Коля

По мотивам воспоминаний строителя Вилюйской ГЭС


 
   Девиз «один за всех, и все за одного» для ребят нашей бригады был священен: каждый из нас помогал другому не только в работе, но и в быту.
Бывали моменты, когда с нами задирались, – приходилось давать отпор, и здесь без помощи друзей тоже не обходилось. Особенно запомнился случай, когда при попытке разнять драчунов, один пьяный мордоворот, вынырнувший из кучи дебоширов, кинулся на меня в драку (подобные случаи в то время на северах были не редкость); в ту же минуту, откуда ни возьмись, между им и мной мелькнула маленькая фигурка чернявого человека нерусской национальности. Одним резким движением злодей был повержен на землю, – его тут же подхватили дружки, вся компания мгновенно испарилась, не забыв прихватить с собой холодное оружие нападавшего.

С благодарностью смотрел я на своего спасителя, – когда страх прошёл, спросил:
- Ты кто, как тебя зовут?
- Я – Коля Чемпосов, - скромно ответил он.
Так судьба подарила мне лучшего друга-якута, отлично владеющего силовыми приёмами.

В Таёжном, где в одном из общежитий проживали я и Коля, жизнь протекала намного спокойнее нежели в Чернышевском. Посёлок был построен и заселён позже Чернышевского, да и быт в нём налажен был лучше: в клубе демонстрировались фильмы, неплохими товарами радовал магазин, в столовой и кафе отмечались праздники. Там же организовал свою свадьбу и мой друг Коля. Его невеста Света – по национальности тоже якутка – жила в Ленске, там же находились и Колины родители.
 
Молодые в свадебных нарядах были очень красивы. Свидетель со стороны Коли – студент Якутского педагогического института – очень хорошо пел, он обладал чудесным баритональным тенором, и своим голосом почти затмил меня. Песню «Увезу тебя я в тундру» он исполнил в своём национальном костюме, и это было ярко и впечатляюще. Я тоже поддержал гостей своими талантами: исполнил песню «Каникулы любви» и специально для невесты – «Песню первой любви». Пел и другие, – молодым и их родственникам особенно понравилась песня на украинском языке «Ты ж мэнэ пидманула». Они пытались подпевать, и это выглядело очень забавно. В конце свадебного вечера я запел песню «Прощай, любимый город», и она была как нельзя кстати, потому что молодые вместе с родственниками на следующий день уезжали в город Ленск.

Спустя какое-то время, я уехал в длительную командировку в Одессу. По её окончании снова прибыл в Якутию, город Мирный, где должен был сделать пересадку на самолёт до Чернышевского. Прохаживаясь по залу аэропорта в ожидании посадки, недалеко от кассы в углу заметил группу якутов, – они сидели на полу и распивали спиртное, закусывая солёной кетой и хлебом. Особого внимания на них я сначала не обратил, хотя говорили они громко и возбуждённо, чем привлекали внимание пассажиров у кассы. И тут мне послышался знакомый голос, – я пригляделся и не поверил своим глазам: среди якутов сидел… мой друг Коля. Я быстро направился в их сторону, – заметив это, якуты оборвали разговор и повернулись ко мне, Коля воскликнул:
- Володя! Как ты здесь оказался?
Его товарищи притихли, Коля поднялся и подбежал ко мне, – мы обнялись, отошли в сторону.
 
Я смотрел на него, – изменившегося, с одутловатым лицом, – и в моих глазах невольно застыл вопрос: «Почему ты здесь, Коля, друг мой дорогой?»
- Я с женой развёлся, - ответил он, угадав вопрос, - теперь вот с ними, моими земляками, – охотимся в тайге и рыбачим на реке Лене.
- Где ты живёшь, Коля? – спросил я.
- В Олёкминске.
- А здесь что делаешь?
- Здесь мы самолёт ждём. А ты как?

Я коротко рассказал о себе и своей семье, – о том, что возвращаюсь из Одессы, где находился в длительной командировке и где родилась моя дочь. «Да-а, - подумал я, оглядывая уголок с якутами, - пропадает мой друг Колька, пропадает…», - а вслух сказал:
- Знаешь что, Коля, – поедем-ка со мной в Чернышевский, я там на работу тебя устрою, будем снова вместе, как год назад.
Он посмотрел на меня и тихо ответил:
- Моё место здесь, Володя, я останусь с ними, - он кивнул в сторону якутов, - помолчав, добавил: - С ними, моими ребятами.

В это время объявили посадку на мой самолёт, мы обнялись и со слезами на глазах расстались.
По приезде в Чернышевский я узнал, что работа по моей специальности на строительстве Вилюйской ГЭС завершена, в связи с чем сразу же перевёлся на Колыму, где открывалось строительство Колымской ГЭС. Вспоминая нашу дружбу с Колей и особенно последнюю с ним встречу-расставание в Мирном, я предпринял несколько попыток по его розыску, но все они оказались безуспешными, и тогда я понял, о чём говорило это предчувствие. Оно предупреждало о том, что своего друга я теряю навсегда. 


Рецензии