Паскаль. Вера и Разум

«Величие человека в том, что он сознает себя жалким... ...но величие в том, чтобы знать, что ты жалок.» «Мы ищем истину и находим в себе только неопределенность». «Человек есть не что иное, как существо, исполненное заблуждения, которое присуще ему и неискоренимо. Ничто не открывает ему правду.» «Я не вижу ничего, кроме тьмы вокруг».
«Осознай, какой ты парадокс для самого себя!». «Какой же химерой является человек!! Что за новинка, что за чудовище, что за беспорядок, что за предмет противоречия, что за чудо! судья всех вещей, примитивный земляной червь; распорядитель истинного, клоака неопределенности и заблуждений; Великолепие и испражнение вселенной». «...нет ничего определенного, что все сомнительно». «если я вижу слепоту и убожество человека, если я созерцаю  немую вселенную и человека лишенного света, предоставленного самому себе и как бы затерявшегося в этом уголке вселенной, не зная, кто его туда поместил, для чего он туда пришел, чем он станет,  умерши, неспособный ни к какому познанию, - тогда меня охватывает ужас, как человек, которого в спящем состоянии высадили на необитаемом и зловещем острове, и он проснувшись, не знает, где он находится,  не имеет возможности покинуть это место. И  я дивлюсь, как не впадают в отчаяние при таком жалком положении» (Так предстает перед Паскалем возможность принятия бессмысленности человеческого существования. Но она выдвигает альтернативу: Бог или НИЧТО.) « Как я  не  знаю, откуда я пришел, так и не знаю, куда я иду; и все, что я знаю, это то, что когда я уйду из этого мира, я попаду либо в небытие, либо в руки разгневанного Бога, не зная, какая из этих двух возможностей навечно будет моей долей. Таково мое сущностное состояние, полное слабости и неопределенности».
Следовательно, Разум терпит фиаско во всей сфере мышления; философствование натыкается на непреодолимые пределы. В этой безысходной ситуации Паскаль серьезно и выстраданно обращается к христианской вести. Потому что он признает: «Человек без Бога существует в пустоте и неведении обо всём».
Паскаль осознает  «странное и необъяснимое заблуждение» человека как результат человеческого греха. Человек «явно заблудился и выпал из своего истинного места; он в ностальгии ищет его повсюду, в постоянном беспокойстве и всегда безуспешно,
в непроницаемой тьме». Итак в начале он был помещен в истинное место человека; там был он «на стадии совершенства, которое он, по несчастным обстоятельствам, потерял».
Не Разум, а что-то другое в человеке таит возможность истинной определенности. И это Вера, и место веры не в разуме, а в СЕРДЦЕ. «Сердце имеет свои доводы, которых не знает разум». «Именно сердце чувствует Бога, а не разум; это и есть вера: Бога можно ощутить сердцем, а не разумом». Но Бог остается «deus absconditus», скрытым Богом, открывающимся только в Иисусе Христе. Вот почему вера — это решимость связанная с риском, которая, конечно, несет в себе исключительную уверенность. Так что в итоге склонение перед верой  становится для Паскаля собственной философской задачей. «Все философские прозрения могут привести только к осознанию того, что вы, философы, не найдете ни истины, ни спасения внутри себя. Философы обещали это, но не смогли осуществить».

Перев.А.Роум

_________________________
Блез Паскаль (фр. Blaise Pascal [blєz pas'kal];
*19 июня 1623, Клермон-Ферран, Франция — †19 августа 1662, Париж, Франция) —
французский математик, механик, физик, литератор и философ.
Классик французской литературы, один из основателей
математического анализа, теории вероятностей
и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники,
автор основного закона гидростатики.


Рецензии