Карате, кунг фу, ушу
Эти боевые искусства вошли в наш словарный обиход в начале 50 х годов прошлого столетия, когда воины, пришедшие с войны на Дальнем Востоке (с японцами в Маньчжурии) привезли с собой эти слова и некоторые навыки боя, полученные от китайских воинов, сражавшихся в рядах наших войск. Один и офицеров, друг моего отца, зашедший к нам «на огонек», показал несколько приёмов Кунг фу. Мы были очень впечатлены. Я всегда впоследствии вспоминал эти моменты.
Через много лет, уже в Брянске, в спортзале, куда я ходил с друзьями по пятницам, появилась миловидная брюнетка спортивного телосложения. Естественно мои друзья заинтересовались, кто такая. Чем занимается? В раздевалке кто то спросил её имя. Тамара, ответила девушка и добавила – в спортзале для поддержания боевого состояния, так как я каратистка, имею 6 дан и черный пояс.
Мы не стали спрашивать, что такое дан или цвет пояса. Но Тамара сказала, что на следующей тренировке она обо всем расскажет и покажет свой пояс. Прошла неделя. Как обычно по пятницам мы вновь собрались в спортклубе. Тамары еще не было. Уже начали тренировки на снарядах, когда она вбежала в зал. По её горящим глазам мы поняли, что что - то произошло…
И она рассказала: «Только что у дверей спортзала меня попытались похитить трое неизвестных в масках, резко остановив передо мной машину. Конечно сначала я даже опешила от такой наглости. Но когда один из нападавших, здоровый детина в маске схватил меня в охапку и потащил в машину, я очнулась и сделала контр прием, вывернув ему правую руку болевым приёмом. Положив его на асфальт, (от болевого шока он отключился) приняла набегавшего второго бандюгу, сделав ему подножку, отчего он грохнулся спиной наземь и тоже отключился. Третий, видя эту картину, вскочил в машину и умчался, оставив своих подельников.
Я позвонила мужу, благо на клубе висел телефон – автомат. Живем мы рядом, около дворца железнодорожников. Через пять минут он, да еще в сопровождении двух милиционеров (он работает опером в милиции), был уже около спортклуба. Сразу же подъехал милицейский Уазик и «моих» оппонентов в наручниках увезли. Я опоздала на тренировку из за того, что меня с пристрастием допросил мой муж - опер. Мы вместе так и не поняли, зачем они меня хотели похитить. Вероятно ошиблись персонами. А навыки владения карате я продолжаю осваивать, как и физическую подготовку. Про карате, кунг фу и ушу я расскажу вам позже». Закончила свой рассказ Тамара.
И мы стали с тех пор относиться к ней с большим уважением и даже познакомились с её мужем и подружились. Он тоже стал посещать вместе с нами спорт клуб и обязательно по пятницам. Следствие показало, что бандиты перепутали нашу Катю с женой какого - то бизнесмена. Так что кому повезло больше? Тот бизнесмен ездил сам, и его семья в сопровождении опытных ЧОПовцев (частное охранное предприятие), готовых в нужный момент применить оружие. И только наша каратистка Катя, положив их приёмом, позволила им остаться в живых. Таковы были 90е годы на Брянщине, да впрочем и во всем СССР.
Прошло несколько лет. Уже живя и работая в Абхазии, мне довелось познакомиться с интересными людьми, каждый из которых оказался ведущим каратистом, возглавившим целое направление Карате в республике. Это Юрий Кураскуа, впоследствии ставший главным редактором главной газеты «Республика Абхазия», но не прекратившего тренировать команду Карате. Это Сергей Шамба, так же стоявший у истоков зарождения карате в Сухуми, ставший впоследствии ученым, политиком, министром иностранных дел республики Абхазия, так же не бросавший свой спорт.
Это Володя Анцупов, ставший командиром разведывательно – диверсионой группы, воевавшей с грузинскими оккупантами и погибший во время войны, когда его раненного, вместе с женщинами и детьми вывозили на вертолете из блокадного Ткварчели и сбитом грузинами в Кодорском ущелье.
Первая группа каратэ в Абхазии была создана в конце 1977 года врачом Семеном Дарахвелидзе, который обучался в Москве у японского инструктора Тэцуо Сато. Среди первых его учеников были Адгур Дзидзария, Сергей Шамба, Юрий Кураскуа, Владимир Анцупов, Валерий Кураскуа, Владимир Джапаридзе и др.
Примерно в это же время в Сухуми открылась секция Михаила Саркисяна, который преподавал «советский стиль» Сан'Э. Тогда же в Абхазии появились первые представители Кёкусинкай. Абхазские каратисты выступали на соревнованиях, побеждали, проигрывали, учились, сдавали на пояса. К ним приезжали московские инструктора, проводили семинары, оказывали методическую помощь.
В августе 1992 грузинские войска вошли в Абхазию. Грузия, незадолго до этого вышедшая из состава СССР, не собиралась признать такое же право на независимость для автономии в своем составе – Абхазии. Уже в первый день войны с грузинского вертолета расстреляли на пляже семьи российских офицеров, которые отдыхали в сухумском санатории ПВО РФ. Уголовники, составлявшие костяк грузинской армии, с первых дней занялись массовыми грабежами, убийствами, изнасилованиями негрузинского населения.
Значительная же часть грузинского населения Абхазии поддержала действия пришедших из Грузии уголовников. Негрузинское население в основном встало на сторону абхазов, защищавших свою землю от оккупантов. Каратисты всегда были наиболее социально активными.
Естественно, они не захотели и не смогли не принять участие в абхазской войне. Во время войны пути абхазских каратистов разошлись. Кто-то, как Владимир Джапаридзе, выбрал сторону оккупантов, став командиром «бронепоезда», расстреливавшего мирное население Абхазии. Кто-то, как Сергей Шамба, встал на защиту своего народа и своей Абхазии. Один из лучших каратистов – Владимир Анцупов – воевал, командовал разведывательно-диверсионной группой и погиб вместе с 59 женщинами и детьми в сбитом грузинами вертолете. Герой Абхазии каратист Нодар Какубава тоже руководил отрядом, защищал свой родной город Ткварчал, освобождал столицу Абхазии - Сухум.
Сразу после победы в 1993 году, абхазские каратисты возобновили занятия. Первые после войны группы открылись в Сухуме (Юрий Кураскуа) - в Ткварчале (Нодар Какубава). Возобновились занятия у старейшего абхазского инструктора каратэ Михаила Саркисяна (Сан'Э). Через некоторое время начались занятия у сухумских тренеров Виталия Читанава и Меруша Давтяна.
Важный импульс развитию каратэ в Абхазии сразу после войны придал визит шеф-инструктора Ассоциации боевых искусств России Михаила Степина (клуб «Московский Будокан»), который по собственной инициативе предложил руководству Абхазии и абхазским каратистам безвозмездную помощь.
Как известно, до войны в Абхазии был очень популярен стиль Шиторю, но не было ни одной группы, практикующей стиль Шотокан. Поэтому приезд группы российских каратистов - шотокановцев мог бы оказаться «холостым выстрелом», но абхазские каратисты решили по-другому. Практически сразу в Сухуме открылись две группы, в которых начали преподавать Шотокан.
Два абхазских инструктора, ранее занимавшихся Шиторю (Ю.Кураскуа и А.Абухба), прошли серию семинаров в Сухуме и в Москве на базе клуба «Московский Будокан» Ассоциации боевых искусств России под руководством М.Степина, на базе Московского отделения Ассоциации Шотокан каратэ под руководством К.Фунакоши, получили 1 кю, а через некоторое время и первые Даны.
Регулярные семинары, проводимые в Абхазии инструкторами школы Михаила Степина дали свои плоды. Школа Шотокан Юрия Кураскуа, динамично развиваясь, стала самой большой и авторитетной школой каратэ в Абхазии. Каратисты Абхазии совмещают занятия каратэ с учебой в школе, в ВУЗах (обладатель II Дана А.Хашба признан лучшим студентом Абхазского Государственного Университета), служат в рядах Вооруженных Сил Республики Абхазия, трудятся на благо своей страны. Абхазские каратисты все чаще участвуют в международных турнирах, выступая под флагом Республики Абхазия.
О клубе каратэ «Команда» в Калининграде я вспомнил, описывая события в Абхазии. Ведь никто иной, как мой племянник Макс Левинтас возглавляет и поныне этот клуб в Калининграде. Созвонился с ним и он отослал меня к книге Михаила Кучерявенко «Команда» о карате в самой западной области России. Внимательно просмотрев страницы книги, я сделал кое какие записи, которые привожу здесь:
"Фактически, это часть истории нашей страны, истории жизни людей живших в эпоху застоя, перестройки и рыночной экономики. Становление клуба началось в период, когда каратэ было под запретом, и эту часть пути развития восточных единоборств в СССР и в Калининграде можно назвать «подпольной».
Неизвестная доселе борьба манила своей экзотикой и могуществом, но далеко не все отважились вступить в противоречие с законом. А те, кто отважился, были истинные патриоты каратэ, можно сказать, фанаты. Некоторые из них пострадали и даже попали в тюрьму «за незаконное занятие каратэ». Затем наступил период, когда восточные единоборства в СССР разрешили, а затем, во времена Андропова, наступил еще более жесткий запрет.
Истинные патриоты каратэ тайно занимались в подвалах, прикрываясь другими видами единоборств. Вновь разрешили каратэ в конце периода перестройки, и количество всевозможных секций и сэнсэев стало расти в геометрической прогрессии. Но успешными, по спортивным результатам, были немногие. Ведущим в Калининграде был клуб «Команда».
Во время и после распада СССР многим спортсменам пришлось столкнуться с разгулом криминала, работать в охранных структурах. Наряду с соревнованиями по правилам «ВУКО», годзю рю, каратисты клуба «Команда» выступали и в боях без правил, фулл-контакте, как в России, так и за рубежом, завоевывая призовые места. Именно в это время активность клуба достигает своего пика, именно в этот период в «Команде» тренируются наиболее талантливые спортсмены.
Об этом и о многом другом написал в своей книге «Команда» - История развития карате в Калининграде её автор Михаил Кучерявенко. Автор повествует: Написать о развитии каратэ в Калининграде мне хотелось давно, но собрать достаточного количества исходных материалов не получалось до тех пор, пока не познакомился с человеком, вся сознательная жизнь которого была и до сегодняшнего дня продолжает оставаться посвященной великому искусству каратэ. Этот человек Макс Михайлович Левинтас.
Впрочем, обо всем по порядку: В чем состоит цель написания книги? – спросил Макс Михайлович Левинтас, выслушав мою просьбу. – Я не собираюсь описывать методику подготовки каратистов, способы их тренировок и технику применения приемов. Главная цель – рассказать о том, как происходило становление и развитие каратэ в нашем регионе. Были ли какие–то особенности? И, пожалуй, самое важное: рассказать о людях, которые, несмотря на запреты и даже уголовное наказание, познавали тайны восточных единоборств. Что двигало ими? Кем они стали в этой жизни?
Вы не сможете написать об этом, – устало ответил Макс Михайлович. – Почему? Он едва заметно усмехнулся и в упор посмотрел мне в глаза таким пристальным взглядом, что я тут же мысленно почти согласился: «Да, не смогу». – Вы занимались спортом? – О, конечно! – радостно воскликнул я, почувствовав ту самую соломинку, за которую обычно хватаются утопающие. – И в школе занимался, и на срочной службе, и в Высшем военно–морском училище… – Скажите, чем, на ваш взгляд, отличается реальная драка от спортивного поединка?
«Ну, в принципе ничем не отличается. И в драке, и в поединке противники наносят друг другу удары. Только в драке нет никаких правил. Реальная драка отличается от спортивного поединка, как «Жигули» от «Мерседеса», – грустно усмехнулся Макс. Может быть, я несколько некорректно сказал, зато очень точно отразил суть. Понимаете, спорт – это особый стиль жизни, а люди, которые посвятили ему себя полностью, – не совсем обычные люди. Они не обязательно должны стать профессиональными спортсменами.
В процессе жизни они могут быть министрами, депутатами, сотрудниками МВД, банкирами, чиновниками или просто обычными гражданами. Но у каждого из них на всю жизнь останется внутри тот несгибаемый стержень, который в юности укрепил и закалил спорт. А если этот вид спорта – каратэ, это еще и особая каста людей, которая даже через десятилетия помнит своих товарищей, с которыми отрабатывали приемы на татами, помнят, как превозмогали боль в поединках в полный контакт. И, самое главное: бойцы, занимавшиеся каратэ, всю свою жизнь помнят своих учителей.
Вам придется писать не только о каратистах Калининградской области, но и бойцах практически всего постсоветского пространства… Мой собеседник на какое–то время замолчал…» А я же добавлю, что Максим Михайлович Левинтас – это мой племянник – сын моего двоюродного брата Михаила Михайловича Левинтас – того самого капитана дальнего плавания, воевавшего на Корейском фронте в составе Советской флотилии тральщиков, очищавшей акваторию корейских портов от американских мин, а после войны внесшем огромный вклад в развитие рыбной промышленности в Калининграде. Это о нем Калининградский писатель Иван Привалов создал фолиант «Неизвестный капитан». Но продолжим о карате….
История появления каратэ как боевого искусства теряется где–то в глубине веков. Если следовать за легендами, то еще три тысячи лет назад начала развиваться система борьбы, основанная на воздействии на болевые точки противника. Путешествуя по миру, она пришла в Японию. Однако считать эту страну родиной каратэ будет не совсем правильно.
Там, как утверждают одни источники, лишь возродили в начале ХХ века давно известный в Азии древний вид боевого единоборства, носившего различные названия: кунфу, кэмпо, каратэ. Другие источники свидетельствуют, что основой каратэ явилась оригинальная система физических упражнений, разработанная в начале нашей эры (190–265 гг.) знаменитым китайским хирургом Хуо То, как эффективная мера снятия нервного напряжения.
Каждое упражнение имитировало движение какого–либо зверя или птицы: тигра, оленя, цапли… Некоторые из этих упражнений, выполненные в определенном режиме, оказались пригодными и для самообороны. Таким образом, если верить этой легенде, элементы каратэ существовали еще во II–III веках нашей эры. А вот другой миф появления каратэ. На одном из островов Японии под страхом смерти запрещалось местным жителям носить оружие.
Такая привилегия предоставлялась только самураям, притеснения которых вывело народ из терпения. Началась подготовка к восстанию. Так как все кузнецы находились под наблюдением шпионов, выковать достаточное количество оружия не представлялось возможным. Тогда аборигены острова организовали подпольные школы, где и стали обучаться рукопашному бою. Легенда гласит, что крестьяне проводили долгие часы в лесу, старались ударом ноги или ребром ладони сначала сломать сухую ветку или молодое деревце, а затем и сравнительно толстые стволы.
Они сбегали с крутых склонов гор, уклоняясь резкими движениями головы и корпуса от веток, и так тренировали свою реакцию. Они даже во время отдыха разминали пальцами вязкую глину, чтобы добиться «мертвой хватки». Они часами подпрыгивали с грузом на плечах, чтобы улучшить прыгучесть и, разумеется, упорно разучивали приемы.
Результаты не замедлили сказаться. «Пустая рука» – так переводится слово «каратэ» – оказалась сильнее самурайских мечей. Во время восстания ни один выпускник школ не был побежден в единоборстве с вооруженным самураем. Впрочем, такое толкование перевода слова «каратэ», думается, слишком узкое. Ведь каратэ – еще и чистая, честная рука, и такой она должна оставаться всегда.
Новая система самообороны поразила профессиональных воинов, какими были самураи, своими необыкновенными возможностями. Ее тут же включили в бусидо – кодекс поведения самурая. Включили вместе с клятвой не разглашать тайну приемов. Строжайше запрещалось посвящать в тайну каратэ иностранцев. (Это, в частности, способствовало возникновению в Европе фантастических слухов о секретном оружии самураев).
Макс Михайлович Левинтас продолжил: – «Пусть воспоминания об истории клуба каратэ «Команда» будет вечной памятью для тех ребят, чья жизнь стала частью этой истории. Они прошли этот «Путь», который в их короткой жизни, был значимым событием и огромным достижением. И пусть они не успели сделать чего–то великого… Но они сделали очень многое для каратэ.
Поэтому навсегда останутся с нами в «Команде» Володя Демиденко, Гена Пак, Женя Петров, Олег Филиппов, Юра Попов, Тимур Апакидзе, Игорь Багель, Леня Сидорович, Женя Карцев, Леня Поляков, Саша Каренников, Саша Витохин, Слава Николаев, Володя Насонов, Андрей Лабуничев, Геннадий Маточкин, Сергей Абрамов, Дмитрий Трифонов. Все эти люди, вместе взятые и по отдельности, являются архитекторами клуба каратэ «Команда», который для них стал Домом.
Домом с большой буквы, в котором они жили, взрослели, мужали, крепли, которому они отдали всю свою жизнь. Неизвестно, как бы сложилась судьба каратэ в Калининграде, если бы в разное время нам не протянули руку помощи умные, мудрые и добрые люди, которые, по большому счету, просто добросовестно выполняли свой служебный долг. И еще. Они умели разговаривать с людьми, чего сегодня порой так не хватает чиновникам от спорта. Одни нам просто помогали, у других мы учились».
Макс Левинтас и его деятельность:
С 1979 по 1982, работая старшим тренером спортивного клуба Балтийского флота, впервые в СССР ввел элементы каратэ в боевую подготовку морской пехоты и специальных подразделений ВМФ СССР и России.
Разработал комплексную систему развития двигательного опыта у детей. В 1980 году основал первую в СССР Детско-юношескую спортивную школу (ДЮСШ) по каратэ, через которую прошли более тысячи молодых спортсменов.
С 1992 года президент и старший тренер спортивно-оздоровительного клуба «Команда».
В 2004 году впервые в российском каратэ присвоено звание заслуженного тренера России.
Начиная с 1980 тренировал офицеров и консультировал подразделения специального назначения МВД и ФСБ России по вопросам боевой и физической подготовки.
За годы профессиональной деятельности подготовил более 50 учеников занимавших призовые места на чемпионатах СССР, России, Европы и мира по различным стилям единоборств.
Вот таким является мой племянник Макс Михайлович Левинтас.
Свидетельство о публикации №222102501558