Лесное угощение


рассказ

Лес все время разный, когда только в него не зайди. По весне одевается в платья из листвы. Стоит полупрозрачный обновленный, утопая в птичьем гаме и лесных звуках.  Летом птичий гам постепенно сходит на нет. Зато лес летом становится непроглядный, зарастающий новой порослью, покрывающийся зеленью, открывающийся новой разнообразием. Осенний лес самый красивый, в цветастом платье из красного, зеленого и желтый цветов. Гипнотизирует разноцветным кружением. Зимой он прозрачный белый притихший, замерший, ждущий вены. Но и во все времена он все равно разный, меняется, как человек от года к году. Осенью приходишь в лес за грибами в известные места, а он тебе свои новости, новые виды из того, что ты раньше не видел.
Хорошо, когда лес рядом. Ходишь в него, захаживаешь по разным поводам и случаям. Веников для бани заготовить, погулять, птиц послушать, разнообразия лесного посмотреть, по грибы да ягоды, за дровишками. Валежника всегда много.  Для бани и для домашней печи дрова заготовить, полешки попилить от свалившегося сухостоя.
По осени собрался в лес за грибами. Захожу с краю – пеньки, ветки сухие, отцветшие выросшие опушенные стебли иван-чая. Эти меня в росте обогнали. Трава, пожелтевшая, по колено. Иду, смотрю по сторонам, ищу грибы. Листвы нападало много. В основном с орешника. Его в начале леса много. Иногда и орехи на ветках встречаются. Глаза поднял, дорогу присмотреть, деревья стоят высоченные. Ели, осины, березы. На одной осине  гриб пристроился на высоте семи метров, огромный, повис, словно рюкзак. Размером, пожалуй, с меня самого, как будто я залез на осину, ноги поджал и обнял руками. Листва, листва, трава кое-где и ничего из грибов.  Поганки отчаянно непривлекательные с черноватой шляпой и неприлично тонюсенькой ножкой. Попалась свинушка, стоявшая рюмочкой с поднятыми краями и в ней роса. Они разные и привлекательные мягкостью. В этом грибе действительно есть что-то от лопоухой свиньи.  Это мой любимый гриб, потому что неприхотлив, встречается часто, в руки взять приятно. Говорят, гриб плохой, потому что накапливает вредные примеси. Но иногда, один раз в год, я  все равно их беру на пожарить. В этот раз жена мне строго настрого сказала:
- Свинушек больше не бери.
- А какие брать? Опята брать?
- Опята бери.
В прошлый раз кроме свинушек ничего не находил. Рядовки последние грибы уходящей осени попадались во множестве. Но мне они не по нраву. Одеколоном пахнут даже после отмачивания. Зато их много всегда. В прошлый день  один белый попался маленький и все. Опят тогда не видел. Так, чтобы вскрикивать или в восхищении шептать: «Опять, опять, опять…»  Иду и свинушки по ходу вижу, попадаются. Но не беру. Хочу, но не буру. Прошел то место, где обычно опята начинают попадаться. Смотрел на траве, на деревьях – нету. Ни одного не нашел.  Прошел зеленую кастрюлю, которую кто-то для ориентира повесил на сук, чтобы не заблудиться или пометил, где грибы начинаются. После зеленой кастрюли обычно опята в траве собирал и белые грибы. Опят выглядываю в траве, но не вижу. Раньше кто-то на противоположной стороне ручья, вдоль которого ходил, пометил еще одно грибное летнее место. Как-то я там одним летом много грибов насобирал. В ту пору при приближении на это место кто-то повесил женские трусы и лифчик. Я тогда подумал, кто такое мог сообразить и кому понадобилось это место метить женским бельем и по какому случаю. Это белье на дереве висело несколько лет замусоленное, неприглядное, линялое. А потом как-то исчезло и грибы больше там не появлялись. Прошел дальше, за помеченное место зеленой кастрюлей, еще дальше и вижу среди листвы поганку примечательного вида. Чем-то она меня привлекла среди листвы.  Торчит из земли светло-коричневой кнопкой и у нее по белесой шляпе подозрительный коричневый поясок вокруг по краю шляпки. Нагнулся, сорвал, понюхал. Не пахнет опенком, нет характерного запаха с горчинкой. Но на опенка гриб похож. Попробовал на вкус и понял, что это опенок. Рот щиплет  и что-то от сыроежки в привкусе есть.  Вокруг накидано листьев клиновых в изобилии – эдакий бархатный ковер. Присел, стал пятипалые разноцветные, суховатые листья разгребать  и вижу под листьями опята притаились, в одиночку стоят, по одному, по два  и отдельными семейными скоплениями. Я собрал их и дальше двинулся, листву разгребая.  Думаю, если бы я не нагнулся, то и опят не нашел. А тут это чудо стоит с пояском на шляпке. Видно, по холодку его прихватило. Первый принцип грибника какой?  «Нагнулся – нашел, не нагнулся - мимо прошел». Иду, вижу опенка, нагибаюсь, разгребаю пятипалые разноцветные листья клена и набираю в сумку опят. Лес – царь любит, чтобы ему в пояс кланялись, тогда и он к тебе соблаговолит. И чем дальше шел, тем чаще кланялся. А там и началось. Опята колониями растут. Рву, ножки ломаю пополам и в суму. Ножи не люблю брать в лес, часто теряю. Смотрю кругом, в этом месте свинушек полным-полно. Но мне велено опята собирать. Свинушки вымачивать нужно три часа, а опята хоть сразу на сковороду клади и жарь. Рядом с опятами свинушки стоят в изобилии.  Рядом с опенком первый раз воочию увидел сморчка. Стоит такой неприглядный, в шляпку завернулся словно в мятый плащ и ждет, когда его возьмут. Но я за опятами пришел. Еще рядом увидел  гриб дедушкин табак. Его летом много бывает. На него надавишь, а из него дымок потянется. Думаю, поздновато об эту пору. Гриб такой толстенький, темный и ядреный. Надавил ему на шляпку и из него правда дымок поднялся. Шаг сделал и снова опята стоят.  Одну сумку набрал, вторую. Развернулся, домой отнес и снова за грибами пошел на этот раз, как к себе в лавку, как в магазин, как на склад природы. Угощенья леса собирать нужно, не оставлять же их под ногами. Однажды я набрал два мешка белых грибов и подберезовиков. Ходил раза три в примеченное место. И действительно ходил туда, как в магазин. Не знал, что с грибами делать. Больше на том месте грибов не находил. В этот раз заметил место  с упавшей наискосок елкой, сухой, без иголок, легшей на землю от сломанного ствола под углом тридцать градусов. Вернулся к ней и снова погрузился в сбор грибов. Рядом нашел место, где опята, словно в сутолоке скалолазами, пошли штурмовать  березу. Интересно на них смотреть, даже засмотрелся. Бегут  малахольные  вверх по стволу, штурмуют березу, словно крепость какую берут.  На три метра вверх забежали и остановились. Видно, меня заждались. Ну я их всех и собрал. Нечего им по березам бегать.
Я и  на этот раз домой снова вернулся с двумя сумками, полными опят. Обратно шел и около зеленой кастрюли снова увидел опят. Эти росли по одному грибу. А я уж набрал полные сумки. И с тонкой ножкой большой шляпой и с толстой ножкой крепыши стояли, по одному и скопом по-семейному. Накланялся, наползался, притомился.  А если бы я не сорвал первого опенка, похожего на поганку, то ничего, может быть, и не набрал бы. Не терпит лес лени и пренебрежения.
Обратно шел ближе к дачам, грибников встретил с тощими приметными сумочками. Они на меня смотрят, я на них. У меня две сумки полные, будто из магазина с продуктами вышел. Смотрят на меня с недоумением, мол откуда это ты тащишь. Нагибаться надо, кланяться лесу, не прогуливаться праздно. Ему неустанные поклоны нужны, тогда он себя и окажет.  Далековато они от меня стояли, чтобы я с ними поговорил. Грибы собирать – это тоже, между прочим,  работа.


Рецензии
Я в восторге от Вашего описания леса.Замечательно, Виктор!
С уважением,

Анюта Исайкина   03.04.2023 03:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.