История гражданской войны Дзиги Вертова

В моем зрительном образе Гражданский войны 1918 – 1921 г.г. доминировала легенда, выработанная в 30-х годах крупными произведениями кино и литературы – фильмом братьев Васильевых «Чапаев», романом Фадеева «Разгром» и пьесой Вишневского «Оптимистическая трагедия». В дальнейшем этот образ уточнялся и усложнялся при ознакомлении с такими произведениями, как фильмы «Сорок первый» Григория Чухрая, «Бег» Алова и Наумова, и роман Михаила Булгакова «Белая гвардия», но он принципиально оставался тем же самым. И даже смена ракурса – мой полный и окончательный переход на сторону белых, произошедший в конце 80-х, - не повлияла на картинку – в ней только «плюс» и «минус» поменялись местами.
И вот я посмотрел фильм Дзиги Вертова «История Гражданской войны», законченный в 1921 году.
Это было время предыстории документального кино, как жанра. Дзига Вертов просто смонтировал в хронологическом порядке имевшиеся у него киноматериалы об отдельных эпизодах гражданской войны, доступных кинооператорам в пределах имевшихся у них технических средств – стационарных кинокамер на треножниках. Поэтому оператор поневоле оказывался в положении постороннего наблюдателя, - как любопытный обыватель, он стоял на периферии. Это порождает потрясающий эффект подлинности происходящего на экране – зритель переносится в изображаемое время в роли «зеваки», соглядатая.
Обывателю, как и кинооператору 1920-х, недоступны боевые схватки; он фиксирует перемещения войск, выступления вождей перед народом (мелким планом), разрушенные города, взорванные мосты, утонувшие пароходы, и трупы убитых людей и животных – много трупов. Главный герой этого фильма – народные массы, мобилизованные в армию; они постоянно куда-то едут, идут, или бегут; проходя мимо киноаппарата, они заглядывают в объектив, и тогда видно, что все они – на одно лицо – пустое, ничего не выражающее – анонимный материал истории. Они гонимы по разрушенной стране каким-то неведомым безжалостным вихрем. Цепочка событий поясняется надписями. «Подавление анархистского мятежа весной 1918 года в Москве», «Партизанская армия батьки Махно в Екатеринославе», «Война с чехословаками», «Разгром Колчака», «Первая Конная армия в борьбе против Деникина», «Разгром врангелевцев», и самая подробная часть фильма – «Подавление Кронштадского мятежа» (1921 г.).
Гражданская война обильно персонифицирована; чаще всех перед  народом выступает Троцкий с его запоминающейся внешностью и актерским поведением – неумеренной жестикуляцией. Наиболее солидно выглядят молодые Ворошилов и Буденный; много тех, кто впоследствии были репрессированы: Раскольников, Смилга, Зиновьев. Тухачевский выглядит несолидным юнцом; неприлично молоды Киров и Орджоникидзе. Показан и Чапаев – со старым, стертым лицом, которому до красавца Бабочкина, сыгравшего его в одноименном фильме, далеко, как до неба. Хотя вожди сразу узнаваемы, они предстают без геройского ореола, - как случайная выборка из того же народа.
Если резюмировать, то гражданская война предстает тем, чем она была – исполинского масштаба бедой, свалившейся на Россию. По ходу действия фильма заметно, как постепенно растет и укрепляется Красная армия, но  радоваться нечему, ибо ей удается эффективно и жестоко подавить восстание своего же контингента в Кронштадте.
Фильм не оставляет зрителя равнодушным; я сидел буквально впившись глазами в экран, и он оставляет тяжелое, даже гнетущее впечатление, представляя народ в весьма неприглядном виде. Неудивительно, что он был показан публике один-единственный раз – делегатам Конгресса Коминтерна, а потом был отправлен на полку, где пролежал до сегодняшнего дня.
Просмотр этого фильма стал значительным событием моей личной истории; – теперь гражданскую войну я буду представлять только такой, как она изображена в данном фильме; более того, у меня даже несколько изменилось восприятие отечественной истории. Мне теперь кажется, что наше время и Гражданскую войну разделяет временной массив, многократно превышающий календарные сто лет, и, вместе с тем, то, что тогда происходило, непосредственно меня касается, ибо я – часть того же народа, который является героем данного фильма, и то, что в нем изображено, в любой момент может повториться, и что я «не знаю страха большего, чем жить с тобой, страна моя, одной судьбой!»
                Октябрь 2022 г.


Рецензии