стр. 1—18.

И далее автор примечаний к рассказу в томе 4 псс писал: «После выхода журнала «Северный вестник», в котором была напечатана «Мальва», член Цензурного совета Вакар 12 де­кабря 1897 г. доносил начальнику Главного управления по делам печати: «... в No 12 помещены окончания замеченных в безнрав­ственном направлении: романа „Красная лилия“ (переводный с французского) А. Франса и рассказа сочинения М. Горького под названием „Мальва“. Оба стремятся изобразить в самых яр­ких красках разврат, царящий в семейном быту, роман — в высшем парижском свете, а рассказ — в быту русских простолюдинов-рыбаков» (цит. по статье: К. М у р а т о в а . Новые цен­зурные материалы о М. Горьком. «Звезда», 1941, No 6, стр. 178).

В октябре 1898 г. рассказ был представлен в С.-Петербург­ский цензурный комитет для разрешения публикации его отдель­ным изданием для народного чтения. В Архиве А. М. Горького хранится доклад цензора с предложением запретить издание и решение цензурного комитета от 25 ноября 1898 г., в котором го­ ворится, что «набросок М. Горького п. з. „Мальва“ к отдельному изданию не дозволен к напечатанию» (ЦД-1-5).

Там же хранится копия более позднего дела, относящегося к 1903 г., о запрещении пьесы «Мальва», переделанной из рас­сказа Горького М. С. Сиркисом и М. Я. Гохшилером. «Удивля­юсь,— пишет цензор,— что авторы выбрали повесть Горького, слишком известную по своей циничности, для сценической обра­ботки. Пьесу эту следует запретить» (ЦД-3-11).

После публикации рассказа в журнале автор неоднократно возвращался к нему, редактируя текст рассказа»…


***

B 1897 году «…после посещения развалин Херсонеса он две недели живет в Ялте, в меблированных комнатах на Виноградной улице (ныне ул. Чехова,1).

Писатель работает над очерком "Херсонес Таврический". Писатель переехал в Алупкинский пансион "для лиц интеллектуального труда" (ныне корпус санатория "Шахтер"). Здесь он работал над рассказами "МАЛЬВА", "В степи", "Зазубрина».

По крымским впечатлениям написаны "Крымские эскизы", набросок "Первый раз я увидел женщину...", заготовки для очерка "Дора". К этому времени относятся заметки Горького о докторе А. Н. Алексине.


Весной 1898 г. Горький снова приезжает в Ялту. Здесь он знакомиться с Чеховым, с которым переписывался некоторое время, И. А. Буниным, М. Н. Ермоловой, Д. Н. Маминым-Сибиряком, ялтинским врачом Л. В. Срединым и художником Г. Ф. Ярцевым.

В том же году этот рассказ появился в печати в одном из двух томов избранных рассказов М. Горького.


***

Так, более 120 лет назад, впервые на нашей планете человек впервые осознал, что море, небо, леса и горы — вся природа, как и человек, могут смеяться. Купание в море стало поэзией, а море вошло в историю мировой литературы как поэтический образ.

Отдых на море стал частью жизни большинства человечества. Курорты превратились в денежное производство здоровья человека. А Крым с лёгкой руки Максима Горького стал лучшим  курортом СССР. До 9 миллионов советских людей отдыхало в Крыму ежегодно в 1980-е годы.

С новым мостом, соединившим полуостров с материком, и новыми современными дорогами и обновлённой инфраструктурой, Крым стал намного дороже. С Крымской весны полуостров превращается на наших глазах в современный курорт мирового значения. Вот почему так страстно и агрессивно ведут себя все империалистические государства по отношению к Крыму.  Ни Турция, ни Израиль, ни Греция, ни весь Ближний Восток не хотят, чтобы Крым превратился в один из лучших курортов в Европе. Валюта может пойти не в карманы нынешних хозяев средиземноморских курортов, а на счета российских олигархов.

А так хочется?! Но поезд уже в 2014 году ушёл … в Россию.
Он отвез Крым российским олигархам…


Рецензии