Лермонтов знал он погибнет не на дуэли

   После публикации книги о Лермонтове меня продолжали мучить сомнения: почему подробности официальной версии дуэли и дуэльной сцены романа "Герой нашего времени" так похожи? Литературоведы писали, что поэт предвидел свою смерть и описал ее в романе. Но это утверждение, на мой взгляд, противоречит пророческим строкам стихотворений Михаила Юрьевича о грядущей гибели. И вот к какому выводу я пришла.
Предлагаемая вниманию читателей статья - дополнение к книге о Лермонтове.

               ЛЕРМОНТОВ ЗНАЛ: ОН ПОГИБНЕТ НЕ НА ДУЭЛИ

   Перечитав лирику М.Ю.Лермонтова и его роман «Герой нашего времени» с карандашом в руках, попробуем доказать: поэт знал, что гибель его будет ужасной, но убьют его не на дуэли.
   Мысль о смерти, преждевременной, скорой, постоянно звучит в творчестве Лермонтова. Еще в 1829 году подросток признается: «Я чувствую, что к смерти подступаю».  «На свете мало, говорят, мне остается жить», «мне жизнь все как-то коротка», «конец! …Как звучно это слово»…
Предчувствие никогда не покидало Лермонтова. Он знает: погибнет молодым, «в полном цвете», но не жалеет об этом: «Пускай! – я не был раб земного наслажденья»… «Пускай я погибну»… «Пора уснуть последним сном»…
   
   Лермонтов не просто соглашается принять предназначенное, он знает – в мельчайших подробностях: и как будет убит, и как отзовется высший свет на его гибель.
За несколько месяцев до рокового дня Михаил Юрьевич видел себя неподвижно лежащим на песке в долине Дагестана, с глубокою раной от пули в груди и видящим в сонном видении отдаленную тысячами верст, но близкую ему женщину, которая  в сомнамбулическом  состоянии видела его труп в той долине. Получается, что Лермонтов не только предчувствовал свою роковую смерть, но и прямо видел ее заранее, запечатлев видение в стихотворении «Сон».
    «Настанет день – и миром осужденный»… «Смерть моя ужасна будет»…
Смерть ужасна не только потому, что отняла у мира юного гения, потому что она застала его внезапно, не готового в этот миг предстать перед судом Божьим. Известие о гибели поэта, как гром среди ясного неба в момент убийства у подножия горы Машук, не только потрясло чуждые края, но и в своей стране показало, сколько ненависти таилось в душах «мнимых друзей», всех, кому не давала покоя искренность гениального поэта. И полился поток надуманных осуждений и предвзятых оценок.    
Вспомним:
     Когда же весть кровавая промчится
     О гибели моей
     И как победе станут веселиться
     Толпы других людей…
...И я паду; и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений.
...Пускай толпа растопчет мой венец:
Но я без  страха жду довременный конец.
    Поэт своим духовным оком «прочитал» в будущем многие «воспоминания», порочащие его честь и имя. И, глядя в будущее, заведомо зная о «хитрой вражде», он обращается к той, которую любил всю свою жизнь: «Скажи им, что навылет в грудь //Я пулей ранен был»… Даже такую деталь увидел: не убит, а ранен, потому что, по свидетельству своего слуги, умер на полпути в Пятигорск, истекши кровью. Потому что раненого убийца оставил его умирать у подножия Машука. Он просит любимую: «Злословья жертву пощади», «но пред судом толпы лукавой // Скажи, что судит нас иной».
     …Кровавая меня могила ждет,
     Могила без молитв и без креста,
     На диком берегу ревущих вод
     И под туманным небом; пустота…
Местный священник в день погребения поэта всячески препятствовал исполнению церковного обряда. Спрятал ключи от церкви – и отпевания верующего человека в храме не было.
     Ни друг, ни брат прощальными устами
     Не поцелует здесь моих ланит;
     И, к сожаленью, чуждыми руками
     В сырую землю буду я зарыт.
Хотя участвовали в погребении и друг, и брат, но Лермонтов словно смотрит в будущее: действия Глебова и Столыпина, связанные с убийством поэта и последующим заговором, нельзя назвать ни дружескими, ни братскими. Оба предали и самого поэта, и память о нем.

   Подытожим сказанное. Поэт во всех приведенных стихотворениях предсказывает свою скорую гибель – страшную, безвременную, кровавую, никем не оплаканную. Вдумаемся в уже цитированные строки:
    Смерть моя ужасна будет; чуждые края
    Ей удивятся, а в родной стране
    Все проклянут и память обо мне.
Как точнее описать гибель поэта? Все точно так и было! Полвека запрещено было упоминать его имя. Да и потом тиражировали лишь негативные воспоминания о нем, замалчивая мнение тех, кто понимал масштаб личности творца и человека. И заметим: в цитированном стихотворении не о поединке идет речь!  Да и нельзя назвать ужасной смерть на дуэли. Напрасной, безрассудной, да.
     Ни в одном стихотворении нет даже намека на дуэль как причину гибели. Лермонтов делает акцент на  внезапной и ужасной смерти. Непредсказуемой, которой удивятся! Разве не страшно: пустить пулю в ничего не подозревающего мирного человека и оставить его умирать под проливным дождем одного у подножия Машука! Лирический герой один перед лицом смерти. Все увидел: и предательство близких, и радость и торжество недругов, и злословье, и лукавство, проклятия и страстное желание очернить память о поэте и человеке…
   Принято считать в литературоведении, что в «Герое нашего времени» Лермонтов с точностью до указания места, рода оружия и даже причины дуэли описал все, что произойдет именно с ним на Кавказе в июле 1841 г., то есть собственную дуэль. Только в реальной жизни будет убит не Грушницкий, а Печорин, т.е. сам поэт.
    Что же получается? Лермонтов противоречит самому себе? Ничуть. Его предчувствия, ясновидение являются в строках стихотворений, где поэт беспощадно искренен. Именно в моменты поэтического озарения, когда душа покидает пределы земного, и посещают его видения о будущем.
    А «Герой нашего времени» - это психологический роман, в котором писатель с той же беспощадностью, с анатомической точностью описывает пороки современного ему общества. Для иллюстрации истоков дурного и хорошего в характере человека он показывает этапы возникновения конфликта отношений между Грушницким и Печориным, неизбежно приближающие столь разных людей к трагедии. Здесь все реалистично, четко объяснено.
   
    Мне думается, дело обстояло так. Не поэт увидел в поэтическом прозрении грядущую дуэль, а мнимые секунданты после подлого убийства Лермонтова  в ужасе от содеянного Мартыновым лихорадочно пытались обставить дело так, чтобы выручить Николая Соломоновича, сняв с него клеймо убийцы. Для этого надо было всеми мыслимыми и немыслимыми способами скрыть правду. А время работало не на них.
 
  Известно, что 15 июля вечером во время проливного дождя отсутствовавший где-то весь вечер Мартынов заявил, что поручик Лермонтов убит. Мы не знаем, сказал ли он правду о том, что произошло и как, Глебову, с которым жил в одном доме, и теперь уже не узнаем. Остается только догадываться, как всю ночь Глебов, считавшийся приятелем поэта,  князь Васильчиков, ненавидевший Лермонтова, но старательно скрывавший свое чувство, и «друг» и однокашник его Мартынов разрабатывали сценарий уже свершившейся трагедии. Сказать, что была дуэль без секундантов? До коменданта Ильяшенкова еще до трагедии доходили слухи о возможности такого поединка. А чем это отличается от простого убийства? Проще сказать, что была обычная дуэль. Мало ли офицеров тогда стрелялось! Убитого не вернешь, а живого принято было спасать. А детали поединка? Где стрелялись, кто был секундантом, из каких пистолетов и где они, причина дуэли, наконец… Вот тогда-то и решили воспользоваться дуэльной и преддуэльной сценами лермонтовского романа: «Героя нашего времени», вышедшего год назад, знали наизусть. Тем более, что суть конфликта между Печориным и Грушницким Лермонтов описал психологически точно и подробно. Да и в романном Грушницком многие узнавали Мартынова, что было ощутимым ударом по его самолюбию.
    Постоянно ловлю себя на мысли, что в голове перемешиваются детали, обстоятельства романной дуэли и официально признанной между Лермонтовым и Мартыновым, подробности которой записаны исключительно со слов самого убийцы. И в моем сознании нередко сливаются образы Грушницкого и Мартынова…
    Над причиной дуэли тоже долго не думали. Написали сидевшему на гауптвахте Мартынову: «Говори, что придирки Лермонтова вынудили тебя сделать вызов. Мы тоже будем так говорить»… Переписывались! А общение с подсудимым строго запрещалось законодательно. Мартынов так и твердил следователю, хотя в материалах судебного дела ни сам «герой», ни его оправдатели не смогли привести на одного факта конкретных нападок и придирок. Одни общие слова. Впрочем, от так называемых секундантов правды ожидать было нечего: они слово в слово пересказывают показания Мартынова, не стесняясь и ссылаться на него. Более того, сам Мартынов показал на следствии, что шутки Лермонтова не касались его чести. Зачем же тогда дуэль, да  на таких жестоких условиях? Над этим вопросом и задумался следователь Ольшанский. А Мартынов сильно испугался вопросов и сомнений этого «шельмы стряпчего».
Давайте перечитаем эпизоды дуэли в романе, сравним их с официальной признанной версией гибели поэта и попытаемся доказать, где правда, а где вымысел, подтасовка фактов.
  «Доктор, извольте отмерить шесть шагов». В официальной версии сначала было отмерено десять шагов, потом якобы Столыпин отмерил еще пять. На самом деле Столыпина на месте трагедии не только не было, он даже и не знал о готовящемся преступлении.  С.Чекалин нашел свидетельства того, что Столыпин  Монго и Трубецкой 15 июля с обеда до позднего вечера были на именинах у знакомых.
   «Позвольте, - сказал я, - еще одно условие; так как мы будем драться насмерть, то мы обязаны сделать все возможное, чтобы это осталось тайною и чтобы секунданты наши не были в ответственности». Над этими пунктами изрядно потрудились заговорщики: убийство Лермонтова для многих поколений оставалось тайной. Васильчиков и Мартынов до конца жизни давали противоречивые показания, пытаясь обелить себя и скрыть правду. «Секунданты», косвенно или напрямую связанные с гибелью поэта, как и убийца, ушли от ответственности. Николай Первый потребовал прекратить расследование в тот самый момент, когда в деле появились улики, противоречащие официальной версии. Князя Васильчикова простили за заслуги отца, Иллариона Васильчикова, второго человека в империи, взлет карьеры которого произошел после разгрома восстания декабристов.
    Формально царь был прав: за что наказать князя, если дуэли не было? Да и назвал князь себя секундантом на второй день после гибели поэта. Если только за организацию  травли поэта и ненависть к нему… Так это соответствовало чувствам и планам монарха, а молодой князь умело подыграл ему. Убийцу по закону следовало лишить дворянства, состояния, отдать в солдаты, посадить в каземат… Его же по царскому приказу подвергли церковному покаянию. Но «приятель и однокашник» убитого вымолил себе послабление наказания – вместо 15 лет покаяния всего пять. Наказали? Заставили спасать свою душу. На кровавом пиаре Мартынов добился того, о чем так долго и деятельно мечтал: стал известным человеком в свете.
   «И тогда можно будет очень легко объяснить эту скоропостижную смерть неудачным прыжком». Помним, что смерть Грушницкого была объяснена случайным падением в пропасть, пулю Вернер достал тотчас же после дуэли. Гибель Лермонтова объяснить случайным выстрелом горцев у подножия Машука («убитого – на счет черкесов») не удалось, да и в Подкумок сбросить, как жаждали приятели мадам Мерлини, не успели – нашелся свидетель. Видимо, на звук выстрела пришел лесник, живший неподалеку, он и остался охранять истекавшего кровью поэта.
   Пришлось Мартынову и его помощникам срочно придумывать: как сходились, кто первым выстрелил, почему поэт стоял с поднятой рукой, не заслоняясь от пули. И здесь не смогли договориться: каждый раз подробности «дуэли» менялись, словно речь шла о нескольких поединках.
   «Он целил мне прямо в лоб… - Не могу, - сказал он глухим голосом.
- Трус! - отвечал капитан. Выстрел раздался»… Как и в романе, согласно официальной версии противник выстрелил после несанкционированного вмешательства секунданта, т.е. против дуэльных правил. Но и здесь фальсификаторы запутались. Фразу: «Стреляйте, или я разведу вас» - через годы они приписывали то  Столыпину Монго,  то Глебову, то Трубецкому. Кто-то из них после счета три, когда считалось, что дуэль закончена, выкрикнул эту фразу. Тогда Лермонтов выстрелил в воздух – дуэль то закончилась. А Мартынов - в поэта. Крикнувший, согласно дуэльному кодексу, стал соучастником убийства. Доврались. Попались в собственную ловушку. Глебов, Столыпин, Трубецкой, все рано ушедшие из жизни, унесли тайну гибели поэта с собой в могилу. Если она была им открыта. До самой смерти двое оставшихся в живых – Васильчиков и Мартынов, единственные хранители тайны гибели поэта, – морочили голову подобными шарадами, каждый раз с новыми подробностями рассказывая о дуэли, которой не было.
   Но всего заговорщики, конечно, предусмотреть не смогли. Следователи стали задавать вопросы, ответы на которые не были  оговорены ни заранее, ни во время запрещенной следствием переписки. Отсюда и множество нестыковок в показаниях «секундантов» и  дуэлянта. К примеру, они не смогли однозначно ответить на такие простые вопросы: кто с кем ехал на дуэль? Кто был секундантом? Убит или ранен был в результате выстрела поэт? Ответы допрашиваемых противоречат друг другу.
   Не нашлось ни одного свидетеля ни ссоры приятелей в доме Верзилиной, ни вызова поэта на дуэль после вечеринки. Сама хозяйка четко отвечает на вопросы следователя, что эти господа точно были у нее в доме, но никакой ссоры она не слышала и говорит, что это могут подтвердить Глебов и Васильчиков. Все слова о ссоре в доме Верзилиной и возле него были сказаны Мартыновым, никто из фигурантов дела сам их не слышал! И все добросовестно пересказывают, что сказал убийца…
   Противоречили официальной версии и показания слуг Лермонтова и Мартынова. Они заявили следователю, что их господа жили дружески, никаких ссор между ними они не слышали. А слуга Лермонтова Христофор Саникидзе, помогавший перевозить поэта с места убийства, показал на следствии, что Лермонтов умер на пути в Пятигорск. От потери крови, до этого несколько часов пролежав на земле под проливным дождем…
Если бы была дуэль, да еще с секундантами, разве трудно было офицерам понять, ранен или умер упавший. А Лермонтов, по словам «главного свидетеля» и самого убийцы, то был ранен, то убит наповал, упал как подкошенный, то несколько минут был жив, то поехали за доктором, надеясь, что помощь подоспеет вовремя и пр. Даже Глебов, недавно получивший ранение в бою, показывает, что поэт был ранен, а на следующий день говорит «убит». Не свидетельствует, а повторяет вслед за Мартыновым и Васильчиковым.
    Следователь Ольшанский, побывав на месте преступления, написал в протоколе, что трава была смята только там, где лежал истекавший кровью поэт, и неподалеку были следы от дрожек, на которых приехал убийца, поджидавший Лермонтова, выманенного запиской из Железноводска. Других следов не было: ни дуэлянтов, якобы стоявших у барьеров, ни 10, ни 15 отмеренных шагов, ни четырех секундантов, топтавшихся на площадке …
     Итак, не Лермонтов описывает в романе собственную грядущую дуэль, а его убийца и защитники Мартынова воспользовались текстом «Героя…» для описания деталей выдуманного поединка. Задумаемся, что кроме творчества поэта и беспримерной путаницы в материалах следствия может свидетельствовать, что дуэли не было? Характер Мартынов и поведение назвавшихся секундантами.
   Вернемся к показаниям утверждавших, что дуэль была. 17 июля 1841 г. князь Васильчиков, отвечая на вопросы следователя, писал: «Я оставался при теле убитого поручика Лермонтова, когда корнет Глебов поехал в город и прислал двух людей». В 1872 году он представил иную версию: «Я поехал верхом в Пятигорск за врачами… Когда я вернулся, Лермонтов уже был мертвый. Лежал на том же месте, где упал. Около него были Столыпин, Глебов и Трубецкой». А вот версия  конца 1868-начала 1870 г.: «Столыпин сказал: «Скачи за доктором. Из Пятигорска ни один не поехал (из 3-х). Продолжении ; часа я просил – только поехать. Дождь ливмя, черно, преставление света. Я уже нашел Столыпина, Трубецкого. Лежал Лермонтов на дорожке; Столыпин и Глебов поехали домой приготовить: а мы остались караулить тело; дождь, страшные молнии; ночь; топот лошадей слышим, взяли труп тащить, он испустил вздох такой, что мы полтора часа думали, что он жив, я как теперь помню…»
  Думается, комментарии излишни. Также князь Ксандр в разное время утверждал, что Лермонтов то был убит наповал, то был смертельно ранен. Версия, что поэт был убит наповал, для них была выгоднее, иначе здравомыслящие люди невольно задавались вопросом: почему не оказали помощи. Современные исследования, проведенные с помощью компьютерной томографии, свидетельствуют: при травме, которую получил Лермонтов, без оказания помощи раненые живут от 5 до 10 часов. Установлено, что Михаил Юрьевич умер от потери крови. Кстати, когда человек умирает мгновенно, сердце останавливается и кровь из раны не течет. Об этом же говорят и факты: много крови на траве, где он лежал, обескровленное лицо поэта на смертном одре, свидетельства слуги, который вез умиравшего с места трагедии.
   Если бы офицеры, присутствовавшие при трагедии, наложили повязку на рану и сразу же доставили раненого в госпиталь, его можно было спасти. Были у них и дрожки, чтобы перевезти его, можно было перекинуть через коня, как это делали в полевых условиях – всего-то четыре километра везти. Почему не сделали этого? Ответ очевиден: потому что ни Глебова, участвовавшего вместе с Лермонтовым в сражении при Валерике, ни Столыпина, имевшего непререкаемый авторитет в свете и славу честнейшего и благороднейшего человека, на месте внезапно разыгравшейся трагедии не было. Там никого не было, кроме Мартынова, а ему «бывший друг» живым не нужен был …
   Необходимо отметить и другие сходства в описании романной дуэли и официально признанной. Правда, они основаны только на психологии противников. Лермонтов, как и Печорин, верил в мирность души своего однокашника, уверяя окружающих, что назавтра они с Мартыновым снова станут приятелями. Но Николай Соломонович претворил в жизнь угрозу своего романного двойника: «…Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу из-за угла». Правда, не зарезал, а убил, но все равно из-за угла. Мартынов нашел в романе выгодные для себя моменты. Ему оказались близкими слова штабс-капитана: «А зачем подвергать себя опасности, если можно избавиться»… Это когда он уговаривал Грушницкого стрелять в безоружного Печорина. Мартынов достойный ученик своего романного наставника.  Встать под дуло пистолета надо иметь мужество… Хотя Лермонтов и в де Баранта не стрелял, и  сейчас говорил, что стрелять в «этого дурака не будет», а вдруг передумает? Получается, Грушницкий лучше Мартынова: в последний момент, осознав, что обречен, он продолжил дуэль. У Мартынова не хватило духу встать лицом к лицу с противником. Он не стал подвергать себя опасности: выстрелил в ничего не  подозревавшего человека.
   Нельзя верить воспоминаниям Эмилии Верзилиной, написанным якобы по откровениям Глебова, который поведал ей, о чем он думал, несколько часов держа на коленях под проливным дождем голову убитого друга. Через десятилетия после гибели поэта многие хотели погреться в лучах его славы. Не преодолела искушения и Эмилия, яростно ненавидевшая поэта, лихо отплясавшая на вечеринке после похорон Лермонтова. В кругу таких же противников Михаила Юрьевича, завсегдатаев салона Мерлини, мечтавших бросить в Подкумок «ядовитую гадину». Не мог Глебов, итак предавший память о своем однополчанине во время следствия в угоду царивших правил, доверить тайну, которой не было, человеку, ненавидевшему поэта. Если бы Глебов был свидетелем разыгравшейся  у подножия Машука трагедии, он бы не путался в показаниях на следствии, а четко показал, убит или ранен был поэт на поединке. И оставил бы описание трагедии для потомков.
   В свете последних данных о так называемом поединке становится понятным и поведение Столыпина Монго, у которого не хватило сил встретиться с бабушкой поэта, своей тетей. Что он мог ей рассказать? Как его просили спасать убийцу поэта? Вслед за другими клеветать на своего родственника и друга? Он не видел гибели Лермонтова, а ложь, как и поэт, он не приемлет. Вспомним, когда Столыпин был секундантом на дуэли Лермонтова с де Барантом и ему ничего не угрожало, он сам пришел в комендатуру, чтобы разделить с дуэлянтом тяжесть наказания.
   И все-таки:  был ли вызов на дуэль? Наверное, был. Правда, никто не слышал, как он произошел и где. Также неизвестно, на какой день был назначен поединок. Разговоры о дуэли шли, но никто не верил, что она закончится кровопролитием. 15 июля - это число прозвучало после трагедии. До убийства об этой конкретной дате никто не говорил. Не знал о дне и месте поединка и Столыпин. Возможно ли было, зная, что друг и родственник идет стреляться, веселиться вместе с Трубецким на балу по случаю чужих именин? И сам Лермонтов за час до «дуэли», будучи профессиональным военным, стал бы пить и есть в кафе с друзьями? И собираясь на возможную смерть, ни слова не сказать об этом своим друзьям, даже не намекнуть? Все они вспоминают, как спокойно умиротворенен был поэт, как много говорил он о своих творческих замыслах…
   Что же заставило Мартынова форсировать события? Неуверенность в исходе поединка: вдруг боевой офицер передумает «не стрелять в этого дурака», а если у самого рука дрогнет? О дрожании рук этого заядлого картежника знали все, как и о том, при каких обстоятельствах он вынужден был уйти в отставку, похоронив свою мечту стать овеянном славой генералом. Мартынов знал, что, убив Лермонтова, он ничем не рискует. Зачем же испытывать судьбу?
   Известно, что завсегдатаи салона Мерлини искали человека, который поквитается с поэтом. Лисаневич, к примеру, которому предлагали вызвать Лермонтова на дуэль, отказался. Мартынов, «слывший в обществе как необычайный трус, замечательный эгоист и льстец», согласился. И получил мощную поддержку сверху, переданную князем Ксандром. В наше время С. Чекалину известный литературовед Николай  Пахомов показал копию письма князя Иллариона Васильчикова, отца Ксандра, в котором тот передал сыну слова государя о том, что «Лермонтов не вернется в Петербург с Кавказа». А также совет Бенкендорфа, данный в личной беседе И. Васильчикову,  «самим в Пятигорске обуздать Лермонтова. На водах много горячих голов, которые сумеют выпроводить его из Пятигорска. О последствиях беспокоиться не следует». Это-то письмо и стало для молодого Васильчикова карт-бланшем в интригах против Лермонтова. Его поведение резко изменилось, из казавшегося приятелем поэта он превратился в холодного, замкнутого человека. И начал подбадривать слабохарактерного Мартынова, который одним ударом совершил бы два дела: и разделался с Лермонтовым, которому завидовал, и угодил бы царю и шефу жандармов.

  Это-то высочайшее позволение разделать с неугодным юношей, поэтом и бесстрашным офицером, и связало Мартынова и Васильчикова на всю жизнь. Открытием этой-то тайны они и пугали друг друга, едва кто-то из них выдавал журналистам крохотную информацию о событиях 15 июля 1841 года. Мартынов, пытаясь спасти себя от суда истории, всю жизнь сваливал вину на секундантов, раздувших дело, читай на Васильчикова. Мартынов в ответном письме издателю Семевскому заявлял в конце жизни, что «злой рок судил быть ему орудием воли провидения», что «принять же всю нравственную ответственность этого несчастного события на себя одного не в силах». Он советовал обратиться за подробностями к князю Васильчикову, который «вероятно, не откажется сообщить… об обстоятельствах, предшествовавших» дуэли. Васильчиков же пугал Мартынова словами «одного из героев шекспировской трагедии: «Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи», т.е. обещая открыть тайну, рассказать всем, что никакой дуэли не было,  что Мартынов убил Лермонтова из-за угла. Но решимости сказать правду ни у одного, ни у другого так и не хватило.


Рецензии
Знаете, вот этот вопрос - дуэль или убийство - как ни странно, весьма условен. Дуэль может быть при нескольких секундантах. А может быть дуэль вообще без секундантов. Тогда почему, на каком основании такое действо вообще называется дуэлью? Да, в-общем, на том, что в тот век дуэли были, и все, что только могли, старались называть этим словом. Что, собственно, предполагали во все советские десятилетия? Предполагали политическое убийство, замаскированное под дуэль. Но называли это все-таки "дуэлью", иные трактовки считались вульгарными.

Пушкин в свое время писал, что "у нас убийство легко скрыть под дуэль".

Я так скажу: современные лермонтоведы дураки. Такое чувство, что с началом перестройки мстить советскому времени и его "мифам" сделалось их главной и единственной страстью. Кому они в итоге отомстили? Достойному человеку, нашему поэту. Лермонтову отомстили. За что? Что он им сделал? Их любить его "заставляли" в СССР, они, бедолаги, давились его стихами и прозой, зато теперь можно оторваться на каких-нибудь тихо-пакостных трактовках если уж не творчества его, то биографии?

Изучала я эту тему. До года с утра до вечера вычитывала регулярно, потом еще возвращалась и дочитывала... Фигура Мартынова вызывает недоумение и брезгливость. Нормальные исследователи, посвятившие этим чтениям времени не меньше, чем я, а только больше (по крайней мере, так должно быть) должны бы это чувствовать и понимать, что с этим делать.

И меня бы более чем устроило, если бы сделали следующее. Описали бы эту ситуацию так, как ее видели все - остроты, женщины - и дали бы оценку поведения этого Мартынова (как оно официально известно), так сказать, с точки зрения здравого смысла. Воздержались бы от громких обвинений. Но раз и навсегда отправили бы его в "отчуждение" - в этот эксцентричный имидж человека, над которым смеется его друг и часть окружающих, так как он человек неумный, поверхностный и нам, в-общем, неприятный. И ни один из нас не поставит себя на его место.

Про Лермонтова при этом ни единого резкого слова говорить было нельзя. Его поведение с Мартыновым описать в самых коротких, простых, достойных словах, без каких-либо негативных эмоциональных акцентов, призванных подчеркнуть "тяжелый характер", или какие там еще нелицеприятные выражения современные лермонтоведы любят.

20 лет назад еще надо было так сделать, печать на теме поставить. Вам говорили весь XIX и весь XX век, что ваш поэт - благородный человек, а остальные как получится? Так и есть. И в XXI веке исключительно на этом должна была стоять точка.

Тихое преступление исследователей началось, когда этого Мартынова начали буквально вытаскивать в свет, доказывая (из пальца) какие-то его положительные качества... просто возвращать его обществу. Да зачем он нам нужен?

Зато последствия, смотришь по массовому сознанию, уже какие-то необратимые эта несознательность исследователей имеет... Не вернешь.((

Галина Богословская   24.12.2023 10:35     Заявить о нарушении
Некоторые вопросы. Откуда известно, что Бенкендорф говорил Иллариону Васильчикову (то есть, отцу Александра Васильчикова, официального секунданта) о том, чтобы "обуздать поэта в Пятигорске" и что "о последствиях беспокоиться не следует"? И еще одно, менее существенное: где фигурирует фраза "я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи"?

Хотелось бы увидеть документы.

Галина Богословская   23.12.2023 15:50   Заявить о нарушении