Юртай-мордовский богатырь

   Расскажу я вам нынче историю, почти что сказку. Было ль то, или не было, не ведаю. Может, было, да быльем поросло, до моего слуха дошло да снова в народ пошло…
Ну, так вот…
  История эта будто случилась в давние времена, когда человек звериный язык понимал и Матушку-Землю больше всего на свете почитал. В одном мордовском хуторе возле непроходимых болот жил-был старик и было у него три сына: Антяс, Вечкас и Юртай. Старший сын Антяс-ушёл с большим войском врага воевать и не вернулся.  Долго горевал старик о своём старшем сыне-да не вернёшь слезами погибшего. Прошли годы и опять враг войском поднялся, захватить земли решил мордовские плодородные. Встал под знамя средний сын-Вечкас, любимым по рождению названный. Ушёл Вечкас  врага бить и сгинул на поле брани. Одна надёжа у отца осталась-младший сын Юртай. И был тот Юртай по имени своему словно дуб крепок да силен, будто зверь лесной  ловок да умён. Пришла пора, оженил его отец на красавице  Вяжаве и передал ему все своё хозяйство. Вот начал Юртай со своей женой хозяйство вести, поля засевать, урожай собирать. С самой ранней весны от зари  до зари трудится Юртай в поле, а жена ведёт хозяйство в доме. Вот настало время рожь жать, собрался народ возле родового капища в священной роще-керемети Бога-творца Инешкипаза славить, чтобы собрал Он всех богов из Своей семьи: Бога солнца-Чи паза, Бога грома -Пургине-паза, Бога молнии - Ендол паза и Бога земли - Мастораву на пир под священной яблоней. Славят люди и Великую богиню-Матерь Анге  Пятай да молят Ее о защите живота своего. Вот принесли люди к священной яблоне богатые дары, песни дружно поют, хороводят, празднуют, стало быть, богов в песнях своих величают и милости к себе и своей землице просят. Кружится праздник, веселится народ!
В самый разгар праздника видит Юртай, как из - под корней могучего дуба большой чёрный змей о трёх головах, да двух крылах выползает и к священной яблоне путь держит. Закричал, что было мочи Юртай да не услыхали его люди, знай, все пляшут, руками машут.
А змей-то уж ближе и глазами своими красными так и сверкает, да языками воздух проверяет, добычу предвкушает.
Схватил было Юртай березовый кол, наперерез змею поспешил, а змей-то как вскинется да всеми тремя головами как зашипит на него:
- Пошшшто колом мне грозить решшшил?! Ай не ведаешшшшь, кто перед тобой, человечишшшко?!
- А зачем ты, подколодный гад без приглашения на праздник явился? Кто не зван, не прошен, тому места нет!
- Не шшшшути так со мной, Юртай, дай дорогу! Трех девиц обещщщщанных мне я год ждал-не дождался! Сам за ними явилссся, не пустишшшшь, пожалеешшшшь!
- Не пущу! А напором пойдёшь,  силушку мою испытаешь! А сила моя богами дана!
- Врешшшь, нет в тебе силы такой, чтоб со мной совладать!
- Бога земли Мастораву прошу, Матерь Великую Анге Пятай призываю, - воскликнул Юртай, - дозвольте гада ненасытного  восвояси прогнать, в праздник святой невинных людей от беды уберечь!
Вдруг померкло Солнце и потемнело все вокруг, зашумел лес зелёной листвой,  поднялся вихрь, раздался скрежет и стон из-под земли. Напугались люди,  прервали свои песни и танцы, столпились в страхе возле капища, видят сквозь ветер и пыль, что змей трёхголовый на безоружного Юртая надвигается, головами машет, напасть собирается. Глядь, явилась сама Мать Великая Богиня Анге Пятай перед змеем. Воздела она руки к небесам и появились щит и меч в руках Юртая. Вскинула Она руки во второй раз и в доспехи одела Юртая. Вскинула в третий раз Анге Пятай руки к небу и вот уж и конь боевой явился, копытом землю бьет, в бой рвётся.
- Я - Анге Пятай, зачем явился ты, ползучий гад в мой день незваным к моим детям? Разве не повелел Великий Масторава быть тебе  ниже травы и тише воды?- воскликнула богиня.
- Я явился за обещанным мне год назад! - дерзко ответил змей. Отдай мне трёх невинных своих дочерей.
- Кто обещал тебе?!- Возмущённо спросила Богиня, - говори!
- Масторава!- прошипел змей, извиваясь всем телом.
- Как смеешь ты, подлый, клеветать на меня? Раздался жуткий гул из-под земли. Свои желания ты выдаёшь за мое позволение! За коварство твоё нет тебе пощады!
- Верши его участь, Богиня! - прогудела земля и затихло все вокруг.
- Что же, раз Великий Масторава дозволил мне самой тебя наказать, то решаю я так:  у тебя три головы и у каждой свое на уме! У одной - мудрость, у второй- хитрость, а у третьей - алчность. Так пусть же богатырь, не убоявшийся без оружия встать на твоём пути, сразится с тобой в честном бою! Властью, данной  мне Всемогущим Инешкипазом, вершу правосудие!
- Готов ли ты к смертельному бою за жизнь и честь нашу, сын мой? - Спросила Богиня Юртая.
- Готов!- ответил Юртай, подняв меч!
- Да, свершится праведный суд! Воскликнула Богиня и подняла правую руку в знак начала битвы. Изворотлив в бою был трёхглавый змей! Изрыгая огонь, нападал он на Юртая, теснил его к лесу, бил хвостом по земле, сбивая кусты и деревья. Но вот изловчился Юртай и отсек змею левую голову. Зарычал от боли змей, полилась густая и темная кровь его.  Встряхнулся змей и снова напал на Юртая всей мощью. Сбил хвостом своим с ног боевого коня. Но крепок был богатырь, ловок и изворотлив. И опять сумел он подобраться к змеиным головам и отсек враз правую голову. Завопил пуще прежнего поражённый змей, рухнул в ноги Богине Анге Пятай и стал молить о пощаде.
Сжалилась Богиня над змеем и, поразмыслив недолго, сказала так:
- Что же, тебе эта битва-наука! Я дозволяю оставить тебе одну голову, ибо не жажду я тебе гибели. Впредь живи так, как повелел тебе Масторава, «тише воды, ниже травы»! А жизнь покажет, какую голову тебе оставил богатырь! Коли голову мудрости, будешь жить на Земле разумно, коли другую какую, то неровен час расстанешься с жизнью на век! Друг и враг твой - мой сын-человек! Он тебе и помощник, но он же тебе и палач! Убирайся с моих глаз долой!
Так сказала Богиня Мать и, взмахнув руками, сняла оцепенение с людей. Вновь на небосводе засияло Солнце, а в лесу запели певчие птицы.
  То ли сон то был, то ли явь, никто так и не понял. Только Юртай был уверен, что не привиделось ему это. Знал он, что коли снова понадобится Анге Пятай - Великой Матери всего живого на Земле помощь в борьбе с врагами, встанет он на защиту и будет биться с врагами до победного конца. Такой уж вот дух был у Юртая.    Дух настоящего сына - защитника Отечества!


24.10.2022, Санкт-Петербург


Рецензии
Приветствую Вас, Людмила!
В сказке сохранены народные традиции: было три сына, а по-настоящему заниматься самыми важными делами приходится младшему. Два старших брата ушли с войсками на битву с врагом и сгинули. Защищать мирных жителей остался только младший.
И он бесстрашно встал на пути трехглавого Змея, имея в руках всего лишь берёзовый кол. Не устоять бы Юртаю при таком вооружении. Тут проявила заботу Великая Мать (читай - Родина-Мать). Она снарядила Юртая на бой со Змеем в кольчугу, дала в руки щит и меч и посадила на боевого коня. В честном бою Юртай срубил у Змея две его головы, срубил бы и третью, но по замыслу полное уничтожение не планировалось. Отпустили Змея с одной головой и с наказом жить на Земле разумно.
В сказке отражена реальная жизнь, когда приходится нашей
стране сражаться с многоголовым НАТО. И Родина-Мать снаряжает
своих сыновей всем необходимым для битвы.
Читать сказку интересно, поскольку в мыслях возникает реальная жизнь.
Всех Вам благ!
Василий.

Василий Храмцов   24.10.2022 07:40     Заявить о нарушении
Благодарю Вас сердечно за отклик и мнение, которое мне дорого! Я уважаю Ваше мнение и прислушиваюсь к нему. Пока нахожусь на лечении, вот написала…

Людмила Лазебная   24.10.2022 11:30   Заявить о нарушении