Мышка

По мотивам воспоминаний строителя Колымской ГЭС


   В 1944 году после освобождения Умани от фашистов наша семья из эвакуации вернулась домой, – в это время мне был один год. По приезде мы расположились в большой комнате, бабушка Екатерина с младшей дочерью Асей заняла комнату поменьше, хозяйство семьи вели раздельное.

После освобождения города от немцев люди жили в нищете и разрухе, не миновала этой участи и наша семья. Комната, где мы жили, была проходной, все удобства находились во дворе, в квартире между домочадцами чуть ли не за каждую мелочь происходили недоразумения. В таком положении жить было трудно, и в 1947 году мама приняла решение выехать с семьёй в узбекский город Беговат, куда после войны был направлен служить отец, с его помощью в должности главного врача она устроилась на работу в военный госпиталь.
 
Нашу семью поселили в небольшом глинобитном домике, где проживала бездетная семья узбеков. Расположились мы в небольшой комнате с плитой, которую топили чаще всего сухими лепёшками из конского и овечьего навоза (кизяком). В наше скромное жильё вместились две кровати, стол, тумбочка и табуретки, немногочисленные вещи находились в чемоданах, задвинутых под кровать, верхняя одежда висела на вешалках, вмонтированных в стену, оклеенной клеёнкой. На единственном небольшом окошке комнаты стояла металлическая решётка, на которой между прутиками, расположенными вдоль и поперёк окна, висели кольца. Это окошко было моим самым любимым местом, поскольку до прихода мамы с работы, а брата с сестрой из школы и садика я оставался в комнате один. Ожидая их, я сидел на подоконнике и часами наблюдал за тем, что происходило на улице. Однажды стало скучно, и, покинув своё излюбленное место, я решил заняться уборкой в квартире, – в первую очередь вознамерился протереть чемоданы тряпкой.
 
Пытаясь сдвинуть их с места, около одного из них заметил мышку, – она лежала без движения и не убегала. И тут я подумал: неплохо бы поджарить мышку на сковороде и накормить голодных братика и сестричку обедом (мне было всего четыре года, и я не знал, что мышек кушать нельзя). Я подошёл к тёпленькой ещё плите, положил мышку на сковороду, достал из тумбочки нож и принялся кромсать её на части. В это время послышался поворот ключа в двери, – в её проёме появился Славик, нос его был разбит, из него шла кровь. Он вошёл, подбежал к тазику под умывальником и стал умываться. Мне стало жаль братика, и я предложил ему откушать приготовленное блюдо. Увидев раскромсанную мышку на сковородке, не отходя от тазика, он вырвал всё, что оставалось у него в желудке от завтрака.

Мама, придя домой с Лерой, которую забрала из садика, пришла в ужас: Славина рубашка лежала в тазике с водой, а кое-как вымытые и прикрытые крышкой сковорода и нож стояли на плите (мышку Славик успел выбросить). Мама села на кровать и заплакала, рядом с нею заплакал и я. В ближайший выходной, вычистив сковороду, крышку и нож, мама сумела продать всё это на базаре. В то время металлическая посуда была в большой цене, и мама на вырученные деньги купила новую. Так закончилась история с мышкой, но в памяти моей она осталась навсегда.


Рецензии
День добрый Томочка!

Правильное решение- описать свое детство, юность.
Детские восприятии чисты и откровенны.
Запечатлеть своих родителей - это живой памятник
для поколений.
Куда только не заносило наших предков.
Мой то же жили в Умани, но потом отправились
на Дальний Восток.

Рад тебе, всех благ и хорошего настроения!
Всегда рядом, уже по- моему лет 10 не меньше.....

Саша

Александр Железногоров   25.10.2022 07:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша, большое спасибо, - очень рада тебе!
Я помню, что твои родители из Умани, - после прочтения "Екатерины" ты написал об этом. Кстати, этот рассказ поправила и немного подсократила (как перечитываю, так и правлю)))
Да, 10 лет - это точно. Хочется верить, что они продлятся, несмотря на независимые от нас обстоятельства.

Тамара Костомарова   25.10.2022 09:19   Заявить о нарушении