Вера Мухина, - скульптор с народных низов!!!

  Вера Игнатьевна Мухина 19 июня 1889, Рига,
   Лифляндская губерния, Российская империя:
рождена 1 июля 1889, Рига, Лифляндская губерния,
             Российская империя;
почИла 6 октября 1953, Москва, СССР;
российская скульптор-монументалист СССР, педагог.
             Жанр -скульптура;
   Стиль - социалистический реализм.
  Учёба  Гранд-Шомьер Acad;mie de La Palette
Академик АХ СССР 1947. Народный художник СССР 1943.
Лауреат 5-и Сталинских премий 1941, 1943, 1946, 1951, 1952.

          \\ Семья Веры Мухиной //
       Мухин Игнатий Кузьмич — отец
Мухина (дев. Мюде) Надежда Вильгельмовна — мать
Замков, Алексей Андреевич — муж, профессор медицины,
один из прототипов профессора Преображенского
из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце»...
   Замков Всеволод Алексеевич  — сын, физик. 

\\ Мега - Работы скульптурой Веры Мухиной //   
          &&&& В Москве &&&&
Монумент «Рабочий и колхозница», стоящий на крыше
   одноимённого музейно-выставочного центра
      с 2016 года — филиала ЦВЗ «Манеж».
  Скульптура «Наука» установлена у здания МГУ
Скульптуры «Хлеб» и «Плодородие»,- другое название — «Урожай»
  в парке Дружбы около Северного речного вокзала.
Скульптуры «Земля» и «Вода» другое название — «Море» в Лужниках.
 Памятник П.И. Чайковскому у здания Московской консерватории.
    Памятник Максиму Горькому у Белорусского вокзала.
Памятник Максиму Горькому у Института мировой литературы.
    Семь надгробий на Новодевичьем кладбище,
Надгробия Максима Пешкова, Леонида Собинова, Марии Ермоловой.

     \\ Мега - Работы скульптурой Веры Мухиной // 
                в других городах:   
     Скульптурная композиция «Фархад и Ширин»
(архитектор И.Ю. Каракис) для комплекса Фархадской ГЭС.
    Памятник Максиму Горькому в Нижнем Новгороде
(архитекторы П П. Штеллер и В. В. Лебедев) и другие !!
 Скульптура на крыше планетария в Волгограде — «Мир»,
    последнее творение скульптора Мухиной.

         \\* Интересные факты *//
Некоторые[?] приписывают В.И. Мухиной авторство дизайна
   знаменитого гранёного стакана советского образца.
   Никаких документальных свидетельств этому нет.
Творчество скульптора связано с Ленинградским заводом
                художественного стекла,
      где она была художественным руководителем.
   Существует версия [?], что прообразом монумента
«Рабочий и колхозница» является не античная статуя «Тираноборцы»,
а это своего рода автопортрет В.И. Мухиной с её мужем А.А. Замковым.
   Изначально обе фигуры были обнажены, стояли вполоборота
  лицом друг-к-другу и рабочий держал молот в правой руке.
Однако, позже скульптор развернула фигуры лицом в одну сторону,
и, по требованиям конкурсной комиссии, «одела» фигуры, добавив,
 по собственной инициативе, драпировку декоративным шарфом.

          Художник Михаил Нестеров 1862—1942
  изобразил Веру Игнатьевну Мухину во время работы
      над статуей бога северного ветра Борея,
посвящённой челюскинцам, покорявшим не изученный Север !!

     Нестеров писал о своей модели:
    «Я её помучил: так повернул, этак:
  а ну, поработайте-ка! Чем вы работаете?
   "— Чем придётся: пальцем, стекой."

    Как принялась над глиной орудовать — вся переменилась.
"Э-э!" — думаю. — "Так вот ты какая! Так и нападает на глину:
   там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит.
 Не попадайся под руку: зашибёт! Такой-то ты мне и нужна.
                Вот так и буду писать».

     \\\\* Биография Мухиной Веры *////

    Вера Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге
         в Российской ещё империи, после 1917-го,
из-за сдачи позиций большевиков (Ленин) кайзеровской Германии
   части Беларуси, Украины и Прибалтики,-  ныне в Латвии.

Родилась Вера в семье коммерсанта и мецената Игнатия Кузьмича Мухина
     в полной любви и творческой атмосфере во всём
        из-за.. потери матери к 2-м годкам...!!
 Родительский дом в Риге сохранился — улица Тургенева, дом 23/25.
Родители относились к купеческому сословию, предки жили в Риге
после Отечественной войны 1812 года. Семья была состоятельная:
в 1937 году у Веры открылось наследство от деда в 4 миллиона латов.
 С 1920-го ЧК и после НКВД строго следили за Мухиной и её мужем,
     исходя из наличия наследства Веры после отца !!!!

Детские и девические годы 1892—1904 провела в Феодосии,
куда увёз её отец, опасавшийся за здоровье дочери,-
ибо ей было 2 года, когда от туберкулёза умерла её мать...

В Феодосии будущая художница получила первые проф-уроки
 изоискусства,- рисунка и живописи от разных маэстро,
   так как поразила их своими детскими рисунками !!
   Здесь она жила до 1904 года, когда умер её отец...

Веру и её старшую сестру Марию приютили дяди и тёти,
жившие в Курске, где она с отличием окончила гимназию.
Затем обе девушки переехали в Москву и поселились
на Пречистенском бульваре, полностью отдавшись обучению.

В Москве училась живописи в студиях у маэстро:
   К.Ф. Юона, И.О. Дудина и И.И. Машкова.

На Рождество 1912 года, когда она находилась в дядином имении
в Смоленской губернии, с ней произошёл несчастный случай:
во время катания с горы на санках она врезалась в дерево,
              сучок которого отрезал ей нос...
 Любая девушка пАл-бы духом в отчаяньи... Но не Вера !!
Нос пришили в смоленской больнице, но шрамы,-
несмотря на 8 последующих пластических операций,-
остались на лице на всю жизнь; к тому-же лицо девушки,
восстановленное французскими хирургами, стало другим:
по-мужски большим, грубоватым и очень волевым.
После этого о балах, которые так любила Вера,
пришлось забыть... "И слава БОГу от грехо-бАловств поДАЛЬше !"

          В 1912—1914 годах жила в Париже,
      где училась в частной студии Коларосси
       и при этом посещала Академию Гранд Шомьер,
где училась у скульптора-монументалиста Э.А. Бурделя.*
         \\ээээээээээ*єєєєєєєєєєєє//   
                Э.А. Бурдель:
Эмиль Антуан Бурдель рождён 30 октября 1861 года,
     Монтобан, Тарн и Гаронна, Франция;
           почил 1 октября 1929 года,
Ле-Везине, Ивелин, Франция — французский скульптор,
         ученик маэстро О. Родена.
Родился в семье ремесленника. Отец — резчик по дереву
и мастер мебели, реставрировал древние скамьи церкви Сен Жан
  и изготовил для неё две скульптуры апостолов.
   С детства мальчик привлекался к рисованию
   и изготовлению украшений для деревянной мебели.
Будущему скульптору помог поэт Е. Пувийон*, кой оказал помощь
    семье и отправил юношу в Тулузу, в школу искусств,
         где Бурдель стал лучшим учеником школы.
В 1884 году местный магистрат предоставил ему стипендию
  от города Тулуза на обучение в Парижскую академию.

В 1884 году Бурдель покинул академию и устроился помощником
в мастерских Ж. Фальгьера 1884 и Ж. Далу.
С 1893 по 1908 годы был учеником и помощником Огюста Родена.
Работая в мастерской Родена, Бурдель создавал и собственные
произведения. Среди самых значительных — монумент в честь
погибших жителей Монтобана в ходе Франко-прусской войны 1870 года.
 Скульптор потратил на создание монумента 9 лет
           и закончил его в 1902 году.
С 1909 по 1929 годы Бурдель преподавал в студии Гранд Шомьер.
         \\ээээээээээ*єєєєєєєєєєєє// 
              маэстро О. Роден:
         Франсуа Огюст Рене Роден:
рождён 12 ноября 1840 года, Париж — почил 17 ноября 1917 года,
         Мёдон — французский скульптор,
 признанный одним из создателей современной скульптуры.
Роден в молодости зарабатывал на жизнь ремеслом декоратора
и большинство его авторских работ были созданы в зрелом возрасте.
Уже после того, как Роден получил признание как новатор в скульптуре,
    его работы вызывали скандалы и отвергались заказчиками.
  Творчество Родена находится на стыке реализма, романтизма,
импрессионизма и символизма. Роден достиг виртуозного мастерства
в передаче художественными средствами движения и эмоционального
 состояния своих героев и в изображении человеческого тела.
 Среди главных произведений Родена — скульптуры «Мыслитель»,
          «Граждане Кале» и «Поцелуй».
         \\ээээээээээ*єєєєєєєєєєєє//   
Позже Вера путешествовала по Италии, изучая скульптуры
           и живопись периода Ренессанса,
    встречаяь с известными мастерами скульптуры !

       В Москву вернулась летом 1914 года,
  а через две недели началась Первая мировая война...
Окончив курсы медсестёр, стала работать в военном госпитале.

   Здесь Вера в 1914 году и познакомилась
с молодым военным врачом Алексеем Замковым.
     В 1918 году вышла за него замуж.

После победы в России Октябрьской революции был принят
   «Ленинский план монументальной пропаганды»,
в рамках которого скульпторы получали от государства
     заказы на создание городских монументов.
В 1918 году выполнила проект памятника просветителю
         и публицисту Н.И. Новикову.
Проект получил одобрение Наркомпроса, но макет памятника,
выполненный из глины и хранившийся в неотапливаемой мастерской,
растрескался от холода, так что проект остался неосуществлённым.
Кроме этого, в рамках работы по монументальной пропаганде
скульптор создала эскизы скульптур «Освобождённый труд»
и «Революция» 1919, а также памятников В.М. Загорскому 1921
и Я.М. Свердлову, известному как «Пламя революции», 1923.

  В 1923 году вместе с А.А. Экстер оформила
         павильон газеты «Известия»
на первой Всероссийской сельскохозяйственной
  и кустарно-промышленной выставке в Москве.

 В 1925 году совместно с модельером Н.П. Ламановой
получила на выставке в Париже гран-при за коллекцию
элегантной женской одежды, изготовленной из дешёвых
грубых материалов — ткацкого сукна, бязи, холста
и бумазеи, шляпы — из рогожи, пояса были оформлены
крашенным горохом, а пуговицы выточены из дерева.
    Платья украшал оригинальный орнамент,
  включая придуманный ею «петушиный узор».

    В 1926—1927 годах преподавала в классе лепки
Художественно-промышленного техникума при музее игрушки,
            в 1927—1930 — ВХУТЕИН.
   в Высшем художественно-техническом институте.

    В 1927 году созданная ею скульптура «Крестьянка»
       была удостоена 1-й премии на выставке,
   посвящённой 10-летию Октября; позднее скульптура
была куплена музеем Триеста, а после Второй Мировой войны
  перешла в собственность музея Ватикана в Риме.

Самой знаменитой композицией скульптора стал
24-метровый монумент «Рабочий и колхозница»,
    который был установлен в Париже
   на Всемирной выставке 1937 года !!

   Композиция венчала советский павильон,
спроектированный архитектором Б.М. Иофаном.
      \\иииииииииииииииииии//
           Б.М. Иофан:
  Борис Михайлович Иофа;н рождён 16 апреля 1891
           Одесса, Херсонская губерния;
почил 11 марта 1976, Барвиха, Московская область —
         советский, российский архитектор.
         Народный архитектор СССР 1970.
  Лауреат Сталинской премии второй степени 1941.
Один из ведущих представителей сталинской архитектуры,
  автор неосуществлённого проекта дворца Советов.
      \\иииииииииииииииииии//
   По замыслу, солнце фронтально освещало монумент,
создавая эффект сияния; обе фигуры при всей массивности
 казались летящими. Ощущение полёта усиливал введённый
          в композицию длинный развевающийся шарф;
в результате скульптурная группа отличалась необыкновенной
  экспрессией и энергетикой, символизируя устремлённый
        к новым победам Советский Союз !!!!

        Монумент оценивался французской прессой
   как «величайшее произведение скульптуры XX века»,
а Пабло Пикассо писал: «Как прекрасны советские гиганты
       на фоне сиреневого парижского неба !!»

После закрытия выставки монумент в разобранном виде перевезли
в Москву и в 1939 году установили недалеко от северного входа
     на Выставку достижений народного хозяйства - ВДНХ,
       однако дизайнерское решение было разрушено:
скульптуру разместили на низком постаменте и спиной к солнцу,
              так что ощущение полёта исчезло...

Вера Мухин откомментировала произошедшую с монументом
             метаморфозу так:
«..Статуя ползает теперь по земле.., но не по моей винЕ..»

Тем не менее монумент стал одним из символов новой Москвы,
а с 1947 года эта скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм».

      В 2003—2009 годах монумент реставрировали;
  теперь он был установлен на сооружении-пьедестале,
по внешнему виду и высоте приближенном к Парижу 1937-го.

    В 1938—1939 годах Вера работала над скульптурами
для щусевского Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу»,
«Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб».
«Хлеб» 1939 — это единственная композиция, осуществлённая ею,
 остальные были воссозданы по эскизам после её смерти.

С октября 1941-го по апрель 1942 года жила и работала
      в эвакуации в городе Каменске-Уральском.

В 1945 году её пригласили в Ригу — в качестве эксперта
     для художественной оценки Памятника Свободы,
         над которым нависла угроза сноса.
Но она — вопреки мнению партийных функционеров —
решительно выступила в защиту памятника, и он избежал сноса.

Сама же Вера Мухина в годы войны и послевоенное время
создаёт галерею скульптурных портретов: полковников И.Л. Хижняка
и Б.А. Юсупова, балерины Г.С. Улановой, хирурга Н.Н. Бурденко.

Она много и плодотворно трудится, находя при этом новые формы
  пластического выражения своих идей,- так, в 1947 году
   она продемонстрировала на выставке в Русском музее
           отлитый из матово-голубого стекла
         портрет учёного-химика Н.Н. Качалова,
известного своими работами в области оптического стекла
        и художественного стеклоделия).

          Автор 2х памятников Максиму Горькому:
     один из них был установлен в 1943 году в Москве
у Белорусского вокзала, другой — в 1952 году в городе Горьком.
Некоторые проекты скульптора так и остались неосуществлёнными,
в том числе памятники Я.М. Свердлову, В.И. Ленину и челюскинцам.

Наиболее романтичным и вдохновенным среди всех её работ
считают памятник П.И. Чайковскому, установленный в 1954-м
во дворе Московской консерватории на Большой Никитской улице.

Эта скульптурная композиция располагается перед главным фасадом
консерватории и является доминантой всего архитектурного комплекса.
 Скульптор изобразила великого композитора в момент творческого
    вдохновения, и кажется, что он прислушивается к музыке,
     которая льётся из консерваторских окон,
       непроизвольно дирижируя в такт ей.

   В 1947-м Вера Мухина стала Академиком АХ СССР.
С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР.

      Вера Игнатьевна Мухина
скончалась 6 октября 1953 года в Москве.
Причиной смерти стала стенокардия.
Похоронена на Новодевичьем кладбище участок № 2.

       \\* Награды и звания *//
Заслуженный деятель искусств РСФСР 1942-й.
    Народный художник СССР 1943-й.
    Сталинская премия первой степени 1941 —
за скульптурную группу «Рабочий и колхозница» на ВСХВ 1937
    на международной выставке в Париже !!
   Сталинская премия второй степени 1943 —
   за скульптурные портреты полковников
       Б.А. Юсупова и И. Л. Хижняка 1942.
   Сталинская премия первой степени 1946 —
за скульптурный портрет академика А.Н. Крылова.
     Сталинская премия второй степени 1951 —
за скульптурную группу «Требуем мира!» с соавторами.
    Сталинская премия первой степени 1952 —
за памятник М. Горькому у Белорусского вокзала в Москве.
    Орден Трудового Красного Знамени 10.05.1938 —
за успешную работу по постройке советского павильона
   на Международной выставке в Париже 1937 года.
        Орден «Знак Почёта» 1945 г.
 Орден «За гражданские заслуги»,- Болгария.
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
    Медаль «В память 800-летия Москвы».
       


Рецензии