***

- Сон - это наркотик.

- Э.. Что?

- А ты ещё не понял? Разве это не очевидно?

- Что?..Что?

- Ну, что ты как маленький. Должен же уже понимать. Вот смотри - он сделал большой глоток кофе. - С детства тебя подсаживают на сон. Типа, первая бесплатно, смекаешь? Родители, бабушки-дедушки, да все кругом только и делают, что пытаются уложить тебя в постель. "Спи, родненький", так они говорят. А между тем - ты уже получаешь свою первую дозу.

- Хм.. Интересная точка зрения, об этом я как-то не думал.

- Так ты слушай дальше. Вот мы с тобой, взрослые мужики оба, а всё как те дети: стоит день прожить без новой дозы - начинается ломка. Не, я, конечно, не пробовал, но ребята говорили, что с той дряни, которую они принимают - и то, ломка не такая, как без сна.

Я тоже отхлебнул кофе и зажёг очередную сигарету.

- И вот как раз младенцы - продолжал он, периодически прерываясь, чтобы сделать очередную затяжку. Стоявшая на столе пепельница была уже наполнена с горкой, поэтому мы поставили рядом пустую консервную банку. - Вот младенцы, да, ты думаешь, чего они орут всё время и спать не хотят? Вот то-то же. Сопротивляются. Противятся, видят шприц этот самый! Ну, шприц, конечно, метафорический, но суть ты понял.

Где-то за окнами простучал первый трамвай.

- А мы их насильно укладываем, баюкаем, сами не понимая, что мы им всю жизнь дальнейшую ломаем. Это надо подумать, вот сколько лет жизни уносит в среднем какой-нибудь героин у наркомана? Или, там, марихуана? Я не знаю. А сон - ну, сам подумай, если врачи говорят спать восемь часов в день. Восемь! Из двадцати четырёх! Треть жизни, ты понимаешь?!

В какой-то момент мне показалось, что ещё немного - и он натурально бросится трепать меня за грудки, убеждая в своей правоте.

- И потом - всё. - Тут он как-то совсем уж мрачно цокнул языком и затянулся сигаретой. - Всё. Ты подсел. И без этого уже не сможешь. А самое весёлое, как с дозой угадать. Поспал мало - ломка, весь день кв;лый будешь. Поспал много - передоз, тоже весь день коту под хвост.

Нет, надо признать, какая-то логика в его словах вс;-таки присутствовала. Он нервно ходил взад-вперёд по кухне.

- Ты растёшь, взрослеешь, у тебя появляется всё больше дел, суеты, необходимости везде всё успеть - а ты вынужден каждый день тратить целых восемь часов просто ради того, чтобы тебя не ломало завтра. Абсурд же, ну?

Тут он остановился и упулился в меня, совершенно не мигая. Половину его лица щедро украшали мешки под глазами, другую половину - сизая щетина. Было похоже, что жизнь в нём до сих пор поддерживается исключительно за счёт сигарет и кофе.

- Абсурд, конечно, - согласился я.

- Ну! А я что говорю! - Он словно бы просиял, найдя наконец поддержку в моих словах. - Вот поэтому я и решил, что пора с этим заканчивать!

Он попытался стряхнуть пепел в банку, и я заметил, как сильно трясется его рука.
 
- То есть как - заканчивать?

- А вот так! - Его глаза светились, насколько это было возможно, какой-то безумной радостью. - Дадим бой многолетней зависимости!

Он вновь принялся расхаживать по кухне.

- Я решил: с меня хватит! Пора перестать быть рабом привычки! Я решил постепенно отказываться от сна. Жизнь проходит, пока мы безвольно лежим в отключке! Ты можешь себе представить - когда тебе будет 60, ты отдашь сну целых двадцать лет своей жизни! Двадцать! Ты можешь себе это представить? Да за двадцать лет можно успеть весь мир вдоль и поперёк исходить! Открыть бизнес и прогореть, построить карьеру политика, стать рок-н-ролльной суперзвездой, вырастить дом, построить дерево и посадить сына!

Да-а-а, вот же понесло...

- Цивилизации строятся и рушатся, а мы - мы тратим жизнь, годы жизни на то, чтобы посопеть в подушку! - продолжал бушевать он. - В общем, я считаю, что так больше нельзя.

Тут он сел за стол и неожиданно замолчал. Я также молча смотрел на него, всё пытаясь понять, сколько же он не спал.

- Иии.. Как? Получается? - Я глянул в кружку. Кофе закончился.

- Да как сказать. Не то чтобы особо. - Он снова умолк, провожая очередной столбик пепла взглядом.

Мне стало неловко, что вот так, одним вопросом, я человеку, может, идею всей жизни разрушил.

- Ну-у.. Ты не переживай. Москву тоже не сразу строили, авось, получится ещё? Всё впереди, разве нет?

- Та-а... Одно огорчение, в общем. - Он вздохнул и затушил сигарету.

За окном занимался рассвет.

---------------
2:51, 25.10.2022.


Рецензии