Амазонки

До наших дней сохранились древние предания, рассказывающие о происхождении чеченцев (нахчийцев). Самое раннее из этих преданий записано древнегреческим географом Страбоном из Амасии (ок. 64 г. до н.э. – ок. 24 г. н.э.). Самые поздние (если не по времени создания, то по времени письменной фиксации) относятся к XVIII-XIX вв. и записаны или самими нахчийцами, или с их слов. Мы имеем в виду знаменитые чеченские летописи-тептары.

Как мы видим, между первой и последней записями легенд о происхождении нахчийцев лежит промежуток почти в две тысячи лет. За эти двадцать веков еще немало преданий о происхождении нахчийцев записано средневековыми армянскими, грузинскими и арабскими учеными и писателями. Среди всех легенд о нахчийцах наиболее любопытным является предание об амазонках – неукротимых воительницах, наводивших ужас на своих врагов. Поговорим о них.

Два племени или одно племя?

Страбон пишет, что «амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими» («География», XI, V, 1). Далее отмечается, что на два весенних месяца амазонки и гаргарейцы сходятся на пограничной горе для эротических празднеств. По прошествии определенного срока амазонки отдавали гаргарейцам родившихся у них мальчиков, а девочек оставляли себе.

Если вдуматься в эти сведения, легко понять, что гаргарейцы и амазонки являлись двумя ответвлениями одного и того же племени, живущими большую часть года раздельно. Совершенно очевидно, что отцом каждой амазонки являлся гаргареец, а матерью каждого гаргарейца – амазонка. Следовательно, это был единый народ, в котором, следуя странному обычаю, мужчины и женщины жили раздельно, за исключением двух месяцев в году. О единстве происхождения гаргарейцев и амазонок свидетельствует и то, что они, по словам Страбона, в давние времена совместно переселились на Северный Кавказ «из Фемиксиры, что на Термодонте» («География», XI, V, 2). Об этих географических пунктах мы поговорим ниже, а пока обратим внимание на то, что мужчин и женщин, переселяющихся совместно из одних и тех же мест, живущих рядом и являющихся общими родителями по отношению к детям, едва ли правомочно называть «двумя племенами». Это – одно племя. И определив этническую принадлежность («национальность») одной части этого племени мы, естественно, определяем национальность и второй части; узнав, кем были в этническом отношении гаргарейцы, мы сможем узнать, кем были амазонки, на каком языке они разговаривали.

Но давайте сперва попытаемся понять, почему в этом древнем племени мужчины и женщины жили раздельно за исключением двух весенних месяцев в году?

«Вражда полов»

В книге петербургского историка Ю.Е. Березкина «Голос дьявола среди снегов и джунглей» одна из глав называется «Свержение власти женщин». В этой главе автор повествует о легендах, бытующих среди южноамериканских индейцев и по сей день, и рассказывающих о «вражде мужчин и женщин» в древние времена. Индейцы утверждают, что в далекие эпохи мужчины и женщины жили раздельно и на протяжении жизней многих поколений боролись за власть в обществе. В конце концов, мужчины одержали в этой войне победу и подчинили женщин своей власти.

Любопытно, что и Страбон поведал о том, что гаргарейцы «начали восстание и стали воевать против амазонок», а затем, увидев безрезультатность этой борьбы, «заключили соглашение на вышеупомянутых условиях: будут общаться друг с другом только для того, чтобы иметь детей, жить же каждое племя будет самостоятельно» («География», XI, V, 2).

Страбон упорно продолжает говорить о двух племенах – гаргарейцев и амазонок, хотя биологически невозможно существование племени, состоящего из одних мужчин или одних женщин. А вот разделение единого племени на два сообщества по половому признаку, как показывает южноамериканский пример, было не только возможным, но и весьма распространенным в древности явлением. Не нужно думать, что это явление ограничивалось регионами Кавказа и Южной Америки. В специальном исследовании, посвященном этому вопросу, историк и этнограф М.О. Косвен пишет:

«Просмотренная нами история легенды об амазонках характеризуется прежде всего тем, что на протяжении длинного ряда столетий литература вскрывает все новые и новые места локализации этой легенды; число стран и народов, которым эта легенда оказывается знакомой, все более умножается, и из традиции, свойственной лишь античному миру, легенда эта становится традицией, распространенной по всему земному шару» («Амазонки».//Советская Этнография. 1947 г., № 3, стр. 23).

Гаргарейцы – предки нахчийцев

Соседи амазонок гаргарейцы – общепризнанные в кавказоведении предки нахчийцев. Исследования таких ученых как Е.И. Крупнов, Ю.Д. Дешериев, К.З. Чокаев, Р.Л. Харадзе, Н.Г Волкова, А.И. Робакидзе и других доказывают это со всей убедительностью. Считается, что часто упоминаемое в греко-римских античных произведениях племенное название гаргар (гергер) происходит от термина гергер (чеч.) и гаргар (инг.) в значении «родственный, близкий». Это название вполне естественно для людей одного племени, разговаривающих на едином языке и имеющих общее происхождение. Возможно также, что это этническое имя связано с индоевропейской основой «гора», усиленной редупликацией. Как бы то ни было, связь гаргарейцев с предками нахчийцев ныне общепризнана.

Выше мы уже приводили свои соображения относительно этнической идентичности гаргарейцев и амазонок. Это одно племя, один народ, ибо не бывает ни народа, ни племени, которые состояли бы из людей одного пола. Такие племена и народы не могут существовать биологически. А вот разделение племени на две части по признаку пола в древности было весьма распространено, как мы можем узнать из работ Ю.Е. Березкина, М.О. Косвена и других ученых. Конечно, о полной изоляции мужчин и женщин друг от друга не может быть и речи в силу естественных причин, и у Страбона ясно сказано, что гаргарейцы и амазонки два месяца в году жили вместе.

В романе Идриса Базоркина «Из тьмы веков» описан обычай женщин-ингушек на три дня в году покидать селения и устраивать в горах свои женские празднества. На этот период женщины избирали себе «царицу», занимались воинскими упражнениями, скачками, пировали, и весьма характерен тост, которым «царица» завершала праздник: этот тост провозглашался за те давние времена, когда женщины были свободны от мужчин не три дня в году, а целый год, и лишь на три дня покорялись мужчинам.

Описывая эту сцену, И. Базоркин опирался на старинные предания, отражающие в себе древнюю историю чеченцев и ингушей.

Древние амазонки – не миф, а реальность

Римский автор II века н.э. Аппиан написал «Историю Рима» в 24 книгах. В 12-ой книге описаны войны римлян в Передней Азии и на Кавказе. Нас заинтересовал один эпизод в этой книге, в которой рассказывается о войне римского полководца Помпея с объединенными войсками кавказских албанцев и иберов (грузин) на территории Кавказской Албании. Произошло ожесточенное сражение, в котором победа досталась римлянам. Аппиан отмечает, что полководец Помпей за эту победу удостоился триумфального шествия по Риму, ведя с собой пленных и заложников, захваченных на Кавказе. «Среди же этих заложников и пленных, – пишет Аппиан, – было много женщин, имевших не меньше раны, чем мужчины; и считали, что это амазонки, то ли потому, что есть некий народ амазонки, соседний с ними, оказавшийся призванным тогда на помощь, или потому, что вообще некоторых воинственных женщин здешние варвары называют амазонками» (XII, 103).

Известно, что Кавказскую Албанию населяли 26 племен, среди которых самым крупным и мощным являлось племя гаргарейцев. Это племя обитало в районе современного Арцаха (Карабаха), и именно на его наречии великий армянский просветитель Месроп Маштоц составил в IV веке алфавит. В кавказоведении давно высказано мнение, что закавказские (албанские) гаргарейцы, как и северокавказские, являлись нахчийцами. Тогда вполне естественным выглядит упоминание Аппианом амазонок в албанском войске, подавляющую часть которого составляли арцахские гаргарейцы.

Вспомним еще раз свидетельство Страбона, жившего за два столетия до Аппиана:

«Как говорят, в горах над Албанией обитают амазонки. Феофан, который сопровождал Помпея в походе и посетил страну албанцев, рассказывает, что скифские племена гелов и легов живут между амазонками и албанцами, и что в этой стране протекает река Мермадалида посредине между этими племенами и амазонками. Другие писатели, тоже прекрасно знакомые с этими местами (среди них Метродор Скепсийский и Гипсикрат), утверждают, однако, что амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими» (XI, V, 1).

Здесь все ясно. Феофан, который был участником похода Помпея и вместе с римскими солдатами несколько раз прошел Закавказье вдоль и поперек, упоминает об амазонках, обитающих рядом с албанцами (гаргарейцами, так как последние были крупнейшим и самым активным народом Албании). Не менее осведомленные в кавказских делах Метродор Скепсийский и Гипсикрат говорят об амазонках, живущих «по соседству» (это же выражение дословно повторяет и Аппиан) с гаргарейцами на Северном Кавказе.

Коротко говоря, римские и греческие авторы всегда помещают амазонок рядом с нахчийцами-гаргарейцами, где бы те ни обитали – в Закавказье или на Северном Кавказе. Таким образом, амазонки всегда и везде оказываются частью гаргарейцев.

Что говорят археологи?

Амазонки, упоминаемые античными авторами как враги хорошо известного в древнем мире и лишенного всякой легендарности римского полководца Помпея, обретают черты исторической реальности. Но чтобы сделать эту реальность бесспорной, нужны были материальные следы кавказских амазонок, какие-нибудь археологические свидетельства, которые можно было бы предъявить скептикам.

Такие свидетельства обнаружил в 1878 году немецкий археолог Фридрих Байерн во время раскопок в Хевсуретии. В то время открытие, сделанное Байерном, стало научной сенсацией и облетело весь мир. Ныне о нем помнят всего несколько самых скрупулезных кавказоведов, да и те упоминают о находках немецкого археолога мимоходом, не акцентируя на них должного внимания.

Раскапывая древние погребения около аулов Новая Джута и Артхмо, Байерн обнаружил женские захоронения. Любопытнее всего было то, что рядом с женскими скелетами лежали ножи, наконечники стрел, остатки кольчуг и боевые кольца. Было найдено множество остатков конской сбруи, причем все эти предметы были изготовлены с таким изяществом и снабжены столькими украшениями, что Байерн категорически заявил: «Я не могу назвать ни одной вещи, которая могла бы быть приписана мужчине».

Разумеется, Байерну сразу же пришло в голову, что найденные им женские погребения принадлежат прославленным амазонкам. И он стал искать их следы в названиях близлежащих географических пунктов. Каково должно было быть его удивление, когда он узнал, что аул, расположенный напротив известного селения Степан-Цминда, называется Гергеты, а над этим аулом, на вершине горы, располагается храм святого Гаргара.

Кто этот святой Гаргар? Не хранит ли он в своем имени память о названии древнего племени? Что касается аула Гергеты (Гергети), то в его названии безошибочно выделяется основа Герге, Герга («близкий», «родственный») с добавлением чеченского и грузинского топонимообразующего суффикса ти (те), находимого нами в таких грузинских и нахчийских топонимах как Хевсурети, Кахети, Мтиулети, Эрети, Арште, Галайте, Алхасте, Гойте, Белгате и т.д.

Сюда, очевидно, уместно будет добавить высказывание академика Н.Я. Марра, который писал: «Не скрою, что и грузинские горцы, в числе их хевсуры и пшавы, мне сейчас представляются такими же грузинизированными племенами чеченского народа». Чеченские общества Маьлхи и МIайстой не отделяют себя от хевсур, считая их огрузинившимися чеченцами. Сами хевсуры делятся на несколько фамилий-некъе (Гурхой, Шедалой, Ардалой, Хехойн-Буной, Меци), имеющих чеченское происхождение. Обобщающее название хевсур по-чеченски означает «сторожевое войско» (хев – «дозорное», «сторожевое» и сур – «войско»). И это название идет в одном ряду с такими нахчийскими клановыми названиями как Хой («дозорники»), Гуной («воины»), Г1ой («стражники»), Арслой – «меченосцы» и т.д. Таким образом, обнаружение амазонских погребений в Хевсуретии вновь связывает легендарных воительниц с предками нахчийцев. В любом случае, факт их существования становится бесспорным, так как найдены их скелеты в погребениях, заваленных оружием.

Амазонки под Троей

Перенесемся мысленно в XIII век до н. э. В один из самых драматичных периодов многолетней Троянской войны, описанной Гомером в «Илиаде», когда греки потеряли в бою героя Патрокла, а неистовый Ахиллес, мстя за друга, сразил в поединке Гектора, на помощь троянцам пришло войско амазонок. Ранним утром конница амазонок, возглавляемая царицей Пенфесилией, напала на греков и подвергла их войско жестокому разгрому. Греки в панике побежали к своим кораблям, но в последний момент, когда исход битвы казался предрешенным, на поле боя явились великие герои Ахиллес и Аякс Теламонид. Царица амазонок вырвалась вперед, но копье, которое она метнула в Ахиллеса, переломилось об щит грека. Ахиллес нанес ей ответный удар копьем в грудь. Собрав последние силы, Пенфесилия исторгла из ножен меч, но могучий Ахиллес нанес ей второй удар копьем. Пенфесилия упала бездыханной. Ахиллес снял с убитой сверкающий бронзовый шлем и, увидев необычайную красоту девушки, погрузился в глубокую печаль от содеянного. Он поднял тело царицы и на руках унес с поля битвы. После сражения греки выдали троянцам тела двенадцати погибших амазонок и благодарные союзники устроили им пышные похороны.

И, словно какое-то наваждение, у Трои, где воевали амазонки, мы вновь встречаем название Гаргар – так называлась самая высокая вершина горы Ида, у подножия которой стоял легендарный город.

В статье «Потомки Энея», представленной в данном сборнике, мы попытались выяснить этническую принадлежность троянцев и их потомков – этрусков. С опорой на авторитетных ученых-востоковедов мы выяснили, что жители Трои являлись хуррито-урартами. Теперь настала пора поговорить о той местности, где первоначально жили амазонки и гаргарейцы и откуда они совместно переселились на Северный Кавказ. Нас ожидают любопытные открытия.

Амазонки и гаргарейцы – урартское племя

Страбон, как мы помним, писал, что амазонки и гаргарейцы переселились на Северный Кавказ из города Фемиксиры, что на реке Термидонт. К счастью, нам не нужно гадать, где находились этот город и река, так как греческие авторы (Дионисий, Евсевий, Эпифаний, Евстафий и др.) совершенно определенно помещают их «в стране халибов», в исторической Колхиде, куда Ясон плавал за золотым руном, на юго-восточном побережье Черного моря.

Итак, амазонки и гаргарейцы жили на побережье Черного моря, в стране халибов. Это подтверждается и более древними источниками. Из «Илиады» Гомера и цикла древнегреческих преданий, относящихся к Троянской войне, мы узнаем, что вместе с амазонками на помощь троянцам пришли и халибы (Гомер называет их «алибами»), и что страна, откуда в Трою пришли амазонки и халибы, находилась «на далеком Понте» («Понтом», то есть «Морем» древние греки называли исключительно Черное море). Значит, грекам с глубокой древности было известно, что амазонки живут на Черном море, в стране халибов, из которой они совместно с гаргарейцами переселились на Северный Кавказ.

Мы выяснили, что гаргарейцами античные авторы называли предков нахчийцев. Интересно, что и в чеченских летописях-тептарах упоминается «страна Халиб» на Черном море, как один из пунктов, через который двигалось «племя Нахчу» во время его переселения из Передней Азии на Северный Кавказ.

Эти халибы могли бы навеки остаться исторической загадкой, если бы Страбон не пояснил в своей «Географии», что халибы – это халды (XII, 3, 19).

О халдах-то мы хорошо знаем, что это – самоназвание урартийцев. Теперь ясно, почему халибы, будучи хуррито-урартийцами, и амазонки, прекрасная, но отнюдь не слабая половина нахчийцев-гаргарейцев, устремились на помощь соседней Трое. Ведь и в Трое жили хурриты, что доказывается ныне множеством источников, особенно хеттскими клинописными текстами.

Интересные сведения, подтверждающие наше мнение о родстве нахчийцев-гаргарейцев с хуррито-урартами, содержатся в электронном издании «Заметки по еврейской истории» (№ 10/145, октябрь 2011 г.). В статье «Этносы Ханаана и евреи» израильский ученый Михаил Зильберман пишет:

«Вполне возможно, что все ветхозаветные “гаргаритяне”, “гараритяне”, “гародитяне”, “агаритяне” и “агаряне” – это такие ханаанейские племена, как “гергесеи (гаргаситы)”, которые являли собой прахуритский этнос, входивший в хатто-хурритскую языковую группу (после изгнания гиксосов из Египта новая волна хурритов расселилась в Ханаане). Характерно, что в древности вайнахи были известны (“География” Страбона) как “гаргареи” (хар-хареи), что, по-видимому, идентично библейскому – “хореи” (хурри-хуреи), т.е. нахи – “гар-гареи” были прахурритами (помимо нахов долины Терека термином “гаргареи” называли в I тыс. до н.э. и хурритское население Карабаха). Предполагается, что данное наименование произошло от нахско-хурритского слова “гаргара” – “родственник”».

Хурриты, урартийцы, нахи (нахчийцы) – это только названия, на самом деле речь идет о едином этносе, имевшем (и имеющем поныне) множество диалектов в языке. И если амазонки с гаргарейцами переселились на Северный Кавказ из страны халибов, это значит, что они пришли в наш край из страны хуррито-урартов.

Кстати, в стране халибов мы обнаруживаем очень много любопытных совпадений с нахчийской племенной и тайповой номенклатурой и истоки чечено-ингушской башенной архитектуры, но об этом – в другой раз. А пока скажем, что не только чеченские тептары упоминают страну халибов-халдов как исходный пункт переселения на север «племени Нахчу», но и ингушские и орстхойские исторические предания сохранили память об этих местах (см. легенды о «черных мерджойцах, живших на реке Зугур на берегах Черного моря» и о первопредке ингушей Магале (Маго), пришедшем все с того же черноморского побережья).

Как нахчийцы называли амазонок?

Нахчийцы сохранили память об амазонках и, как это видно из этнографических деталей их быта (см. «Из тьмы веков» И. Базоркина), еще в XIX веке разрешали своим женщинам воспроизводить три дня в году воинственные развлечения «войнолюбивых жен с Кавказа», как назвал амазонок древний поэт Нонн Панопольский. Появляется вопрос: а как нахчийцы называли амазонок? И тут на память приходит одно очень древнее слово, которое сохранилось в языках некоторых народов.

У северных германцев (скандинавов) известны из их мифологии прекрасные девы, которые служили наградой воинам, погибшим в бою и попавшим в «рай викингов» – Вальгаллу. Девы эти назывались – валькириями. «Вальгалла» означает буквально «дворец мертвых» (вал – «мертвый» и галла – «дворец»), а «валькирии» – «девы мертвых» (вал – «мертвый» и кирии – «девы»). Об этом пишет в своей книге «Верховные боги индоевропейцев» французский ученый Жорж Дюмезиль. Если кому-то из читателей показалось, что эти норманнские слова (вал – «мертвый», галла – «дворец») странным образом напоминают чеченские понятия вала – «умереть» и г1ала – «дворец», то пусть он не исключает из ряда совпадений и скандинавское слово кирии – «девы», так как о них мы и ведем речь.

Эти кирии (девы, связанные с войной и воинами) имеют сходство с корами из греческих мифов – юными девушками, которые изображались в воинских доспехах и с оружием в руках. По мнению крупнейшего русского специалиста по мифологиям С.А. Токарева древнегреческие коры, как и скандинавские кирии, являлись объектом культа войны и воинов.

Можно заметить, что эти термины (коры и кирии) созвучны и по своей фонетике, и по семантике, обозначая в обоих случаях прекрасных дев, связанных с войной. Теперь пора сказать, что в чеченском языке существует и по сей день слово маьхкарий – «девушки, девы». Это слово не имеет формы единственного числа, а всегда произносится лишь во множественном числе, обозначая группу девушек. Мы полагаем, что слово маьхкарий делится на две смысловые части – мохк («страна», «земля») и карий («девы», «девушки»). Получается выражение «девы страны», «девы земли». В родительном падеже слово «мохк» приобретает форму «маьхк» (ср. «маьхк даьтта» – «нефть»; буквально «земляное масло», «земли масло»). При соединении терминов «мохк» и «карий» соседствующие друг с другом две фонемы «к» взаимно ассимилировались, образуя один звук, и словосочетание «маьхк-карий» превратилось в «маьхкарий».

В любом случае бесспорно, что «карий» чеченцев очень похожи на «кирий» и «кор», о которых мы говорили. Не исключено, что в нахчийском слове «маьхкарий» сохранилось воспоминание о древних амазонках – прекрасных и дерзких воительницах, «девах страны», страны нахчийцев.


Рецензии
Амазонки были во всех народах? Чем объясняется кавказский женский национальный костюм фащэ, явно стиля милитари? Так ли это было давно, если народ сохранил этот костюм, уже не понимая истинного смысла?

Зера Черкесова 2   06.01.2023 00:01     Заявить о нарушении
Интересно было бы ознакомиться с адыгскими преданиями об амазонках. У нас общая культура, в том числе и воинская, так что пересечения не только вероятны, они неизбежны.

Хасан Бакаев   06.01.2023 03:07   Заявить о нарушении
Да, конечно. Но я вижу амазонок в фащэ костюмов Гос. ансамбля "Кабардинка".
А вообще да:с удовольствием изучала историю Кабарды и Балкарии, сдавала много зачетов и экзаменов, даже будучи не гуманитрной специальности, нас плотно этим загрузили, но уверена, что не напрасно.

Зера Черкесова 2   06.01.2023 21:20   Заявить о нарушении
Спасибо, У вас интересная страничка, позвольте Вас в избранные, чтобы читать Ваши работы. С уважением,

Зера Черкесова 2   06.01.2023 21:22   Заявить о нарушении
Если снять покрывала сверху и широкие как бы рукава, то ведь под танцевальным платьем -всё признаки воительниц, амазонок:кольчуга, шапка военного покроя, и т.д. Поразительно. Когда же это было:вот артефакты, но в упор никто не замечает, наслаждаясь красотой танца.

Зера Черкесова 2   06.01.2023 21:24   Заявить о нарушении
И кто были нарты на самом деле...Вопросы.

Зера Черкесова 2   06.01.2023 21:25   Заявить о нарушении
Мы ничего достоверного не знаем, выходит, о нашей истории, сейчас очень многое пересматривается в изложении истории.

Зера Черкесова 2   06.01.2023 21:26   Заявить о нарушении
Спасибо вам, Зера, за отзывы. Буду рад, если вы отметите мою страницу!

Хасан Бакаев   19.02.2023 21:16   Заявить о нарушении