С кем ты?

«Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».  М.А.Булгаков, «Мастер и Маргарита», 1940.

«Солнце уже осветило дымящиеся обломки, а он всё твердил: - Сегодня 5 августа 2026 года, сегодня 5 августа 2026 года!». Марсианские хроники Рэя Брэдбери, 1950.

Разделился весь мир на «они» и «мы»,
Бьют набатом сердца и бурлят умы!
Чей металл тяжелей и верней посты?
Разделился весь мир…
Кто, скажи мне, кричал: - Покорись, Восток?
Как слепой автомат нажимал на курок,
Кто, надев балахон, зажигал кресты?
Разделился весь мир…
Не остаться в живых, если вдруг гроза!
Так не стой, как чужой, опустив глаза!
Только действиям счет, все слова пусты
Разделился весь мир, отвечай с кем ты?
1986 год, рок-группа «Ария».

У меня было счастливое детство! Когда боевые вертолеты отрабатывали бреющий полет (для полётов в Афганистане), мы убегали на военный полигон города Чирчика. От мощных винтокрылых «крокодилов» я испытывал полный восторг.  В кабине можно было разглядеть пилотов. Махая им руками, никто из нас не думал, что может получить очередь из пушки в ответ. Как такой бред вообще может прийти кому-то в голову?

Мы не знали ни обстрелов, ни бомбежек. Мы были наивными, как та девочка из песни Юлии Чичериной: «Меня убил красивый большой самолёт. И я ему улыбалась, а он и не знает. Я так рада была, когда он летел. Мне ведь нравится как самолёты летают»… Сегодня только ленивый не цитирует антиутопию Джорджа Оруэлла от 1948 года, где цифры 48 поменялись местами. Конечно, в 1984 году Большой Брат не был таким электронным и всевидящим оком, как в 2022 году. Но эпоха менялась, развитие нельзя было остановить! В США запустили в производство «Яблоко Макинтош», а СССР готовился к Перестройке и Гласности!

Прогрессивная общественность, памятуя о Карибском кризисе 1962 года, предостерегала жителей Земли о последствиях ядерной войны. Хард- и хэви-металл рок завоевывали умы молодежи. Тогда, в 1984 году, мне, 12-летнему ребенку, было сложно понять чаяния взрослых. Тогда я мечтал стать палеонтологом. Вскоре динозавры наскучили, и я решил, что археология интереснее.

Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» не давала мне покоя. Люди жили, не зная горя, и в один момент сгинули. И сейчас археологи пытаются узнать, как и чем они жили. Этот момент насторожил мою чуткую душу. А тут еще вышел мультфильм по мотивам постапокалиптического рассказа Рея Брэдбери «Будет ласковый дождь», снятый на студии «Узбекфильм» режиссёром Назимом Туляходжаевым (1984). Увидев вместо людей пепел, моё желание откапывать древние города отпало само собой:

Будет ласковый дождь, будет запах земли.
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах.
И цветение слив в белопенных садах;

Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.
И никто, и никто не вспомянет войну —
Пережито-забыто, ворошить ни к чему.

И ни птица, ни ива слезы не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род
И весна… и Весна встретит новый рассвет
Не заметив, что нас уже нет.

Мой разум отказывается понимать, что это стихотворение было написано в 1920 году Сарой Тисдейл (1883-1933), американской поэтессой! Сейчас, с высоты своего полувекового возраста, я вспоминаю фильм «Письма мертвого человека». В 1987 году нас водили всем классом в кинотеатр, а затем на уроке литературы мы писали сочинение, выплескивая на бумагу всколыхнувшие нас эмоции. А еще мы горлопанили «Воля и Разум» и «С кем ты?», абсолютно не задумываясь над глубиной текстов рок-группы «Ария», актуальных и в наше время!

А ещё всех нас возили в Ташкент на выставку «Информатика в жизни США» (1988). Бравые ребята-очкарики с рыхлыми телами гордо рассказывали, как их соотечественник изобрел электронно-вычислительную машину. Буквально на коленке. В своем гараже. Среди ящиков с яблоками сорта «Макинтош». И мы, разинув рты, внимали каждому слову, восхищались и удивлялись. Сейчас я понимаю, что со стороны все мы выглядели словно папуасы. Правда, у нас уже была Пепси-кола! Дело оставалось за малым: Кока-колой, Жвачкой, Окорочками, Мак-Дональдсами и прочей мишурой «пиндосской демократии».

В конце 90-х годов прошлого века мне посчастливилось служить в Медицинской базе хранения Северного флота. Раз в год комиссия проверяла нашу подготовку по развертыванию ППЛС (пункт приёма личного состава). Я занимался вопросами мобилизации, такими актуальными сегодня. Для пущей убедительности пришлось собрать дедушек-пенсионеров, работавших у нас (молодежь ездила учиться и работать в Мурманск). Каждому из них были вручены копии мобилизационных предписаний и с этим «партизанским отрядом» я проходил посты ППЛС, показывая комиссии все наши действия.

Был в моей команде дядя Миша, ребенок войны. Ему было семь лет, когда в деревню нагрянули фашисты. Страха он не помнил, хотя подъехавший к дому танк казался ему огромным. Детское сознание запечатлело на фоне грязной и прокопченной машины здоровенного немца, выглядывающего из люка башни в белоснежной рубахе. Под хохот и подбадривающие крики своих однополчан, фашист спрыгнул на землю и направился к их дому. Прямо перед входной дверью он снял штаны и в присутствии всех навалил огромную кучу дерьма. Затем геройски вскарабкался на танк и поехал дальше.

Все мы были в шоке, когда услышали такое детское воспоминание. А если связать воедино октябренка дядю Мишу, комсомольца Узбекской ССР Тимурика и подполковника запаса ВС РФ Тимура Анатольевича? Станет абсолютно ясно, какое отношение всем подобным нам было уготовано. Пренебрежительное. Через губу. А как еще можно относиться к дикарям, не разделяющим «радужные перспективы» разносчиков демократии?

Ни тогда, ни сейчас эти «люди», возомнившие себя небожителями в райском саду посреди джунглей, не могут понять простой истины. Либо мы живём дружно и счастливо. Либо: «А зачем нам такой мир, если там не будет России»? Поэтому нашим недружественным недругам стоит посмотреть мультфильм из солнечного советского Узбекистана. Там всё понятно без перевода! Там нет пяти пятен краски (мужчина-женщина-дети-мяч). Этот эффект усилен людским пеплом. Как в Помпеях! Как в тысячах сожжённых деревнях! Как в концлагерях! Как в огненном Дрездене, ядерной Хиросиме и Нагасаки! Как в напалмовом Вьетнаме!

Поэтому нашим недружественным недругам стоит прочесть строки из прошлого века, как предупреждение от дальновидных предков:

There will come soft rains and the smell of the ground,
And swallows circling with their shimmering sound;
And frogs in the pool singing at night,
And wild plum trees in tremulous white;
Robins will wear their feathery fire,
Whistling their whims on a low fence-wire;
And not one will know of the war, not one
Will care at last when it is done.
Not one would mind, neither bird nor tree,
If mankind perished utterly;
And Spring herself when she woke at dawn
Would scarcely know that we were gone.

Sara Teasdale, 1920.

25.10.2022.


Рецензии