А ларчик просто открывался. Другой в психоанализе

     Во время написания дипломной работы на тему «Роль другого в феноменологическом и психоаналитическом измерениях» у меня возник вопрос - а возможно ли схематичное изображение местонахождения категории Другого в сознании человека?
     Эту схему в своей работе хотелось показать в несложной, в доступной для понимания форме, - наподобие общеизвестной модели структуры психики по Фрейду сознание, предсознание, бессознательное).
     Объективно, сама по себе мысль о графическом запечатлении модели Другого казалась немыслимой и парадоксальной. И это резонно.
     Неудивительно, что мои научный руководитель и куратор какого-либо внятного исчерпывающего ответа на вышеназванный вопрос не дали.
     Действительно, нереально представить человеческое сознание в виде бездушной таблицы с составными частями (включающих, например, голос отца-матери с правилами-запретами, голос совести и т.п., относящиеся к категории Другого).
     Ведь обычно в психоанализе Другой - это наши внутренние ценности и т.д.
     И зачастую оказывается так, что эти «правила/убеждения» звучат в нашей голове как внутренний диалог, как голоса близких людей.

                ***

     В 1921 году Зигмунд Фрейд провозгласил принципиально важное психоаналитическое положение, заключающееся в том, что в психической (душевной) жизни человека всегда присутствует «Другой», который, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником, и поэтому психология личности с самого начала является одновременно и психологией социальной.
     Фрейд также напомнил, что отношение отдельного человека к его родителям, сестрам и братьям, к предмету его любви, к его учителю/врачу остаются преимущественно предметом психоаналитического исследования.
     Данное положение следует понимать буквально. Другой - всегда рядом. Само понятие «Другой» является одним из центральных в психоанализе: нет Я без Другого; Другой присутствует всегда; фигура Другого - неотъемлемое условие для конституирования субъекта - субъекта желающего.

                ***

     Только через Другого допустимо понимание себя. Подлинное знание о себе человек получает возможность познать и понять себя, лишь заняв позицию вненаходимости.
     Без Другого субъект не способен иметь знания ни о мире, ни о себе, поскольку значения создаются в дискурсе.
     Познать собственное «Я» можно только через Другого.
     Именно в Другом «Я» видит свое отражение. Личность существует исключительно в своем стремлении к Другому, познаёт себя лишь через Другого, обретает себя только в Другом.
     Представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть. В представлении себя другим человек получает возможность увидеть себя не статичным и завершенным, а в развитии, что дает возможность планировать, размечать стратегию личного развития. В иллюзиях, фантазиях о себе человек зачастую реализует потребности и желания, неосуществимые в реальной жизни. Персонажи, герои художественных произведений по отношению к зрителю также являются Другими, поэтому культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других.

                ***

     ...Тем не менее схема образа Другого оказалась возможной и – нехитрой!
     В этом вы сейчас убедитесь сами. Помог когнитивный подход в решении проблемы.
     При изучении специализированной литературы мне посчастливилось «встретить» монографию киевского учёного – доктора философских наук и профессора Ишмуратова А.Т. (переизданную – она вначале вышла в советское время)– Феноменология и когнитология// Феноменологія і філософський метод: Щорічник Українського феноменологічного товариства 1999 р.

                ***

     В монографии профессор Ишмуратов привёл рациональный когнитивный вариант чикагского психолога и философа Джорджа Мида (1863-1931),

     - предположившего в модели среды «Я»(А) модель «Другого»(В), в структуре которой имеется модель самого «Я»
     (см. указанную выше схему - проанализируйте её, читатели).

                Как видите,ларчик открывался просто.


Рецензии
Франц,тема интересная только для едениц,глухая для миллиардов норм.людей.млн.лет чел.жил без Я,Эго,тёмных подвалов подсознания и слава богу,не тужил,его интерес,-реалии жизни,как бы выжить,отбиться от аскаридов.подсознание- суть инстинкты диких предков.В каждом живут и белый ангел и дикий зверь и вылезают исходя из бытия.Вот двое Фрейд и Достоевский ещё Юнг,взялись за эти подвалы души ,и что ????стало легче жить людям????!!!!Лучше выходить на солнце,к радости,людям ,давая им радость .Вот ,,Другой,,--это всего лишь ,совесть ,мораль ,наслоение чёрт примеров таких же людей .жму.

Павел Мисавин-Святкин   26.06.2023 10:51     Заявить о нарушении
Павел,благодарю за отклик! Он мне чем-то напомнил высказывание великого физиолога Ивана Павлова о Фрейде:
"Когда я думаю сейчас о Фрейде и о себе, мне представляются две партии горнорабочих, которые начали копать железнодорожный туннель в подошве большой горы - человеческой психики.
Разница состоит, однако, в том, что Фрейд взял немного вниз и зарылся в дебрях бессознательного, а мы добрались уже до света...
Изучая явления иррадиации и концентрации торможения в мозгу, мы по часам можем ныне проследить, где начался интересующий нас нервный процесс, куда он перешёл, сколько времени там оставался и в какой срок вернулся к исходному пункту.
А Фрейд может только с большим или меньшим блеском и интуицией гадать о внутренних состояниях человека.
Он может, пожалуй, сам стать основателем новой религии...")

Франц Ирилокин   27.06.2023 00:15   Заявить о нарушении
Франц, Зигмунд был новатором, но... Капиталюги сразу увидели в его поисках темного в подвалах души и эротизма , возможность делать деньги. Вот этот всепоглощающий эротизм стали втыкать везде, сделав из дара божьего наживу , бизнес и понеслась душа в.... Ад. Однако , идеи Фрейда были и разумны для врачей и появилось много психологов, личных психотерапевтов и ложных аскаридов . Как сказал Мефисто ,, люди гибнут за металл, Сатана ликует там,, теперь и у нас????

Павел Мисавин-Святкин   27.06.2023 07:15   Заявить о нарушении