Часть Х-2. Мысли на папины стихи 2003-2004гг

Когда еду с работы, читать не хочется, а если начинаю читать, то на душе тяжело становится, даже если книга хорошая. Читать можно только утром чтобы проснуться. А вечером хочется только молиться. От молитвы легко на сердце, в груди легко, душа сама влечётся к Богу, сама тянется к молитве, и это самые сладкие, самые волшебные, лёгкие, тонкие чувства. Не сразу я понял, как ценны они, как надо им внимать, удерживая и усиливая их вниманием. И тогда они многое обещают и на многое дают надежду. Вообще, молитву очень надо ценить. Ценить минуты, когда она идёт. Не разорять эти состояния по маловажным поводам. Уметь жить этим, заниматься только этим в течение длительного времени. Вообще, когда в тебе раскрывается внутренняя тонкая жизнь, уже не нужны становятся книги, хотя и необходим бывает отдых. Я люблю фильмы и музыку. Просто главное ведь не чтение, оно только учит, но главное – твоя собственная жизнь, и по преимуществу жизнь внутренняя, состояние твоего сердца, его устремлённость к Богу и общение с Ним в нём. 19 марта 2003 года

«Тщетно, художник, ты мнишь, что своих ты творений создатель…» Тщетно, Вайнштейн, ты мнишь, что твои это мысли. 19 марта 2003 года

Тот, кто слишком сильно зациклен на своей персоне и на своём «таинственном Я», рискует неожиданно для самого себя оказаться обыкновенным иудой, потому что есть вещи гораздо более важные тебя любимого. Есть вещи святые. 1 апреля 2003 года

Так бы хотелось, папа, чтобы конец твоей жизни осветила благодать Божия… Но вне Церкви это просто невозможно. А прийти туда можно только через глубокое личное покаяние, сокрушение сердца и трепет благоговения, отбросив все маски, обнажив душу. Как только появится благоговение – считай, что ты на пороге в новый мир, в Церковь Божию. 1 апреля 2003 года

Милость Божия… Нет ничего дороже этого. На неё уповаем. Она безгранична. Она никогда не перестанет. Для неё вся наша земная жизнь – только пролог к бесконечному действу вечной блаженной жизни. И как великий могущественный творец, приступая к развитию действия в своём произведении, начинает с описания тяжёлого и скорбного детства главного героя, зная, что у него в преизбытке хватит творческих сил изобразить потом восхождение человека к вершинам счастья и могущества, так и Господь Бог попускает быть этому скорбному земному испытанию, чтобы потом только с большей силой явить то бескрайнее и ни чем не могущее быть омрачённым блаженство, для которого Он нас создал, призвав к бытию. 2 апреля 2003 года

К сожалению, наша жизнь мало кому интересна. Мы недооцениваем силу своего эгоизма. Это вещь железная. Она целиком и полностью поддерживается условиями нашего воплощения, нашими непроницаемыми телесами, пространственными и временными преградами между людьми. Разлуки, расставания, забвение близких, невнимание и равнодушие к внутренней жизни другого – всё это и есть пространство смерти, в котором мы существуем. Лучики любви редки, и могут они исходить, по большей части, только от тебя самого, потому что ты ещё всё-таки во что-то веришь. Выход только в покаянии, в боли за себя самого, в муке лицезрения собственного отвратительного образа. Всё наше добро совершенно ничтожно и тонет в океанах холода, выходящего из нашего сердца. Вот и делай всё время добро, созерцая его убожество и ничтожество, стыдясь его, но делай. Просто чтобы не было холода, чтобы хоть маленькой искоркой добра осветить полную тьму, в которую ты погружён. Добро даёт ощущение смысла. Отнесись с добром к человеку – и ты вдруг увидишь, что он не чужой. А до этого он отталкивал от себя всем своим видом, был неприступен, как ледяная глыба. То есть смысл в любви, даже в тех малых уродливых потугах, на которые мы в силах. Но ценно, братаны, наше свободное усилие, его направленность. А Бог силён Сам раздуть искорку до размеров Вселенной и восполнить Своей всемогущей силой то, что ты хотел бы совершить, но в чём тебя хватает только на символический жалкий писк. Бог действительно очень силён, Он абсолютно всемогущ, и за Ним дело не станет. От тебя требуется именно этот писк, растянутый на всю твою жизнь. 12 июня 2003 года

Эх, братаны, братаны! Жизнь горька. При всех своих утешениях, за которые непрестанно благодарю Бога. И могло бы быть всё намного горше, и это было бы неудивительно, это было бы поделом. Но, право, ведь есть надежда. Она заключена в Церкви. Не отталкивай от себя Церковь. Она твоя Мать. Прибегай к ней в своей жизни, и будет душе твоей покой. В конце концов, можешь философствовать, как хочешь, жить, как знаешь, только не отталкивай Церковь от себя. Всё суета, только не она. Храм Божий – место великой Святыни. Просто пользуйся всем тем, что предлагает тебе Церковь, и ты будешь причастен к Свету. И, может быть, Господь пошлёт тебе христианскую кончину – ты умрёшь в мире со всеми, исповедавшись и причастившись Святых Тайн, и после смерти начнётся твоя истинная жизнь – твоё блаженство, для которого ты и создан. Не отталкивай Церковь. 12 июня 2003 года
Да, вряд ли то, что ты встречаешь в храме, может тебя захватить и потрясти яркостью переживаний. Не увидишь ты там тех бесконечных далей и высот, о которых тоскует твоя душа, по крайней мере, не сразу увидишь. Но какова альтернатива? Холод, одиночество, заброшенность, вечное раздражение и горькие несбыточные грёзы. То, что ты встречаешь в храме, есть тот уровень общения с Богом, на котором ты в данный момент можешь пребывать. Прислушайся к тому, что там происходит. Сосредоточься, прислушайся с благоговением, и ты обязательно услышишь, дойдёт до тебя в какой-то момент веяние присутствия Божьего. Но только будь искренен. Не хочешь кланяться – не кланяйся. Не хочешь креститься – не крестись. Встань в уголок и тихонько стой. Заходи, заходи, заходи… и дай Бог, постепенно спадут с души грубые наслоения, которыми она покрылась за всю твою трудную, сумрачную жизнь, и ты сможешь оценить храм и Церковь в своей жизни. 20 августа 2004 года

Всё будет хорошо – великое религиозное убеждение. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Надо только сокрушиться и смириться сердцем. Войти в дух покаяния. Вот что ценно. Надо опять стать дитём. Тогда и сердце снова оживёт, как на заре жизни, и будет оно у тебя сжиматься и биться, таять, горячеть. Из сердца исходит сила, снимающая тяжесть с души. Надо только смириться. Понять, что ты ничто. И всё будет хорошо. 12 июня 2003 года

Смиряешься – становишься добрей и проще. Считаешь, что чего-то достиг – становишься высокомерен и ершист, или равнодушен, презрительно снисходителен. И остаёшься один. Ты ничего не знаешь, брат, не обманывай себя. И уповай только на милость Божию, как тот мытарь. И спасёшься. 12 июня 2003 года

Я предатель уже просто тем, что я Эдик Вайнштейн, человек, один из многих, с эгоцентричным сознанием и отдельной плотью. Я всё время предаю Бога и всякого человека. Простят ли меня когда-нибудь? 25 июня 2003 года

Эх, что сказать дураку? Что мне сказать? Пока не сокрушится сердце, ничего человек не понимает и находится в самообольщении относительно самого себя и своих «добродетелей». Жалкая картина самообмана! А сокрушается сердце – и замолкает человек. Вот тогда и начинается духовная жизнь. 2 июля 2003 года

К Богу приходят только через сильнейшее сокрушение. Должна умереть гордость, а ведь это «стержень» человека! Себя развенчиваешь и задвигаешь, и в круг сознания поднимается Бог. Либо Он, либо «я» – каждый должен выбрать. Ему служить – себя давить, себя ублажать – Его предавать. Надо сконцентрироваться на Нём, возлюбить Его, забыв о себе – и спасёшься, спасёшься от себя самого, несущего себе ад. 2 июля 2003 года

Бедные вы все, несчастные люди! Мучающиеся своим же холодом, непрестанными мыслями о себе, маловерием или вовсе неверием. Всё это цветы одного букета. Это безбожие. Выход – самоотвержение, жертва всеми теми жалкими крохами «убеждений», которые собрал в «стране далече», отдача себя сначала Богу, потом Церкви и, конкретно-жизненно, ближним. Забудешь себя – найдёшь себя. Изо дня в день бери крест свой и следуй за Христом, беззлобно терпя обиды и труды, молясь в минуты внешнего однообразия, побеждая этим накатывающую пустоту, а в ней – ожесточение. Если ты действительно отдаёшь себя Богу, ты приходишь в Церковь, а не обожествляешь себя. Если ты действительно в Церкви, ты жертвуешь собою ради других людей. Надо научиться терпеть те мелкие страдания, которыми наполнена наша повседневная жизнь, внутри их самих обнаруживая пищу для духа. Потому что Бог рядом и готов прийти на помощь изнемогающей душе. Только воззови к Нему от сердца – и обнаружишь жизнь внутри себя, а с ней уже не страшны ни скука, ни страдания. И так будешь с Богом, а Бог будет с тобою, не будет одиночества, и любовь познаешь, и радость. Себя забудешь любовь познаешь, Бога вспомнишь. Поймёшь, какие глупые препятствия столь долгие годы загораживали тебе путь. Ищи. Стучи. Найдёшь. Отворят. 2 июля 2003 года

Ощущение себя – индикатор области, в которой ты находишься. Ты ощущаешь не себя, а дух, который вмещаешь, ибо ты всего лишь сосуд. Сладкое чувство собственной силы – быть может, главное оружие дьявола, его лесть. Чувство любви к себе – также не от Бога. Любишь себя – предаёшь ближнего, реального, который рядом. Чувствуешь холод – это дыхание дьявола в твоей душе, прогони его, сделав что-то по любви, хотя бы даже символическое. Дьявол любви не выносит. Как бессилен он и перед смирением, и очень боится искренней молитвы. Но источник всего этого не ты сам, источник – в храме, потому что там Бог благоволит приближаться к нашим молитвам. Постой в храме, устань, потерпи, если нужно, сутолоку, помолись искренне, с верой, что здесь решается твоя судьба, земная и вечная – и ты получишь благодать Божию в свою душу, силу для всего доброго в тебе. Будет, может быть, тяжело, но по прошествии времени ты ощутишь, что получил то, за чем приходил. 8 июля 2003 года

Истинное величие есть. И оно достигается в забвении себя. Это когда ты вмещаешь в себя нечто большее, отчётливо сознавая, что оно тебе не принадлежит. Ты счастлив, что тебе дана эта причастность, и знаешь, что недостоин ты этого. И выше – тебя уже нет, а есть именно это большее, ты же – только временный сосуд, разрушение которого само по себе уже ничего не значит, и смерть совсем не страшна. Но она кое-что значит для этого большего, которого ты сосуд, и Оно использует его как повод открыть свою мощь и победоносность. И ты становишься победителем, по благодати, потому что в тебе и через тебя побеждает Бог. Вот тогда Он Сам утвердит тебя и поставит вовек непоколебимо. Вот что такое утверждение тебя, которое может совершить только Тот, Кто тебя для Себя создал.
Смирение придаёт истинную ценность всему, что с тобой происходит. Всё становится настоящим. И как бы высоко, казалось бы, ни взошёл ты, ты видишь, что, во-первых, не ты восходишь, но Бог возводит тебя, а во-вторых – как далеко ещё идти. 8 июля 2003 года

К сожалению, наши ближние имеют весьма условное и поверхностное представление о добре. А ведь ничто не может быть добром вне связи с вечным смыслом. И то, что кажется добром, подчас по истине бывает весьма душевредно. Но к плотской «доброте» прибавляется также и гордость, уверенность в своей правоте, и уже нужно бежать от такого «благожелателя» куда глаза глядят. 9 июля 2003 года

Папа! В тебе есть любовь – по крайней мере, ко мне и к нам, твоим детям и внукам, к друзьям, к близким по духу людям, близким и далёким. Когда эта любовь заявляет о себе, она очень глубока и полна, она от Бога и Его всеобъемлющей и всенасыщающей Любви. Но у тебя она бессильна, пока бессильна. Может быть, она должна быть более приземлённой, чтобы быть более действенной. Думаю, то же относится и к моим «благим порывам». Но, с другой стороны, Богу не может быть неугодно твоё желание блаженства тем, кого ты любишь. И Он испытает тебя, действительно ли ты этого желаешь, то есть готов ли ради этого потерпеть что-то над собой, готов ли на жертву, далеко не обязательно материальную, скорее как раз духовную, связанную с тяжёлой скорбью духа. Таковы законы. И если ты выдержишь испытание, как знать, может быть, тебе будет дана и власть наделить блаженством тех, кого бы ты хотел видеть счастливыми. Бог всемогущ и бесконечно добр. Уготовь свою душу к Его дару. 9 июля 2003 года

Господь хочет помиловать тебя в Церкви. Он тебя там ждёт. Он хочет даровать тебе там Свою любовь, близких по духу людей с красивой и доброй душой, Он хочет показать тебе такие смыслы, о которых ты и не подозревал, Он хочет даровать тебе Жизнь, которая уже никогда не кончится. Я вижу и знаю это. Я не знаю, как это произойдёт, но так будет. А ты просто должен туда прийти. Душой прийти, а потом и телом. 9 июля 2003 года (именины Сонечки)

Очень важно знать и любить, регулярно читать церковные молитвы (утренние и на сон грядущим). Дело в том, что это молитвенная школа. Почему и говорится, что молитвословие – это первая ступень молитвы. Молитвы эти составлены святыми людьми, Богу угодившими, нашедшими подступ к Нему. В этих священных текстах живёт и движется молитвенный дух покаяния и смирения, столь Богу приятный и близкий. А пока наши молитвы пропитаны другим духом, несмиренным и непокаянным, мы не будем получать от Бога взаимности. Сначала следует научиться истинной молитвенной настроенности, а потом уже потихоньку и от себя с Богом говорить, и без слов, и сердцем одним… Часто бывает, что душа суха и безжизненна, а вспомнишь молитву, проговоришь её, и входит душа в умиление, рождаются живые чувства к Богу, и уже и от себя можно сказать несколько живых слов, которые услышит Господь. Так же бывает, когда накатывает страх, когда приходит усталость, когда ты издёрган суетой… Церковные молитвы – великая милость Бога к нам, это детоводитель к Богу (а если ты ещё не понял, что ты дитя, значит, у тебя нет ещё никаких отношений с Ним), и тот, кто их не ценит и отвергает на своём пути к Нему, тот человек несмысленный и, в общем, даже несерьёзный. Без этих молитв будешь мучиться и страдать, не зная, как быть в общении с Ним. А если примешь их в свою жизнь, они будут тебя готовить к всё более глубоким и пронзительным встречам с Ним, когда ты сам будешь выходить к Нему один на Один. Потому что, конечно, тогда совершается главное. 22 июля 2003 года

Без Церкви ты как бы в вакууме. Несчастный! Духовное пространство заполнено Церковью, Господь соединяется с человеком и со всем человеческим родом, с каждым, через Церковь. Тогда только перестаёшь быть сиротой, лживым сиротой, когда начинаешь ощущать Церковь и себя в ней. А это приходит через церковную жизнь: участие в богослужении, в таинствах, в праздниках, чтение молитв и духовных книг, по преимуществу Евангелия и жизнеописаний святых.
Есть жития святых, главным образом, древних. Это литература, близко примыкающая к Евангелию, по силе и по духу. Есть же жизнеописания святых, главным образом, близких к нам по времени. И это чрезвычайно полезная литература для укрепления веры. Этим книгам нельзя не верить, они жизненно точны. И в них показано, как дух побеждает плоть, мир и диавола, как вообще возможна победа духа и присутствие в жизни Бога, присутствие живое, несомненное, радостное и мощное. Все святые спаслись и освятились через Церковь. И никак иначе спастись невозможно. 22 июля 2003 года

Господи! Ты победил мир. И я так хочу к Тебе!… Туда, где нет и не может быть никаких печалей, никаких воздыханий, никакой грусти. Ты победил. Даруй и мне, дураку, приобщиться к Твоей победе, даруй и мне победить. 22 июля 2003 года

Последнее время вижу нескольких Андреев: все мягкие, поддатливые, не борцы. С одной стороны, они трогательны. Но с другой стороны, нельзя же быть мягкотелым, потому что слабость ведёт к предательству. Надо быть мягким и уметь терпеть и прощать ближнего, но, с другой стороны, друг всегда должен быть уверенным в том, что ты подставишь ему своё твёрдое плечо, что, захотев опереться на тебя, он не провалится в пустоту. 22 июля 2003 года

В тропаре святому праведному Иоанну Кронштадтскому, одному из величайших русских и мировых святых конца XIX – начала XX веков, человеку огненного духа и величайшей благодатной силы, чудотворцу при жизни и по смерти, сказано, что Бог бездну его смирения вознёс превыше небес. Вот тайна. Гордыня хочет возвыситься, а меж тем, это крайнее убожество, она влечёт вниз. А смирение выражается как бы в уничижении, в кротости, в отсутствии самомнения, и при этом это тихое качество есть гигантская духовная сила, стремящая тебя к Самому Богу, делающая возможным ВСЁ в твоей жизни.
Подлинное смирение не есть только убеждение ума, это есть прежде всего чувство сердца, это есть глубочайшая эмоция, пропитывающая всего человека. И это чувство приходит после сокрушения сердца. Когда сердце уже не может гордиться, когда оно обессиливает для гордости, тогда становятся понятными все слова о смирении. Опыт показывает, что сокрушение сердца приходит в терпении внешнего унижения, насмешек и даже клеветы. Главное ещё в том, чтобы не иметь возможности пренебречь обвинениями, надо доверять обвинителю, считая, что он прав, надо увидеть себя в отвратительном, безобразном виде и понять, что это правда. Это есть духовное прозрение. Увидеть так себя есть первый дар благодати, и без этого никакой духовной жизни вообще быть не может, а может быть только самообольщение. Такой опыт даёт прививку от гордости, сохраняя в безопасности все те реальные духовные достижения, которые затем неизбежно последуют как следствия устранения главного духовного препятствия. Потому что Бог весьма желает одарить нас духовными богатствами, но не имеет возможности это сделать, пока в нас есть гордость, которая паразитирует на всём хорошем в нас. 22 июля 2003 года

Твой нрав вовсе может и не быть от Бога данным, он может быть и благоприобретённым, и его очень даже можно бывает изменить. Многое в жизни делается по чувству долга, которое заставляет напрягать волю в отстаивании – не своих прав, и не власти, и не достоинства – всего лишь правды, чтобы не предать – друга или Бога, или Их обоих. Забыть себя, чтобы не потерять любовь. 14 сентября 2003 года

Страна неверия – тяжёлая страна. Чувства, приходящие в душу в этой стране, убийственны и бессмысленны. И всякая глупая радость приводит в итоге к ещё большей печали абсурда и тоски. Но и из этой глухой страны есть выход. Во-первых, ты один не по злой судьбе, а по своей вине. В этом разница. Если бы рядом было любимое существо, было бы, конечно, не счастье, но всё было бы значительно смягчено. А, впрочем, можно сказать, что это и было бы счастье, которое бы и смягчало прочее суровое окружение. Ты сам виноват в своём одиночестве, потому что в своё время не захотел идти на жертвы ради любви. Но даже и в этом положении есть выход – Церковь, она выводит из одиночества. Но и тут какие-то преграды. Преграды внутри. Не надо жалеть себя, это только ещё одна ловушка. Надо винить себя и всё-таки искать выход, и если он хоть чуть-чуть забрезжит откуда-то, идти на этот луч из последних сил, уже до конца. И что такое кураж? Никогда не понимал этого слова. Сама жизнь на земле есть великая скорбь, и тот, кто не спасался с юности, в общем, уже безумен. Ты видишь, мне 29 лет, а я уже как старик, и уже давно. И это не потому, что я какой-то особенный, просто по милости Божией я вышел на путь к Нему. 14 сентября 2003 года

В любви к путешествиям есть что-то поверхностное и суетное, она приводит к зависимости от внешних вещей. Всё это симптомы выброшенности души вовне. Мне всегда было близко монашеское устроение: Церковь и келия, больше ничего не надо. У меня ещё работа. Один святой отец сказал: «Сиди в своей келии, и она тебя всему научит». Гораздо важнее освоить свои внутренние пространства, открыть их в себе, понять, что внутреннее бесконечно больше внешнего, убедиться в том, что внешнее может совершенно померкнуть, утонуть во внутреннем мире. Молитва открывает целую жизнь, удивительные вещи начинают происходить с твоей душой. Молитва горячей веры вводит душу в умиление, ты начинаешь молиться со слезами. Мысли светлеют, ты понимаешь, что через них ты находишься в постоянном общении с существами невидимого мира. Вера есть нечто совершенно чудесное, нет большего богатства на земле, ибо только она и даёт высшее что есть – любовь. Ты понимаешь, что твой внутренний интимный мир так же и ещё более реален, чем холодный и косный мир внешний. Даже общение с людьми постепенно заменяется молитвой за них, и открывается, что это глубиннейшее общение, и величайшая помощь тому, другому, невидимому тобою, но реальному, любимому существу, за которое ты молишься с любовью и верой. Не унывай, брат. Всё идёт как надо. 14 сентября 2003 года

Как бы ни пыжился ты угодить Богу своими силами и по-своему, ничего у тебя не выйдет, потому что твои усилия в корне подрываются тем, что называется «самочинием»: ты сам по себе, не признаёшь над собой никого, и этим всё сказано. Секрет же состоит в том, что от человека мало требуется и подвигов, и ума, и даже подчас доброты какой-то сказочной не нужно. Нужно одно – смирение, вот выход из тьмы и вход в свет. Смиренное вхождение в Церковь. И там встретишь то, что готовил для тебя Бог. Ты к Нему стремился, звал, а Он тебя ждал. Нельзя выделять себя из прочих, только все мы вместе имеем общение с Богом, и так Он общается с каждым. Ты часть Его Церкви – получай Его Духа, получай молитву, получай веру, получай любовь, получай чудо. А наедине с собой роешь глубже яму «себя», ту призрачную ловушку, в которую ты попал. Величайшая радость – понять и полюбить народные святыни и святых, сродниться с Церковью, став причастным ко всем её благам, сокровищам, силам и обетованиям. Мы есть в Церкви, вне Церкви мы можем только выть. 18 сентября 2003 года

Но вся штука в том, что чувство «себя» нужно потерять, чтобы воплотить в себе то, что постигается в смирении. Одна мысль о себе – и всё насмарку. То есть: я ничто, есть Бог, Его воля, которую я должен исполнять. Попутно получается и самоутверждение, но тебе это безразлично. «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя как на небе, так и на земле». Надо понять, что есть Бог, тебя нет. А Он Сам решит, кем и как тебе быть, и Сам в своё время скажет тебе, кто ты и что ты. Это не твоя компетенция. Твоё дело сейчас – слиться с Ним, через послушание Ему. Вырваться из этой тьмы, в которой главная ловушка – ты сам. 5 октября 2003 года

«В страданьи, может быть, как раз,/Прозренья и возможен глаз!» – написал дядя Эдик в одном из последних своих стихотворений. Всё верно. И папе, например, действительно пришлось пострадать, чтобы приблизиться к Богу. Он перенёс серьёзное обострение (аденому), попав в больницу, на территории которой была церковь (святого Пантелиимона), куда он иногда заходил, чуть ли не впервые в жизни по-настоящему. И, когда он увидел, что продолжение его жизни под вопросом, он дал обет Богу, что если всё кончится хорошо, он примет крещение. Он давно уже поговаривал об этом, но всё больше в подпитии. И я его, само собой, давно уговаривал. А тут, что называется, вопрос встал ребром. И папа крестился. Кстати, 31 октября, в день апостола Луки, на именины святителя Луки (Войно-Ясенецкого), которому я и молился о нём и его братьях ещё году в 1997-м. Крещение же только напоминает формальность. На самом же деле, это таинство, открывающее таинственные глубины души человека, так что даже говорится о новом рождении человека, рождении в вечность. Это уже совершенно новая ступень в отношениях с Богом, Ему весьма угодная. И человек объективно после этого меняется, становится другим, именно в отношении благодати, он постепенно начинает понимать то, что раньше не понимал или чему придавал мало значения. Хотя изменения эти тонкие и, может быть, со стороны едва уловимые. Но в душе человека всё тонко, и духовная жизнь непостижимо тонка, и именно от этих тонкостей зависит спасение человека для вечной жизни или его погибель. 5 октября 2003 года

Вся штука вот в чём. Нужно «ходить перед Богом». Его присутствие – главная реальность нашей жизни. В этом свете всё видеть надо. Нет такого дела или состояния, в котором можно бы было забыть о Боге. Что покушается на эту память – пропускай мимо. Что углубляет её – развивай и пользуй. Главное – всегда чувствовать себя перед Ним. На диване, перед телевизором, за бутылкой, в отхожем месте, засыпая и просыпаясь, закупая продукты, общаясь с женой, с детьми, с друзьями… И беречь в себе тот дух сокрушенный, которого Бог не уничижит. Благоговейно нужно к жизни относиться. Это высшая мудрость. Но с рассуждением, так как не во всём правда. Внешнее само по себе ещё ничего не значит. Важно внутреннее, потому что всё есть символы. И ничего не бойся: ты в руке Божией, особенно если вверяешь себя Ему, себя Ему отдаёшь. Страх, тревога разрушают душу. Но каждый раз заходя в храм, приступая к исповеди, искренне причащаясь Христовых Тайн, ты говоришь Ему: «Я Твой», и Он берёт твою душу и твою жизнь под Свою защиту, и никакое зло к тебе не приблизится, а если и надо будет что-то претерпеть, ничто не принесёт вреда твоей душе, но только глубже соединит тебя с Богом. 1 сентября 2004 года

Любовь – хорошая вещь. Но на её пути стоит одна вещь или, по-другому сказать, сущность – я сам, любимый. Будешь думать о себе – не видать тебе любви, а со временем утеряешь и комфорт. Забудешь о себе – начнёшь страдать, терпеть труды, лишения и неудобства, но будешь нужен близким и о тебе вспомнит Бог. Никогда не отказывай в просьбе, если у тебя есть возможность её исполнить. 1 сентября 2004 года

Трудно бывает в бытовой атмосфере подавить в себе выплеск раздражения, недовольства, какой-то неприязни. Но ведь ты же находишься в присутствии Божьем! Как можно позволять себе такие вещи?! Надо просто промолчать и ответить автоматически вежливо. Или просто промолчать. А потом, подавив в себе ропот, вернув спокойствие, терпеливо исполнить заповедь Божию: «Если кто зовёт тебя на одно поприще, иди с ним на два. И хотящему у тебя забрать кафтан, отдай ему и рубашку». И будешь блажен. Только исполнители заповедей Божиих войдут в Его вечное Царство. 2 сентября 2004 года

Жизнь земная есть плен души. Наверное, он заслужен нами, но полагать, что в этом плену можно иногда расслабиться, отдохнуть, было бы большой ошибкой. Каждый день нас встречают новые испытания. И как знать, может быть, в так называемом отдыхе, «на досуге», испытания эти тяжелее и изощрённее, чем в трудовые будни, в дороге или хозяйственных трудах. Испытания текут неоскудевающей рекою, каждое пробуждение знаменует собою начало нового напряжения, столь трудного и опасного для души вхождения в порядки этого мира. И потому столь же непрестанным должно быть духовное усилие, ритм жизни, молитвенное напряжение души и духа. Потому и существует устав, канон в Церкви. Нужно противостоять этому дурному течению времени, смывающему душу в преисподнюю. Каждое утро в церкви звонят колокола – начинается служба. Каждое утро верующий человек становится на молитву. Каждый вечер перед сном ты должен просить у Бога прощения в совершённых за день грехах, пережитых мраках. Каждое воскресение надо идти в храм. Каждую минуту нужно помнить о Боге и всегда стараться возносить ум и сердце к Нему, чтобы в какие-то моменты пережить с Ним встречу, попросить Его о главном, чувствуя явственно, что Он слышит тебя и твоя молитва угодна Ему. И так жизнь будет светлеть, люди вокруг – оттаивать, душа будет спасаться… 3 сентября 2004 года

Всё в нашей жизни происходит неслучайно, самые малые бытовые происшествия суть также разговор с нами Бога. Неожиданное обращение к тебе, помеха творчеству, обременительная просьба – всё это Он стучится тебе в сердце: «Открой!» И всегда надо отзываться. К чему Господь призывает, то и есть самое главное. Ты-то сам не знаешь, что тебе полезнее, что действительно нужно твоей душе, какое очередное лекарство приготовил тебе Господь. Всё, что призывает твоё внимание, его заслуживает (что привлекает – не всегда). Главное – никогда не выходить из духовного поля, всегда жить в предстоянии Богу, уметь за всем видеть Его руку. А ещё всё-таки надо читать православные книги, они тебя будут настраивать на правильную волну. Если что-то не нравится – лучше промолчать, потом всё светлее увидишь. Терпение нужно, выдержка. 3 сентября 2004 года

Всё, что ты пишешь, ты пишешь прежде всего Господу Богу. Более того, все твои слова, мысли и желания есть такие письма. Надо в это верить. Иначе жизнь не имеет смысла. Просто Господь медлит с ответом. Наверное, потому, что ответ будет исчерпывающим. Кроме того, Он уже отвечает. Сами вопросы и просьбы – это уже Его ответы, потому что не у каждого человека есть такие мысли и желания, которые Он нам даёт.
Потерпи. Подвизаться нужно в жизни добрым подвигом. В терпении и без ропота. И будет встреча.
А ещё нужно очищать сердце от страстей. Просить у Бога открыть твои грехи и дать средства, научить, как их загладить, покрыть. Вообще, обращать внимание следует только на плохое в себе. Всё хорошее в нас от Бога, оно нам не принадлежит, оно просто течёт через нас. А плохое нас от Него отлучает и порождает проблемы на пути к Нему. И писательство – это только верхушка айсберга вот этой сокровенной внутренней жизни и работы, которая и будет вознаграждена или осуждена. Писательство – только отражение жизни души, выплеск, завершение. А судится человек по сердцу. 6 сентября 2004 года

В тяжёлое ты время жил, папа. Без отца. Спасибо и за то, как состоялась жизнь, и за ту семью, которая есть. Ну а моя жизнь, думаешь, тебя не касается? Ведь это уже награда тебе и луч надежды. И всё дело в Православии. Главное – какова будет вечность. Но она начинается здесь. Сделай выдох жизни к Богу – и будешь спасён. 7 сентября 2004 года

Ничего не надо бояться, всё не просто так бывает. Твоя вера чего-то стоит, если ты можешь опираться на неё в своей обыденной жизни, а не дрожишь вечно от суетных страхов и пустой тревоги, крадущих мир и покой у твоей души. Если же приходит испытание, оно призвано сделать тебя крепче, чтобы ты в своей верности Богу глубже Его познал, глубже соединился с Ним. Всё в жизни случается только по законам Божиим, ни по каким другим. А Богу надо доверять. 7 сентября 2004 года

Многие наши беды от слишком большой активности и от привычки быть активным. Но если на душе тяжело и пасмурно, ничего хорошего ты не скажешь и не сделаешь. Потише надо уметь жить. Так благодатнее будет. И многих мраков сумеешь миновать. Многие и многие часы и дни нужно просто уметь перетерпеть.
Кроме того, развязывая уста в тяжёлом состоянии духа, ты даёшь слово своему мрачному настроению, какие бы правильные слова ты ни попытался произнести, и этот дух овладевает тобою. А пока ты молчишь, он давит на тебя извне и ты ещё внутренне свободен.
Придёт час и придёт день, когда душу посетит праздник, всё прояснится и станет светло – и придёт время говорить. Так бывает в православные праздники. Или когда что-то хорошее произойдёт. А о плохом лучше вообще не говорить – и Господь покроет нас от мрака, туча пройдёт стороной. 8 сентября 2004 года

Весточки от Бога приходят в ответ на неотступное стремление твоей души к Нему, в ответ на многие твои молитвы. Много молиться надо. Утешение нужно научиться от молитвы получать. Не побрезговать пройти молитвенную школу по молитвам, оставленным нам святыми и занесённым в хорошую, волшебную книжечку, которая называется «Молитвослов». Наши молитвы хилые, колеблющиеся, или дерзкие, грубые. Научиться надо с Господом беседовать, открыть свою собственную сердечную глубину. И когда научишься молиться, душа будет на молитве светлеть, и будут появляться добрые силы в самой толще быта, всё с верой начнёшь видеть. Вот и будут тебе «весточки от Бога».
А ещё – Господь даёт нам знать о Себе через Церковь и Своих святых. Ты можешь получить весть от Него в соприкосновениях с храмом, с православной передачей, с православной книгой. Откроешь, начнёшь читать – и вот он, ответ на твои раздумья, вопросы, тревоги… Это чудо – православная литература. А если всё время своё писать – как же тебе Бог ответит, ты ведь всё собою занят. Нужно чередовать духовное, посильное чтение с творчеством. 8 сентября 2004 года

Главное – относиться к себе попроще, не быть себе бельмом на глазу, не мешать самому себе своим существованием. Надо сконцентрироваться на Боге, исполнении Его заповедей, чутко улавливать локатором души Его присутствие и отдавать себя в любви к ближним. Бог близ. Если тебе тяжело и плохо, не прав ты – не на ту волну настроен. И потом, очень важно, почитать святых, узнавать о них, читать их творения. Это маяки на нашем пути, без которых слишком легко погрузиться во тьму. Конечно, они все ориентировались на Христа. Но это и есть примеры того, как нужно на Него ориентироваться, как строить свою жизнь в стремлении к Нему. Слишком это недосягаемая для нас вершина – Господь. А святые помогут до Него нам дотянуться. У тебя вот вместо святых получились Кант, Шопенгауэр… А в основание своей жизни следует полагать их, людей, близких ко Христу, угодивших Ему своей жизнью, сделавшихся Его живыми престолами. Их почитание, общение с ними даст тебе большое утешение, осветит путь дальнейшей жизни, прояснит туман твоего земного странствия. Не пренебрегай святыми. 13 сентября 2004 года

Не надо поддаваться духу уныния. Ты готовишься к рождению в вечную жизнь. Просто надо быть поближе к тем местам, где тебе светло. Надо нащупывать ту дорогу, по которой душа скоро пойдёт к Богу. Не по принуждению, а по любви к Истине и с радостью. Есть там радость, её можно найти и в неё уверовать.
Во всех мраках виноваты только мы сами. Это мы погрузили себя в тёмное видение жизни. А ведь всё можно было научиться видеть светло. «Ничто не отлучит нас от любви Божией», написал апостол Павел.
Где смирение, там лёгкость. Где гордыня, там болото, тяжесть, серость, бессмысленность и мрак. В гордыне может быть уютно на земле. Но когда вечность напоминает о себе той или иной скорбью, из тени выступает мрак. А в смирении невозможно расслабиться и приходится постоянно созерцать собственное убожество и ничтожество. В смирении уже ни от кого не отмахнёшься, ни с кем не поругаешься и перестаёшь принадлежать себе, всегда готовый на любую услугу. Но перед лицом вечности из смирения поднимается свет надежды. 13 сентября 2004 года

Все наши оправдания, по слову Паисия Святогорца, Бог приберегает нам для иной жизни. И чтобы они заработали, мы сами себя должны осуждать, а не обкрадывать сами себя, себя оправдывая. 13 сентября 2004 года

Во мне тоже есть много дерзости. И она хороша до тех пор, пока ты не встречаешь на своём жизненном пути Господа Бога. Малейшее неблагоговение – и ты остаёшься один. А если хочешь быть с Ним, должен научиться жить в любовной и радостной покорности, которая называется послушанием. 13 сентября 2004 года

Человек не может увидеть себя в некрасивом, отталкивающем, гнусном виде тогда, когда в его жизни отсутствует измерение святости. А если я хорош, то в моей жизни нет смысла. 13 сентября 2004 года

Мы уже весьма облагодетельствованы Богом, много хорошего произошло в жизни за последние годы. Но дары Божии нужно ещё уметь удержать. Во-первых, благодарностью, способностью их ценить. Во-вторых, трудом над их приумножением. И в этом от нас требуется величайшее терпение, десятилетия напряжённой, «правильной» жизни, наполненной, как фрукт соком, самоотвержением. Только в такой жизни Бог действует милостиво. 13 сентября 2004 года

«Без Меня не можете делать ничего», сказал Христос. Всё, что мы делаем в жизни хорошего, делается с Его благой помощью. И чтобы эта помощь приходила чаще и быстрее, мы должны чаще и усерднее Его об этом просить, не забывая о Нём ни в одном нашем начинании. Попросишь Господа помочь, глядишь – и получилось дело. Главное, чтобы твоя активность благословлялась Им. А иначе ничего, кроме жалкой суеты, не выйдет. Если же нет сил, значит, и сидеть надо тихо, книжечки читать, молиться потихонечку… Всему своё время. Когда надо будет, придут силы. 14 сентября 2004 года

Очень важно всегда благодарить Бога за всё хорошее в своей жизни и в своей душе, чего мы никогда не заслуживаем и никогда не бываем достойны. 14 сентября 2004 года

Главное – хорошо понять своё скромное место в иерархии Божьего мироздания.
Если трудно любить – это след былых согрешений. Пьянство вообще сжигает любовь. Как и блуд. Как и гнев. И просто раздражение. Против любви действует и страх, множество всяких страхов, которые имеют над нами власть из-за нашего маловерия. Маловерие – от суемудрия, от нежелания принять целиком веру церковную, что препятствует приходу благодатных сил свыше. И таким образом всё упирается в гордость. А надо, как капелька, раствориться в благодатной толще людской, не выделять себя из народа никак, верить, что ты обычный человек, и далеко не самый лучший, и всё, что дано Богом для других, дано и для тебя. Такой настрой есть начало радости. Потом начинаешь ценить людей, болеть за них, перестаёшь сам себе мешаться, отдаёшь себя с радостью любимым людям, которых становится всё больше, так как ты начинаешь видеть, что все люди очень похожи, в каждом действует Господь. И милостью Божией ты становишься той самой крупинкой соли, о которой говорил Господь. Ты растворяешься в окружающем пространстве, но благодаря этому область вокруг тебя оздоровляется, это происходит тихо и незаметно, но так бывает. Главное – разомкнуть кольцо адской замкнутости на себе, для чего себя надо развенчать и попрать, а вместо себя поставить Христа, начать во всём Его с благоговением слушаться, не жалея себя, и Он приблизится, станет реальным Действующим Лицом в твоей жизни, просветит всё и спасёт тебя от этого лукавого века и от тебя самого. 14 сентября 2004 года

Не стоит обижаться на того, кто критикует твоё творчество. Наоборот, стоит прислушаться, это бывает интересно. Во-первых, ты внутри себя хорошо знаешь, что значат твои стихи, и это самая важная оценка, так как и Бог живёт внутри тебя и смотрит из глубины твоего сердца тебе в душу. Ты знаешь, что твои стихи – это твоя молитва к Нему. И если кто-то с пренебрежением кривит губы в ответ на твои стихи, тем самым он делает хуже себе, показывая себя бесчувственным, грубым, недалёким или просто завистливым человеком. Если же замечания идут по существу сердечного строя твоих стихов и мыслей, в них содержащихся, тем более стоит прислушаться: возможно, Бог хочет ответить тебе на ту боль, которую ты излил, хочет тебе помочь через этого конкретного человека. Если говорят с любовью, всегда стоит прислушаться. 14 сентября 2004 года

«Люби Бога, и делай что хочешь», сказал блаженный Августин. А Христос говорит: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё». Как легко мы успокаиваем себя своими мнимыми добродетелями! Прочитай Евангелие и посмотри, соблюдаешь ли ты заповеди Христовы. Что хотим, то мы делаем. А вот заповеди Господни мы и знать не хотим, а помним из них только то, что нам нравится. Хочешь благодати – сам ограничь свою свободу: сначала совестью, потом верой, потом Церковью. А когда ты воспримешь Его Духа и перестанешь принадлежать себе, Он Сам вернёт тебе свободу с избытком, потому что Сам воцарится в твоей душе. Ты понесёшь Его в своём сердце и всё тебе станет ясно. 15 сентября 2004 года

Народное веселие на масленицу не имеет ничего общего с христианской традицией, это отголоски языческих праздников. Русская Церковь всегда боролась с этими пережитками язычества. Для православного христианина время масленицы есть время постепенного вхождения в Великий Пост, когда запрещается мясная пища и душа должна постепенно настраиваться на долгое поприще Святой Четыредесятницы с последующей за нею Страстной Седмицей. 15 сентября 2004 года

Ленин – фигура безусловно зловещая в нашей истории. Что бы ни было у него за душой, дела за ним числятся страшные, кровавые, исполненные глубокой ненависти. Убиты кроткий и добрый Царь, его великодушная Царица, Царевны – чистые горлицы, больной Царевич – светлый отрок, тысячи священников… Одного этого вполне достаточно для того, чтобы вычеркнуть его из своего внутреннего мира, не позволяя себе примерять одежду такой святости, которая способна молиться и за Гитлера, и за самих бесов. Для нас, грешных, соприкосновение с такой чернотой не сулит ничего хорошего. 15 сентября 2004 года

Спасибо тебе, папа, за твоё доброе и покровительственное к нам отношение. Бог этого не забудет. Помогая своим благословением закладывать основы нашей жизни, ты одновременно укрепляешь и возобновляешь основы собственной души, укрепляешь тот фундамент, на котором будет держаться твоё вечное стремление к Богу. И даже если мы будем трижды неблагодарны тебе (а я всё-таки надеюсь, что так не будет), ты должен довести эту линию до конца.
Наша же семья строится на блаженной взаимной жертве эгоизма ради Бога и ради Христа и Его Церкви. Всё, что противоречит нашему единению, безжалостно отсекается, и внутри, и вне нас. Надеюсь, Господь примет нашу жертву и продлит Свою милость здесь, на земле, до конца наших дней, и далее, в бесконечные веки… 15 сентября 2004 года

Ещё и ещё раз: всё будет как надо, не суетись, не тревожься, спокойно разматывай те жизненные клубки, которые поджидают нас день за днём. Всякая проблема имеет своё время решения, как справедливо сказал дядя Эдик. Не надо торопиться. Потерпи – и всё устаканится. Доверяй Богу больше. Не бойся. Принимай решение – и положись на Бога. Он покрывает Своих рабов. 22 сентября 2004 года

Терпи, терпи, терпи и ещё раз терпи. Не позволяй раздражению проявляться вовне. Даже взгляд свой нужно удерживать, чтобы не придавить им вдруг человека. Лучше тебя совсем не будут замечать, чем будут тяготиться тобою. Нельзя настраиваться на какие-то непрерывные благостные переживания. Нет. Есть силы терпеть – и слава Богу. Все тяжёлые будничные чувства следует спокойно претерпевать, просто исполняя свой долг. Кто-то может быть всегда лучистым и пушистым – мы не можем. И только на этом общем фоне терпения изредка будут приходить радости, и в основном, от празднеств веры. А между прочим, каждое воскресение Церковью празднуется Воскресение Христово, каждое воскресение – это как бы маленькая пасха. Потому так светло на душе бывает по воскресеньям. А все тяжёлые чувства направлены на то, чтобы вывести нас из терпения, поссорить. А надо всё терпеть и верить Богу, и всё всегда рассасывается. Мало любви? Скажи спасибо, что хоть что-то осталось. Главное – не отталкивать то, что есть, ценить внимание и возможности быть полезным. Короче, смиришь себя, и Господь тебя вознесёт и наградит, и покажет тебе Свою любовь, в этом мире и в посмертии. А будешь недоволен «малостью» отпущенного – лишишься и последнего. У тебя ведь столько блага, сколько может вместить твоя душа. Углубишь душу смирением и терпением – вместишь больше. Всё ведь спокойно и с благодарением надо уметь принимать. А наша конечная цель – только вечное блаженство в Царствии Отца Небесного, ради него всё нужно терпеть и ни на чём не успокаиваться. 23 сентября 2004 года

«Тоску в себе чтоб заглушить/И жизнь тревогами не мерить,/Достаточно ничтожным быть/Иль очень твёрдо в Бога верить». А ведь это, в некотором смысле, одно и то же. Тот, кто твёрдо верует в Бога, убеждается в своей полной ничтожности. Человек может быть силён только Богом. Но не всё в воле человека. Со многим мы только смиряемся. А если не смиряемся, то разрушаем себя. Чем к Богу ближе, тем ты сам перед собой грязней и ничтожней. Ты создан, чтобы вмещать Его, но далеко не всегда ты Его вмещаешь. Очень часто кто-то другой в тебе сидит. Твоя задача –соединиться с Богом навечно. А это достигается только глубоким смирением, послушанием Его воле, выражаемой Его заповедями и самими обстоятельствами жизни, и терпением до конца всего того, что Он изволит нам попустить испытать на жизненном пути, полным доверием Ему. Одна из главных Его заповедей – о причастии. 23 сентября 2004 года

Чтобы были силы жить правильно и праведно, недостаточно опираться только на резервы своей доброй воли и глубину внутреннего мира. Нужно по полной программе использовать ту помощь, которую предлагает нам Церковь. Церковь вдохновляет нас, делится с нами Духом, Который она имеет от Бога, её основавшего. Это Дух тихий, но Он очень действенен. Он даёт силы терпеть и быть добрым. Ходи в церковь каждый день, стой там по два часа утром и по два часа вечером – и ты не будешь делать ничего лишнего. Просто нужно нащупать ту меру, которая тебе «в жилу». Но штука-то в том, что по мере преуспеяния, мера эта будет возрастать: ты ощутишь острую нужду в этой помощи, когда поймёшь, как она действует… 23 сентября 2004 года

Невозможно, неразумно и немилосердно требовать от окружающих любви, или даже просить её, или даже просто ожидать. Нет, всё дело может быть только в тебе самом. В Священном Писании сказано: «По причине беззакония во многих охладеет любовь». Вот она где главная проблема. Душе холодно не потому, что её никто не любит, а потому, что в ней самой охладела любовь. И это невозможно поправить полумерами – самодисциплиной, усилием воли, размышлениями… Только отдавая всего себя без остатка, с забвением жалости к себе, отдавая себя Богу через молитву, Церковь и других людей, научившись смиренно воспринимать всё, что случается с тобой в жизни, перестав колюче и злобно защищать свои права и покой, полюбив всегда и везде последнее, самое незаметное место и не испытывая при этом никакого внутреннего ущемления, а главное, всем сердцем возгоревшись к тому, что выше, прекраснее, совершеннее тебя самого, выйдя на дорогу служения – только тогда принимает человек дар сокрушения сердца, избавления от каменного бесчувствия и холода, защиты от будничных тягостных забот, мелочей и томлений. Тогда становится возможным укрыться от любого мрачного наката в смирении, молчании, послушании и тишине. Говорить вообще много не нужно. Слово следует употреблять только для светлого, хорошего, доброго. Или необходимого. Необходимость же определяется не страхом возможных бедствий, а вызовом текущих событий, требующим немедленной реакции. И ещё, очень важное. Вся наша жизнь складывается из терпения. Или нетерпения. Ты либо весь день так или иначе терпишь, либо в какие-то моменты твоё терпение лопается, ты теряешь доброту, тебе становится легче, но грязный отпечаток ложится на душу. Нельзя позволять себе грубости, это и есть наша повседневная борьба. Можно быть жёстким с расшалившимися детьми, но за этим также скрывается доброта. А чтобы не быть грубым, нужно перестать бояться, и научиться держать себя в руках. Вот за это будничное терпение душа и получает спасение от Бога, а уже в этой жизни – светлые минуты внутренней радости и утешения. Главная книга – книга жизни. Главное стихотворение – твой прожитый день. В этом мире всё равно никогда не будет ни избавления, ни настоящего утешения. Это возможно только уже в другом мире. И мы можем прикоснуться к этому миру в нашем терпении, в котором – великая тайна, милость Божия и большая надежда. 4 октября 2004 года

Труды, труды, труды… Утомление, усталость, опустошение от суеты. Забвение. Но ничто никуда не пропадает. Всё переходит в вечность. И все мои желания, каждое доброе и трепетное движение души, всё хорошее, что было и, даст Бог, ещё будет, не окажется напрасным. Всё подберёт Господь, всему даст ход, ничего не забудет. И нынешние испытания призваны только укрепить, сделать несокрушимым моё доброе существо, которое от Бога. 4 октября 2004 года

Всё настоящее умеет терпеть и с годами только лучше настаивается, как хорошее вино. Потому что всё настоящее – от вечности. 4 октября 2004 года

«Покаемся же днесь, друзья,/Пока мы с вами в этом мире/И временами моросят/Дожди улыбчиво-грибные». Перечитал давнее твоё стихотворение января 2000 года и вздрогнул. И в твоих стихах проскальзывают отголоски высоких духовных истин. Всё то время, которое отпущено нам ещё жить в этом мире, дано нам для осознания своих грехов и раскаяния в них, дано нам для покаяния. И те светлые минуты, которые с нами бывают, приходят с этой же целью. Между прочим, именно в духе покаяния святость Православия. Покаянием снискивается спасение и благодать Божия. Покаяние привлекает в душу жизнь и любовь, казалось бы, уже утраченные. Приникай к покаянию как можно чаще, и будешь на верном, светлом, спасительном пути. 5 октября 2004 года

В духовной жизни крайне опасно что бы то ни было выдумывать, так как можно впасть в тяжёлый самообман. Не нужно выдумывать ни плохого, ни хорошего. Если в душе мало света и любви, не стоит их из себя выдавливать, а нужно прежде всего смириться, суметь заглянуть правде в глаза и попытаться понять свою вину, чтобы иметь возможность покаяться. На самом деле любовь есть, но она завалена всяким сором, рухлядью, грязью, заросла крапивой и бурьяном. Вот покаяние и расчищает землю человеческого сердца, делая её вновь живой и плодоносящей. 5 октября 2005 года

Вот есть у меня в комнате шкафчик с духовными книжками: жития, творения святых, размышления о духовной жизни интересных, искренних, близких к Богу людей. И никому не интересно! Три брата всю жизнь собирали книги, знают им цену, перечитали их множество, но до этих книжек так и не добрались, и никакого желания нет. В чём же дело? В чём причина столь странного выверта? Причина в том, что это книги смиренные, даже если они хорошо сделаны, красиво, в твёрдом переплёте, толстые – их содержание смиряет читателя, потому что оно от Бога. А все ваши книги имеют свойство надмевать своего читателя, в них есть что-то кумиротворческое, это идолы, чья истинная духовная ценность далеко не соответствует внешней отделке.
Беру в руки толстый, солидный том Шопенгауэра. На обложке человек с серьёзным, важным и суровым лицом. Открываю содержание. «Мысли о самоубийстве». Пишет об оправданности самоубийства, о праве человека самому уйти из жизни, когда эта жизнь перестаёт соответствовать представлению человека о жизни. То есть оправдывает смертный грех, непоправимый, ужасающий. Что может быть хорошего в этой книге? Что ещё доброго и светлого может сказать такой автор? Зато очень важно всё, серьёзно – «мудрость»… Вот так вот и судит вас Бог. Даже в руки взять не можете Его книги… Отталкивает вас от них. А притягивает совсем к другим книжкам.
И как раз с этой точки зрения, чтение православной литературы вовсе уже и не есть чтение, в том смысле, как вы привыкли чтение воспринимать. Там нет «информации», нет блеска мысли (а если и есть, то не составляет главного достоинства), там есть дух, там движется и сообщается читателю живой дух смирения, самоотвержения, покорности Богу и Церкви, а самое главное – близости Божьей, известности Его бытия и Его воли, дух истинного, а не выдуманного, не самопровозглашённого Богосыновства. И чтение этих книг помогает строить свою душу на Богоугодном основании смирения, помогает приготовиться душе к вхождению в духовный мир, которое уже скоро, далеко не за горами ожидает всех вас троих, а чуть позже – и всех нас прочих. 5 октября 2004 года

В Священном Писании есть такое словосочетание: «терпение святых». Что оно означает? Мне кажется, что оно говорит о том терпении, которое проносит верность Богу через десятилетия земной жизни, посреди торжества бытовой пошлости, наглости безбожников, поголовного забвения Бога всеми людьми. Это та сила, которая укрепляет уже изнемогающее человеческое сердце, та сила, которая хранит в нём любовь посреди окружающего холода, даёт силы быть добрым в окружающей недоброте, память о Боге во всеобщем Его забвении. Это то чудо, без которого невозможно спастись. И хоть мы и не святые, и, наверное, никогда в этой жизни не будем ими, мы должны просить у Господа даровать нам это терпение святых, без которого нам не выстоять в этой жизни. 7 октября 2004 года

Эх, папа, не искал ты Бога как следует, соглашался на мнимые утешения, и это обескровливало поиск. Ты думаешь, это не большой грех? Но если из-за этого ты не нашёл Бога, значит, немаленький. Всё в нашей жизни ограничивается этими «мелочами», но из них-то и вытекает спасение или погибель. Ничто не мелочи, всё имеет значение. Когда человек хранит жажду и остаётся несчастным до конца, он обретает то, что ищет. Но ведь, папа, и ты обрёл в жизни свою радость – радость на дне стакана. Так что никого не вини. С горечью пишу эти строки – о том, чему посвятил ты всю свою зрелость. 7 октября 2004 года

Терпение и благоговение могут что-то изменить. Что можно сделать сейчас, чтобы что-то изменить, переломить тенденцию всей предыдущей жизни? Прежде всего, просто и тихо терпеть всё тяжёлое и безрадостное, скорбное, горькое, никого не осуждать в своих тяготах, кроме себя самого. И второе – приникать к святыне, как она доступна тебе. Побольше благоговения в жизни – и ещё многое возможно, Господь милостив и даже на старости лет может даровать начало новой жизни. 7 октября 2004 года

Бесконечные бытовые страхи разрушают душу, разрушают семейный мир, разрушают всякие добрые отношения. Страх порождает агрессию. Раз и навсегда нужно предать себя в руки Божии, веруя, что ни один волос не упадёт ни с чьей головы без Его воли. 7 октября 2004 года

Осторожно нужно обращаться со своей интуицией. Она не есть безошибочный инструмент познания. Интуиция есть проникновение вовнутрь, но только в том духе, в котором живёшь ты сам. А мы не в Духе Святом живём. И прежде всего нужно быть осторожным со всякими мрачными картинами, предстающими перед глазами. Это всё ложь. 7 октября 2004 года

Папа! Как надо бороться за свою душу в этих днях! Как цепляться за покаяние, за всякую возможность стать чище, сделать доброе дело, кому-то помочь, пронзить духовный эфир искренней молитвой! Бороться надо, следить за внутренними врагами, всегда бодрствовать над собой, чтобы вовремя парализовывать врага, пытающегося вломиться в тебя, и из глубины отзываться на всякий призыв Божий. Многое просто нужно терпеть, претерпевать часами, но всё равно пытаться исполнять заповеди Господни. Вот наша жизнь. 7 октября 2004 года

Да, нужно с благоговением относиться к жизни. А всё неприятное в ней принимать со смирением. Ведь мы не боги, и даже пока не сыны Божьи. Потому и комары с мухами вокруг нас летают, и ботинки дырявыми бывают, и теснят нас по жизни, забивая в угол. Если же со смирением встречать жизненную тесноту, тогда внутри открывается простор, и широта, и глубина, и веяние Духа. Ты начинаешь соприкасаться с тайной. И вся суета, досадные мелочи, заботы и передряги отступают глубоко на второй план, переставая тебя задевать и тревожить. Походи на исповеди. Помолись Богу, чтобы послал тебе хорошего, опытного духовника, и сам убедишься в том, как мудра и неслучайна жизнь, до какой степени всё в ней пронизано смыслом. 7 октября 2004 года

«Век живи – век учись» – хорошая пословица. А так трудно бывает признать, что нуждаешься в этой учёбе, так трудно спокойно выслушать то, что тебе говорят. «Дух противоречия», «дух противный», а сатана, между прочим, и переводится как «противящийся». Сколько в нас этих бесов сидит? Кто бы знал… Потому и надо нам всё терпеть. Это не мы мучаемся. Это они в нас мучаются. Они выйдут – и сразу станет и легко, и светло. А в терпении они не особо сильны. 7 октября 2004 года

До какой степени должно доходить смирение? А вот до какой. Чтобы можно было спокойненько себе на стульчике сидеть, сложив ручки. Часами. И день за днём. Это не значит, что ты и вправду так будешь сидеть. Просто надо быть к этому готовым. Ты думаешь, ты что-то при этом потеряешь? Ты думаешь, настолько ценно всё то, что ты делаешь, говоришь, пишешь? Всё это игрушки. Может, настоящее только тогда и начнётся, когда на стульчик сядешь. Ведь вся наша жизнь есть что? Подготовка к вечности. Жизнь наша истинная «на небесах есть». И в чём же главная подготовка? В взращивании в себе добродетелей смирения, терпения, кротости, послушания, молитвы. Господь и так с тобой всё что надо сделает, и на стульчике, никуда ты от Него не денешься. Ты целиком в Его руках, и внешне, и внутренне. 7 октября 2004 года

«Я» есть глубокая ловушка нашей земной жизни. Прислушиваться надо к жизни близких. Уметь понять. Не учить, а понять. Ощутить своё единство с ними в горе и радости. Стыдиться за неспособность сострадать. И бояться в раздражении оттолкнуть милующую руку Бога. 7 октября 2004 года

Наша душа так устроена и сила многолетней дурной привычки столь велика, что как правило бывает так, что нужно подавлять в себе первый позыв реакции, подождать, пока улягутся эти первые чувства, перетерпеть этот маленький взрывчик внутри себя, и только уже после ангел-хранитель подсказывает благой, Божий ответ на происходящее. Мы живём на суде. И каждое слово может быть использовано и используется против нас. Нужно всегда быть предельно собранным. 7 октября 2004 года

Мы и на земле живём под Богом, Его суды руководят нами ежедневно. И если здесь, на земле, мы не выйдем внутренне на свет, то как там может прекратиться тот мрак, в котором мы здесь жили? Он продолжится. Надо молиться, как пророк Давид, чтобы Господь вывел из преисподней нашу душу. И это возможно. Но только через смирение. 7 октября 2004 года

Папа, ты находишься в весьма выигрышном положении: ты знаешь, как жить. То есть, конечно, нужно бороться с собой, пресекая негативное, и учиться светлому, но в целом, ноша терпения тебе по плечу, остаётся её только донести – главное, ко Христу. Всё знаешь, каково бывает, и что из этого выходит, и как это можно переносить. А у меня всё по-новому, всё только в начале, и опора не в опыте (хотя уже есть кой-какой), а в вере и уповании на Бога, да ещё в смирении. 13 октября 2004 года

Ты часто апеллируешь к свободе, и очень часто впадаешь в дух противоречия, что свойственно всем вам троим. Апелляция к свободе законна, и с духом противоречия также трудно бороться. Но свобода есть и без Бога, а сатана переводится как «противник». Он сколь угодно утончён, интеллектуально виртуозен, в его мрачном арсенале великое множество примеров уродств и грязи, но если помнишь, основная его мысль та, что Творец не прав, не так создал, как нужно, можно бы было и получше всё сделать. Апелляция к диаволу действует: «посягновения на свободу» заканчиваются, Господь тихо удаляется, предоставляя тебя самому себе. А между тем, Творцу надо быть благодарным за то, что все эти страшные беды и ужасы нас не касаются, за то, что мы живём спокойно и ангелы хранят наших деток и нас вместе с ними. И надо беречь этот покой, благодарить за него Бога и не поминать мраки и кошмары. А то ведь слова и воплотиться могут. Осторожно надо обходиться со словом. 13 октября 2004 года

Нельзя быть столь легко ранимым. В конце концов, так просто вообще нельзя будет контактировать. Ориентироваться в общении с людьми нужно не на их реакции, тёплые или обидные, а на заповеди Божии. Твоё дело всё сделать правильно, а реакция человека – это уже его дело. Хорошо, конечно, когда тебя понимают правильно. Но не зря ведь Тютчев сказал: «Нам не дано предугадать,/Как наше слово отзовётся,/И нам сочувствие даётся,/Как нам даётся благодать». Вообще, что нам ждать от бедных и слабых людей? К Богу надо быть ближе, к Богу! 18 октября 2004 года

Совсем не обязательно всегда быть очень хорошим. Главное быть ровным, сдерживая слишком сильные восторги и терпя внутреннюю тяготу и муть. Ничего особенного не надо ждать от этой жизни, от общения с людьми. Ничего мы в этом мире недостойны. Прошло всё спокойно – и слава Богу. Так тихо и протечёт жизнь, и это уже будет хорошо, и это уже будет немало, а там – посмотрим. 18 октября 2004 года

У тебя, папа, не просто «не всё потеряно», у тебя ничего не потеряно. Не стоит предаваться унылым мыслям. Наша жизнь есть перевалочный пункт. Если же в чём-то ощущаешь себя неправым, достаточно из глубины сердца поделиться этим с Богом, а потом запечатлеть это на исповеди, как дело решённое и не подлежащее пересмотру, и Господь всё вернёт и восполнит сполна, папа. Ты что?! У нас же есть такой Господь – всемогущий, наимощнейший, любящий и с таким колоссальным юмором, от которого такая радость, такое веселье! Как можно унывать? 18 октября 2004 года

фото ок.2002г с папой и старшими дочерьми

приобрести книгу можно здесь https: //ridero.ru/books/apologiya_pravoslaviya/


Рецензии