Мой Есенин. Часть четвертая

http://proza.ru/2022/10/18/925

В Москве у нас с мужем много родственников. Часто гостили у них. И каждый раз старались побывать на Ваганьковском кладбище, которое встречало нас памятником Высоцкому. Много людей покоится там, которых мы знали и любили.

Возлагаем цветы Есенину. Там же могилы его мама и Галины  Бениславской.

«Так любить, так беззаветно любить, да разве так бывает? А ведь люблю, и не могу иначе; это сильнее меня, моей жизни», — писала в своих дневниках бессменный секретарь, помощник и подруга поэта Галина Бениславская. Настоящий смысл в ее жизни появился лишь после знакомства с Сергеем Есениным. Она впервые встретилась с ним в литературном салоне и «пропала»… Поэт стал для нее настоящим центром Вселенной.  Именно она помогала ему с публикациями, заключала договоры с редакциями, занималась архивом. До самой смерти женщина испытывала к своему патрону жгучую, нежную, но абсолютно безнадежную любовь. Есенин же, при всем его трепетном отношении к противоположному полу, на верную Галину так и не обратил внимания. Хотя, казалось, именно она могла подарить литератору всю ту ласку, которой ему так недоставало в жизни.  

Галина закрывала глаза на все романы поэта, ей пришлось смириться и с браком Есенина и Айседоры Дункан.
 
Балерина приехала в Россию по приглашению Советского правительства.
Чувство Есенина к Айседоре, которое вначале было еще каким-то неясным и тревожным отсветом ее сильной любви, потом, пожалуй, пылало с такой же яркостью и силой, как и любовь к нему Айседоры.

Они решили закрепить свой брак по советским законам, тем более что им предстояла поездка в Америку, а Айседора хорошо знала повадки тамошней «полиции нравов». Айседору смущала разница в 18 лет и она даже просила Шнейдера сделать изменения в паспорте и говорила, что это надо не для нее, а для Есенина. С Айседорой Шнейдер был связан общей работой. Почти тридцать лет он руководил сначала школой, затем студией и, наконец, Московским театром-студией имени Айседоры Дункан.
 
В 1922 году Дункан вышла замуж за Есенина. Ее называли "царицей жестов". 

В начале мая 1922 года Дункан уехала на гастроли за границу. Вместе с ней отправился и Есенин.

На родину поэта супруги вернулись в августе 1923 года. На вокзале некогда счастливую пару встречал Шнейдер, которому Айседора бросила: «Вот, я привезла этого ребёнка на его родину, но у меня нет более ничего общего с ним», — и вскоре уехала в Париж.

Дункан пережила Есенина на два года. 14 сентября 1927 года ". В тот сентябрьский вечер раскаленный асфальт. Айседора спустилась на улицу, где ее ожидала маленькая гоночная машина, шутила и, закинув за плечо конец красной шали с распластавшейся желтой птицей, прощально махнула рукой и, улыбаясь, произнесла последние в своей жизни слова:

—  Прощайте, мои друзья! Я иду к славе!

Несколько десятков секунд, несколько поворотов колес, несколько метров асфальта... Красная шаль с распластавшейся птицей и голубыми китайскими астрами спустилась с плеча Айседоры, скользнула за борт машины, тихонько лизнула сухую вращавшуюся резину колеса. И вдруг, вмотавшись в колесо, грубо рванула Айседору за горло. И остановилась только вместе с мотором.

Мотор у машины был очень сильный, поэтому и удар был необычайной силы: первый же поворот колеса переломил позвоночник и порвал сонную артерию.
 
Вернемся в 1923 год. В сентябре поэт ещё писал жене письма с признаниями в любви и обещаниями приехать, но уже в октябре Дункан получила телеграмму: «Я люблю другую женат и счастлив. ЕСЕНИН».

«Другой» была его бывшая возлюбленная Галина Бениславская, которую он когда-то оставил ради Дункан, однако до свадьбы дело так и не дошло.

Поэт дважды разрывал отношения с журналисткой, а в 1925 году и вовсе женился на внучке Льва Толстого Софье.

Знакомство с Софьей произошло  в марте на дне рождения Гали Бениславской. В тот момент, когда он познакомился с Софьей Толстой, он уже был знаком с дочерью Федора Ивановича Шаляпина. И он друзьям даже говорил: «Вот не знаю даже, как лучше, как моя жена будет – Есенина-Толстая или Есенина-Шаляпина?»

Но тем не менее выбрал именно Софью Толстую. Наверное, действительно, какой-то престиж – жениться на внучке знаменитого писателя – был для Есенина важным. А вторая причина – у Есенина тогда не было своего жилья. Он все время жил по съемным углам.

Если Райх, Дункан, Изряднова, да и Бениславская (на первых порах) имели дело с вменяемым, умным, практичным, набирающим популярность творцом, то Софье достался пьянствующий истерик.

18 сентября 2025 года расписались. Потекла семейная жизнь, от которой Есенину хотелось бежать.  Есенин привык к теплому уюту своего первого московского жилья, к безалаберному быту друзей. А здесь, в комнате, выходящей окнами на север, никогда не было солнца. Все вещи похожи на музейные экспонаты, на стенах – портреты Льва Толстого. Только ночью, при зажженной настольной лампе, Есенин мог писать.

Вот в этом стихотворение Есенин отразил свое отношение к Софье.

Не гляди на меня с упреком,
Я презренья к тебе не таю,
Но люблю я твой взор с поволокой
И лукавую кротость твою.
Да, ты кажешься мне распростертой,
И, пожалуй, увидеть я рад,
Как лиса, притворившись мертвой,
Ловит воронов и воронят.
Ну, и что же, лови, я не струшу.
Только как бы твой пыл не погас?
На мою охладевшую душу
Натыкались такие не раз.
Не тебя я люблю, дорогая,
Ты лишь отзвук, лишь только тень.
Мне в лице твоем снится другая,
У которой глаза — голубень.
Пусть она и не выглядит кроткой
И, пожалуй, на вид холодна,
Но она величавой походкой
Всколыхнула мне душу до дна.
Вот такую едва ль отуманишь,
И не хочешь пойти, да пойдешь,
Ну, а ты даже в сердце не вранишь
Напоенную ласкою ложь.
Но и все же, тебя презирая,
Я смущенно откроюсь навек:
Если б не было ада и рая,
Их бы выдумал сам человек.
В конце ноября Есенин лег в клинику Ганнушкина. В больничных стенах он, кстати, не столько лечился, сколько спасался от мира и улицы. Негде жить – ложись в больницу. Потому и лечение эффекта не давало. Какой может быть эффект, если Есенин то и дело сбегал из больниц выпить-покуражиться? 

Галина же стала единственной женщиной, не сумевшей пережить кончину Есенина. После его смерти она застрелилась на могиле поэта.

http://proza.ru/2022/10/27/459


Рецензии
Так все же пропойца и повеса?
Нет, как -то не вяжется с обликом Есенина!

А любили его женщины, боготворили!
Спасибо,Наташа, очень интересно и значимо!

Как не восхищаться стихами Есенина,
Это что-то особенное, необъяснимое!

Ольга Боровикова 2   10.09.2023 10:17     Заявить о нарушении
Эх, Серёжа, головушка впрямь забубенная,
Ты не тлел, а горел, как рябина по осени,
Улетела свободной душа вдохновенная,
Когда вьюги поля замели белой проседью.

Наталья Скорнякова   09.09.2023 20:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.