Убийственная любовь под гениальную музыку Сельская

Убийственная любовь под гениальную музыку

"Сельская честь", опера Пьетро Масканьи, новая сцена Мариинского театра, 22 октября 2022 года, два спектакля - 15 и 19 часов.

Дирижер – 
Гурген Петросян.
Сантуцца – Татьяна Сержан (15 часов), Екатерина Семенчук (19 часов).
Туридду – Азер Зада, (15 часов), Ахмед Агади (19 часов).
Лола – Екатерина Сергеева, (15 часов), Дарья Рябоконь, (19 часов).
Альфио – Ариунбаатар Ганбаатар, (15 часов), Владислав Куприянов, (19 часов).
Мама Лючия – Анна Кикнадзе, (15 часов), Елена Витман (19 часов).

Веризм (истинность, правдивые события) в опере вошел в моду в конце XIХ века, и Пьетро Масканьи с его "Cavaleria rusticana" ("Сельской честью") был среди пионеров этого направления в музыкальном искусстве. Жизнь, как она есть, повседневность без прикрас, кусочек правдивой жизни без ретуши - так можно определить суть этой модной тенденции. Но при всем желании, в опере, весьма условном жанре, можно взять за основу либретто реальный эпизод из жизни, даже довольно неприглядный, но с музыкой это сделать непросто, особенно с итальянской, имеющей вековые оперные традиции. Вот и у Пьетро Масканьи именно так и вышло - на тривиальный сюжет супружеской измены и ревности к сопернице со смертоубийством в конце композитор написал гениальную музыку, потрясающую при дОлжном исполнении от первой до последней ноты.
А вчера музыка звучала именно так.
"Сельская честь" никогда не относилась к моим любимым операм, возможно, потому, что мне не доводилось слышать ее в дОлжном исполнении, или я еще не дозрела до ее полноценного восприятия, хотя это было далеко не первое мое знакомство с ней. Но только вчера днем музыка Масканьи настолько меня захватила, что мне захотелось услышать ее еще раз, прямо сразу, благо был еще и вечерний спектакль.
И я пошла на второе в этот день представление. Тем более я хотела услышать Екатерину Семенчук в роли Сантуццы в сценической версии оперы в Мариинке. Раньше я попадала только на концертное исполнение оперы.
А дневной спектакль привлек меня дебютом нового для Мариинки приглашенного тенора в роли Туридду - Азера Зады.
Оба спектакли были замечательными, каждый - по-своему хорош.
Оркестр под управлением Гургена Петросяна звучал очень выразительно и дал возможность прочувствовать всю проникновенную силу музыки Масканьи, особенно в дневном спектакле. И в ней была не приземленная повседневность и пошлость адюльтера или примитивной ревности, как значилось в либретто, созданном в духе веризма, это была великая история о человеческих страстях античной силы и глубины!
На это же настраивало и вокальное исполнение. Изумительной красоты арии и дуэты звучали у прекрасных певцов прочувствованно и ярко. Сантуцца Татьяны Сержан, яростная в своих чувствах и беззащитная перед их силой, вызывала искреннее сочувствие, хотя я никогда не понимала, зачем удерживать любой ценой мужчину, который не хочет быть с тобой. Пустые хлопоты, хоть это больно и обидно. Очень впечатляюще исполненная роль, вокально яркая и запоминающаяся.
У Екатерины Семенчук Сантуцца была другая, но не менее интересная, и с вокальной, и с драматической точки зрения. Почему-то казалось, что для ее героини такая любовь - это беда, с которой невозможно справиться, и она понимает, что нет шанса вернуть Туридду, хотя она и делает все для этого, чтобы, вероятно, потом не думалось, что были использованы не все средства. Вокально ее героиня полна отчаяния, ее угрозы и предательство - скорее жест бессилия, слепой ревности, чем осознанное предательство по принципу "так не доставайся же ты никому!" Этот образ заставляет размышлять и задаваться вопросами. И делать вывод: ревность - плохой советчик.

Герой Азера Зады - Туридду - демонстрирует нам старую истину, что "старая любовь не ржавеет", он недвусмысленно "сохнет" по своей прежней любви, Лоле (Екатерина Сергеева, Дарья Рябоконь), которая хочет удержать всё и всех, и мужа, и возлюбленного, не дает Туридду уйти, хоть явно играет с огнем. Внешне персонаж Азера Зады нетерпелив и холоден с Сантуццей, но на деле и заботится о ней, давая наставления матери. Певец продемонстрировал добротный вокал, сильный красивый голос, в итоге получился многообещающий удачный дебют.
У Ахмеда Агади Туридду более страстный, энергичный, заводнОй. Вокально он тоже иной - более взрывной и эмоциональный. Но оба образа Туридду, созданные вчера певцами, интересны и вокально, и актерски. Но очень жаль, что по воле режиссера Арно Бернара выходную арию, самую красивую и значимую, певцам приходится петь в маленьком замкнутом пространстве кафе, фактически за сценой, напрягая все силы, чтобы их было слышно в зале. Зачем певца засовывать в эту "коробочку"? Это просто режиссерское преступление против вокала,  вокалиста и публики.
Альфио в этой сценической версии оперы в Мариинке, которую я видела впревые (режиссер Арно Бернар), для меня самый проблематичный персонаж. У режиссера, вопреки либретто, Альфио, муж Лолы, - местный криминальный авторитет-мафиози, самоуверенный резонер, хвастун, самодовольный грубиян, зазнайка, плейбой и бабник. Сорит деньгами направо и налево. Путается прилюдно с кем попало. Режиссер словно оправдывает Лолу в ее измене, в ее романе с Туридду. А по сюжету оперной истории, Альфио - всего лишь простоватый парень, истово зарабатывающий деньги для семьи и наивно воображающий себя счастливым человеком.
Тут, скажу сразу, я не в восторге от такого домысливания сюжета Арно Бернаром, как и от его же "Сицилийской вечерни". Мне эти режиссерские вольности мешают воспринимать оперу такой, какой она написана. Не люблю, когда переворачивают и дополняют, часто не лучшим образом, смыслы классических произведений. Главное, ничего нового или интересного не придуывают. Мафиози, бандиты, мордобой в стиле братков вместо честной дуэли, по принципу "трое на одного" (двое держат, один убивает) - все это уже было и так надоело, что и реагировать на это не хочется. Прямо перепевы некогда популярного итальянского сериала "Спрут". Одно скажу, все эти отнюдь не лучшие режиссерские "навороты", всегда только портят то, что создали талантливые и даже гениальные композиторы-предшественники.
Поэтому у Ариунбаатара Ганбаатара днем и у Владислава Куприянова вечером была неблагодарная задача вписать предложенный режиссером образ Альфио в логику и музыку оперы. Вокально им это успешно удалось. Актерски это сделать сложнее, уж слишком ходульным получился Альфио у Арно Бернара.
В этом контексте странно и нелогично смотрится поведение Лолы, жены Альфио. Вроде, она побаивается своего мужа - домашнего тирана, и при этом почти у всех на виду бегает к любовнику Туридду! И на публике явно с ним заигрывает. Она что, самоубийца? Или настолько глупа, что не видит опасности? Хотя, если отбросить эти внешние моменты постановки, пели и Екатерина Сергеева, и Дарья Рябоконь, прекрасно.
А что касается музыки оперы "Сельская честь", то она гениальна, от первой до последней ноты! Я бы еще раз послушала в том же исполнении, хоть в дневном, хоть в вечернем. Очень впечатляет!


Рецензии