Дебют Гроба

               
    Когда снег в ложбинах прибрежных скал  окончательно растает, когда морошка на  берегу   созреет до изумительного вкуса,  а утренний туман в устьях  рек станет  похож на фиолетово-красный кисель, когда количество крестиков на стене в кубриках рыбаков прибрежного лова приближается к сотне,   путина на восточном побережье севера Камчатки заканчивается.  Ежедневный улов  краснорыбицы становится все меньше и меньше, а иной раз карманы огромного невода  оказываются совсем пустыми.   В самом начале осени бригада рыбаков на катере, что стоял все лето на якоре в паре миль от берега переводиться на режим три часа работы- сутки отдыха. Кто -то режется в карты на будущую зарплату, кто-то уже планирует слетать в отпуске в Китай вставить зубы, кто-то браконьерничает по мелочи крабами, заготавливая гостинец на материк. Я же, как обычно, в свободное время решал шахматные задачки в занимательной книжице. Иной раз брал фотик и выходил на палубу, щелкал для форса давно притертый пейзаж, да игру касаток невдалеке,  хотя отлично знал, что батарейки давно сдохли, и никаких кадров не будет. Безделье оно и есть безделье.   Обыденную скуку  бригады развеселил огромный корабль, показавшийся в море.
    -Холодильник пришел- Констатировал бригадир.- Через пару дней снимаем невод и переквалифицируемся в грузчики.  Будем заполнять чрево этого монстра паками рыбы, что наша контора добыла за путину.
   Действительно вскоре мы на своем рыбацком катере подошли к кораблю, куда доставляли на других судах с берега замороженные паки переработанной на берегу рыбы.   Наша задача была  аккуратно их складывать  на крепкую сетку, которую кран с корабля поднимал наверх.  Трюм корабля наполнялся, а на счет нашей конторы, где-то в банке на материке залетела хорошая сумма с многими нулями. Слаженная работа кипела уже неделю  и погрузка подходила к концу, как неожиданно   сменился ветер,  хорошая волна покачивала суда на море и наступила нерабочая погода.  Вновь настали дни полного безделья. Вот в один из таких дней, ко мне подошел бригадир .
    - Алексей, ты же у нас в шахматах  соображаешь.
   -  Немного.
   - Это не важно. Капитан корабля скучает,  ищет достойного соперника.    Своя команда уже отказывается с ним играть.  У него правила жесткие, говорят.  Выиграл  -рюмка коньяку, проиграл- драишь палубу, или у кока на камбузе  тряпки стираешь.  Ты же не в его команде. Как гостю снисхождение может быть.
     Я пожал плечами. Через час кран в той же грузовой сетке поднял меня на корабль, нарушая все правила безопасности.   Потом в каюте,  радушно встретил сам капитан  и протянул руку. Рукопожатие было крепким и искренним.
    -Максим Омарыч. 
   -Алексей.
     У хозяина светлой каюты, отделанной красным деревом, было добродушное  лицо с корейским разрезом умных глаз, низкий голос, и не высокий рост.
   -    Располагайся,  Алексей.  Вот, чай горячий. Сам откуда- Сразу спросил он меня,  расставляя фигуры на шахматной доске
     -С Челябинска.
    -  Не местный , а на море давно?
    - Впервые.
     - Дебют, значит.  Прилетел сюда,  чтобы испытать судьбу, или убежал от долгов на материке?
  - Да нет, Максим Омарыч. Ни то, ни другое. Сам не знаю, так получилось. Испытать, но не судьбу. Что моя судьба, все равно вернусь обратно. Просто, что -то познать неведомое, вернуться, возможно, другим. Ну, скажем, не по теории поступок.
   -Философски. Ну,  ничего, мы же с тобой сейчас сыграем и разберемся.  В шахматах сразу видно человека. Согласен? Иной раз годами узнаешь его характер, а тут сыграл партию и все видно.
    - В общем  верно.  Но тут рейтинг еще разный может быть.
   - Да кстати у тебя какой?
    - Не знаю,   шестьсот, может девятьсот.
   - Ладно, посмотрим сейчас, время у нас есть, а я вот- И капитан показал взглядом на стену, где висела черно-белая фотография официальной игры на каком-то турнире. На столике были фамилия игроков Корчной В. Л. –Корольков М. О.
     Максим Омарыч завел часы для игры на пять минут и протянул мне две руки с фигурами внутри кулаков, для выбора цвета фигур.  Мне суждено тогда было сделать первый ход белыми.
      Почему я выбрал ход  g4, сам не знаю.  Вроде в гостях, в каюте , где все стены и мебель из красного дерева,  на столе, кроме шахмат, фрукты, шоколад и элитный коньяк, а на спинке кресла  демонстративно висел пиджак с погонами капитана корабля нужно начинать партию в шахматы стандартным  движением пешки по линии е,  но  откуда-то у меня возникло  чистое залихватское настроение, что сразу удивило оппонента смелым дебютом.  Я чуял, что рейтинг у меня пониже, а в блице все может быть. Сосредоточился, как мог  и отхлебнул чая.  Максим Омарыч после моего хода откинулся в своем кресле и многозначно произнес:
   -О, Гроб! Любопытно. –  Задумался и  сразу потерял секунд пятнадцать своего  времени , видно вспоминая теорию, но  ответил  обычным е5 -
    Слово  «Любопытно» я расценил, как его вопрос, а что я вообще   шарю в игре, или  обычный чайник.  Что я знал? Первый ход в этом дебюте, часто применял и изучил международный мастер Генри Гроб , что опровергает основные каноны шахматной теории. Сразу ослабляешь  поля вокруг своего  короля, отдаешь центр сопернику, жертвуешь пешку, надеясь выиграть за счет некорректной игры черных ,   провоцируя их на скрытую трех ходовую  тактику  и на   открытую  позицию, где запросто можно зевнуть фигуру, или потерять время на обдумывания ходов.
     Я по теории Гроба фианкеттировал мембелопольного слона, черные сделали опять обычный развивающий ход  К f6 и тут же его фигура  попала под удар пешки g5. Максим Омарыч вновь задумался.  Вариант ставить коня в первоначальное стойло было скучным и он избрал острое Кg4.   Мой ответ h3 нанес черному коню смертельный удар. Полей для отступления у него не осталось . Черный конь погиб геройски на поле f2, забрав с собой одного белого пехотинца.  Выиграть фигуру соперника на четвертом ходу было большим преимуществом,  но  не гарантировало мне победу в самой партии.  Черные отыграли еще одну пешку, потом  была дерзкая атака на моего открытого короля. Я четко без ошибок защищался до самого пешечного окончания. Дело велось к ничьей, но я выиграл , срубив флаг на часах соперника.  В той партии Максим Омарыч потерял много времени именно на первых ходах, встретив редкий дебют Гроба.
       Потом мы сыграли еще и еще. Всего, наверное, было партий десять, двенадцать. Саму игру помню смутно. Кажется, я выиграл еще пару партий, остальные легко без сожаления проиграл. Маленький праздник шахмат при хорошей качке в каюте капитана корабля у северных берегов Камчатки удался.  Максим Омарыч проводил меня до погрузочной сетки, протянул руку и неожиданно произнес:
    - Давай , Алексей, я тебя в свою команду возьму матросом.  Зарплата у нас по-больше, мы сейчас в Канаду пойдем, потом в Корею на разгрузку. Месяц еще покачаешься на волнах. Твой Челябинск никуда не денется.
   Предложение было на сколько, заманчивым, на столько и серьезным.  И я под грузом шахматного мышления  ответил сразу, не раздумывая.
     - Нет, Максим Омарыч,  это уж будет Гроб за черных. Проиграю.  Там вроде все диаметрально так же, но у черных не хватает одного темпа. Слишком сложно для меня.  Да и домой хочу.
   -Что ж, ответ достойный уважения.  Дело твое.
  Через пару дней наш катер по приливу зашел в устье реки Апука на нашу базу, а еще  через неделю я слез с трапа самолета  аэропорта Уфы и неровно шел по асфальту походкой моряка, твердо печатая шаг ожидая предательской качки.
     Гроб я больше не играю, ни за белых, ни за черных. Предпочитаю закрытые дебюты , на сколько мне хватает знаний теории и, обычно при анализе позиций ищу в перспективе будущую проходную пешку.
     Октябрь 2022г.
 


Рецензии
Вполне достойный текст. Аналогия переваливающей на вторую пловину жизни рифмуется с шахматной терминологией.
Понравилось.)))

Игорь Ворона   20.02.2024 21:48     Заявить о нарушении
Спасибо! Не корректный дебют. Куча вариантов. Можно было и в Канаду свалить)))

Алексей Тихомиров 3   20.02.2024 23:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.