А приключения паломников из Аткарска продолжались
Преподобный Иларион "обладал молитвенным даром так воздействовать на человека, что тот, чувствуя невидимое присутствие Всемогущего Господа, со всей откровенностью исповедовал старцу самые потаенные движения своего сердца".
Приехали мы в Оптину уже к ночи.
Нас разместили на ночлег.
Утром руководители паломнической поездки организовали экскурсию по монастырю.
После службы, посмотрели все достопримечательности, и место убийства монахов сатанистом. Там еще не было часовни, а был только деревянный настил.
Потом нашу группу повели в монашеский скит.
(Сейчас он закрыт для мирян).
Я же была там раньше, и поэтому решила развиваться по своему плану.
А именно: посетила Владимирский храм, где покоились святые мощи семи оптинских старцев:
· Анатолия (Зерцалова), которого еще называют «старшим»;
· Анатолия (Потапова) «младшего»;
· Льва – первого старца Оптиной пустыни и его первого ученика Макария;
· Иллариона, который был лекарем не только тел, но и душ человеческих;
· Иосифа, который 30 лет был «правой рукой» старца Амвросия;
· Варсонофия – духовника сестер Шамординского монастыря.
Читая репортажи, тех кто посетил впервые Оптину, я искренне удивлялась их впечатлениям.
Они писали, что приезжая в этот монастырь, - попадали как на адскую «сковородку».
«Лиховато» делалось, - мирским христианам, со своим багажом страстишек, как в русской поговорке - «вшивый в бане».
Прижились страсти, - кровопийцы на теле и в душе современного человека, не познавшего Бога……
Одним словом, приехали мы из города, где последнюю церковь сами жители разобрали на печки, бани и дороги … почти сто лет назад.
Ну так вот - подошла я к вожделенному храму, а там закрыто.
Входная дверь перегорожена объявлением: «Идет уборка храма».
Но я, как «церковная», так себя гордо назвала послушнице, пролезла в полутемный зал и села на скамью.
Долго так я наслаждалась дивным покоем после суеты, и, наверное, задремала, но очнулась от того, что услышала немецкую речь.
Гид привел группу иностранцев, и «тараторил» им о саркофагах, так он называл раки святых.
Я присоединилась к этой группе, и немного послушала экскурсовода.
Далее немцы стали рассматривать интерьер храма.
Лишь один мужчина с мальчиком, стал прикладываться к надгробиям, и на русском языке читать сведения о упокоенных в них.
За ним и я стала лобызать святые усыпальницы.
Сначала обошла правую сторону, а потом за немцем подошла и к центральной раке старца Иллариона.
Пока интурист разбирал текст в информационном материале, я вперед него приложилась к мощам…
- И когда наклонилась, чтобы главой запечатлеть внимание еще одному святому, то ясно почувствовала, как с моей хребтины, через голову скатилось «бревно».
Грохота я не слышала, но физически я это ощутила очень явно.
Какая-то пустота образовалась, где-то под лопатками и в голове….
Отошла от гробницы, чтобы дать место другим. А сама, оглушенная происшедшим, встала на колени, и молюсь.
Сейчас не помню, что говорила и какие слова произносила.
- Когда все ушли из храма и осталась только послушница, которая, работая с гудящим пылесосом, не обращала внимания на «церковную».
- То я подошла к усыпальнице и приложилась три раза к мощам, уже с совершенно другими чувствами.
- Ничего в этот раз, - не «свалилось» с моей непутевой головы.
Но я пообещала себе, что обязательно прочитаю житие этого святого, чтобы узнать чудо ли это было со мной, или я от усталости навыдумывала все…
- Снова и снова задаю себе вопрос: «Что же произошло сейчас со мной?».
Отошла, и села на скамью.
- Было о чем подумать, и о чем теперь просить Оптинского чудотворца Иллариона, так явно проявившего духовное исцеление… скрытых и забытых пороков во мне…
Скоро за мной пришла Ольга Николаевна, и посмотрев на меня, спросила:
«Что-то с вами случилось?
- Вы, какая-то отрешенная».
Я промолчала, так как сама пока не знала, как объяснить происшедшее.
Сказав ей, что потом объясню, - мы вышли обе на ярко освещенную площадь.
Здесь она, понизив голос, поведовала мне, что одна из наших паломниц «озверела» в скиту.
Когда я ее переспросила:
«Как это?»,
- выяснилось, что вполне симпатичная дама, и в миру очень благопристойная, повела себя в монашеском общежитии неадекватно.
Да, и в прочем, с другими было не все ладно, - из рассказа моей дочки:
- «Монах очень интересно повествовал группе о тех, кто здесь жил в свое время.
Все внимательно слушали, - не разговаривали.
Помещение было небольшое, и паломники стояли близко к друг другу.
Неожиданно, пожилая женщина начала «когтями» царапать спину впереди стоящей девушки».
Инок, наверное, привык к «чудесам» такого рода, и поэтому срочно прервал экскурсию и вывел Аткарчан на свежий воздух.
А на улице все стали снова нормальными…
И как будто бы, - забыли происшедшее».
- Да, искушения на нас сваливались в Оптине глыбами, а не песочком!
Пошли мы с моей духовной дочкой в церковную лавку.
Решили приобрести литературу для клироса.
Монах, стоявший за прилавком, неожиданно предложил мне две, - ну очень дорогие служебные книги с нотами для церковного хора.
Таких денег у меня не было, да и нашему приходу, который знал только шестой глас, они на то время были не нужны.
А дальше пошла настоящая мистика.
Покупателей было много, и монах ушел в другой конец прилавка, но потом снова вернулся к нам и говорит уже мне:
- «Вам же дали деньги и сказали, чтобы вы купили что-то для церкви, - посмотрите в своих карманах».
Я, демонстративно вывернула свою мошну, и к удивлению Ольги Николаевны, вытаскиваю две пятьсот рублёвки.
- Ровно столько, сколько стоили эти книги, которые монах так настойчиво предлагал мне купить.
Я совсем забыла, что моя крестница Светлана, положила мне в карман курточки эти деньги, когда я уезжала, со словами:
- «Вам они там пригодятся, - купите что-то для церкви».
Третий раз за день, - Оптина огорошила нас:
- «Исцелила от гордыни, и от той грязи, которая гнездилась в тайниках душ наших».
А эти книги, действительно, пригодились нам в скором времени.
Я вспомнила сольфеджио, которое учила еще в интернате.
А Ольга Николаевна знала сию грамоту по инструментальному ансамблю, в котором она пела в юности.
И стал провинциальный хор исполнять служебные тропари и стихиры по …нотам!
Так закончился второй день нашего путешествия, а впереди еще три дня «искушений», - да каких …
Белова О.В.
2005 год.
PS:
Преподобный Иларион, был лекарем не только тел, но и душ человеческих.
В старце Иларионе соединялись благодатные дарования прозорливости, рассуждения, "дар исповеди" - обнаружение в человеке скрытых или забытых пороков, обличение их и последующее уврачевание болящей души, и опыт, богатый опыт пастыря-духовника, еще в миру начавшего трудиться на ниве спасения заблуждающихся душ.
В миру старец носил имя Родион, - и был наставником, ведущим истинно подвижническую жизнь.
Долгое время работал и жил в Саратове.
Именно в этот период Господь открыл Родиону (будущему старцу Иллариону) новую возможность для служения людям – служение миссионерское, апостольское, способствовавшее возвращению в лоно Матери-Церкви многих и многих заблудших и погибельно отпавших от нее душ.
Известный в Саратовской губернии старец Семен Климыч посоветовал благочестивому юноше Родиону заняться собеседованием с раскольниками с целью побудить их присоединиться к Православной Церкви...
Но на тридцать четвертом году от рождения, тринадцатого марта 1839 года, Родион, Промыслом Божиим, был определен на жительство в Оптинский Иоанно-Предтеченский Скит.
Его монашеское имя "Иларион», означающее в переводе с греческого „тихий" и „радостный", выявило то главное, что было свойственно этому подвижнику веры и благочестия: тихую, смиренную кротость сердца и постоянное пребывание души в пасхальной радости о Воскресшем Господе.
Вот картина исповеди у преподобного Илариона
Преподобный Иларион "обладал молитвенным даром так воздействовать на человека, что тот, чувствуя невидимое присутствие Всемогущего Господа, со всей откровенностью исповедовал старцу самые потаенные движения своего сердца".
Возбудив сознание и сокрушение о грехах, старец иногда, по степени и важности их, налагал на кающихся епитимии, сообразуясь с родом жизни, званием, состоянием, занятиями, здоровьем, летами.
Причем требовал, чтобы кающийся исполнял ее в точности и неопустительно.
Епитимия состояла из молитв, покаянного канона, чтения кафизм, поклонов, раздачи милостыни, в прощении обид и оскорблений, примирении с обидевшими, возвращении долгов, или неправильно присвоенного, оставлении неприличных для христианина навыков, забав и удовольствий, праздного времяпрепровождения.
Свидетельство о публикации №222102400971