О Богумире муже Славы

О Богумире муже Славы
О тоi щас бя БогуМiр муж Слвы
а iмя трiе дщерЪ а двiе сынi
Тоiе бо веiдяща скуфе до стенпы
а тамо жiвяi о травЪх п ОтцевЪ щася
I бы анi Бозе слушьны а разумы вхiцне
I тако а ту Мате iех iже рЪщна Славунi
про ова тврящi потребю
I рЪщь iндо БогуМiр
Стр семь ден моi
а iмам дщЪрЪ сва овдате
а внуча зрянте
I тако рЪще
а повозы упреже
а Ъде камо сва
I прiЪде до дуба стащя в полi
а оставiсе ноще о вогнiще све
I вiдЪ вещере мужi трiе
на комонях до не стремыстеща
А рЪкста тоiе
ЗдравЪ будi
А iщо iщеше
ОповЪнде iма БогуМiр тугы сва
а онi же отвЪщаху
яко суте саме о походь
да iмуть жены
Овратiсе БогуМiр на стенпы сва
а веде трiе мужi дщЪрЪм
О то сва трi роды iсшедша
а славны бящi
О ту бо похождяшуть
Древляны Крвще а Поляне
яко пЪрьва дщере БогуМiру
iмЪно iмаi Древа
а друга СкрЪва
а третя ПолЪва
Сынове же БогуМiру
iмяще сва iмЪны
СЪва i младцеi Рус
От ена похождяшуть
Северяны а Рycie
Трiе бо мужi бяста трiе вЪсенце
Оутрiе ОполуднЪ а ВщернЪ
Утворiсе родi тоiе о СедмЪРЪцЪх
iдЪже обiтващехом за морья
о Краi Зелень
а камо скотi водяi древны
iсходу до КарпенстЪа горе
То бяща она
ляты пред тiсенщ трiесты за IерманрЪху
О тЪ щасе бя пря влiка
о брезЪх море ГодьстЪ
А тамо ПраОце
накiдьша кургала
о се каменя бяла
о под коя погребшя болярi
а вуце сва
якове о сЪщЪ падьшя
Прiдощя iз Крае Зеленя
о морЪ Годьско
а тамо пототщешя ГодЪ
яква намо путе преткавящя
А такосе бiящехом о земе те
а о жiтнЪ нашiа
До тесва бяща Оце нашя
о брЪзЪх море по Ра рiецЪ
а со влiка трудноще
понЪправеще сва людiя а скотiа
на онь брЪг
Iдьщя Дону
а тамо Годе вiдяi
шедь до полудне
А Годьско море вiдяi
а Годе iзмещену
протiву сенбе статiся зряi
I тако нуждЪна сен бiяте
а прожiтiю а жiвытва сва
якожде Iегунште бяша по стопЪх Оцеве
А налезе на не
Людя бiаху а скотiа берущя
А тако род Славень
тЪкшя до земе
iндЪже Суне в ноце спяшеть
а камо травi многа
луце тущна
а рЪнце ренбы пълнЪна
а камо нiкii не умре
Годь бо бяща еща на Зелень Крае
а мало упредi Оце iдущя
Раi рьека есь Влiка
i одЪляшыть ны оде iна люды
а теще до море Фарсiсте
Ту бо муж роду БелЯру
iде по ту странiу Рая рьекы
а упрезi тамо госте Сiньсте
iдущя до Фрянжец
яко Iегунштi суте на острове свы
а пожедяшут госте
да оберуть iе
Бя то за полусты ляты АлдорЪху
А iесще древе она бя род БелЯров
сыльнi мьгунщ
Те гостi оденiщасе за муже БелiЯру
а рЪкоща
яко да ему стребро за то
а два комоне злата
Iдяху iндЪ
а iзстеще грозе Iегунсте
А тако мiмо iдяху ГодЪм
якве суте такожде зурiве
на Прядьво а на Нiперы
А комонЪз iех нЪсте пощестен
а дваще дане беряi
То бо госте кунеща ны
о се повртьшя до земе СiньстЪ
а не прiде уж нiколiбва
В тот час (то время) был Богумир, муж Славы, и имел (он) три дочери и два сына. И они (тые, те) водили скот (скуфь) по степи и там жили среди трав во времена Отцов. И были они Богам послушны и разумом восхищённы. И так и тут Мать их, которая реклась (звалась) Славуня, для них творила потребное. И так речёт (говорит) как-то Богумир: Стары есмь дни мои (большинство переводчиков, беря за основу текст А. Кура в Жар-Птице за март 1957г, отредактированный Ю. Миролюбовым – сте семь денмы – переводят это место как: Вы есть Семь Дней, хотя в отрывках А. Кура в Жар Птице в сентябре 1954 и в черновиках А. Кура для публикации в марте 1957г., видно, что здесь исходно: стр семь ден мы – стары есть дни мои) и имею (я имею, мне надо) дочерей своих выдать (замуж) и внуков увидеть. И так сказал и повозку запряг и поехал на все стороны. И приехал к дубу, стоящему в поле, и остался ночевать у огнища своего. И видит вечером трех мужей на конях, к нему стремящихся. И говорят они: Здравь будь! И что ищешь? - Поведал им Богумир печаль свою. А они же отвечали, что (по) суте сами в походе (в поиске), да чтоб жён найти. Возвратился Богумир в степи свои и ведет трех мужей дочерям. От этого-то три рода произошли и славны были. Оттуда-то вот происходят Древляне, Кривичи и Поляне, потому как первая дчерь Богумира имя имела Древа, а другая - Скрева, а третья - Полева. Сыновья же Богумира имели свои имена - Сева и, младший, - Рус. От них происходят Северяне и Русы. Три же мужа были три Вестника - Утренний, Полуденный и Вечерний (см. также сказку Зорька, Вечорка и Полуночка в сборнике А.Н. Афанасьева). Сотворились роды те в Семиречье, где же обитовали мы за морем в Краю Зеленом и куда скот водили древле до исхода к Карпатским горам. То были те лета за тысячу триста (лет) до (времени) ИерманРеха. В те времена была война великая на берегах моря Готского, и там ПраОтцы накидали курганы из камней белых, под которыми погребли боляр и вождей своих, которые в сече пали. Пришедши из Края Зеленого на море Готское и там потоптавши Готов, которые нам путь преткновили. И так бились мы за земли те и за жизнь нашу. А до тех пор были Отцы наши на берегах моря по Ра реке (Волге), и с великими трудностями переправили всех людей и скот на другой берег. Идя к Дону и там Готов увидя, пошли на полдень. И видят Готское море и зрят Готов вооруженных противо себя стоящих. И так принуждены были биться за прожитню и жизнь свою, потому как Иегунны (гунны) были по стопам (пятам) Отцов. И напали на них. Людей побивали и скот отбирали. И так род Славен потёк в земли, где Солнце в ночи спит (т.е. на запад), и где трав много и луга тучные, и реки рыбой полны, и где никто не умирает. Готы ведь были ещё в Зеленом Краю и мало (немного) опередили Отцов идущих. Ра (раi) река (по одному из смыслов - река Волга, по другому – река на высшем небе) есть влика и отделяет нас от иных людей и течет в море Фарсисткое (Персидское, Каспийское). Тут ведь муж рода Белояра пошел по ту сторону Ра (раi) реки и упредил (предупредил) там гостей (торговых) Синьцев (китайских), идущих к Фряжцам, что Гунны на острове своем (в Каспийском море?) и поджидают (торговых) гостей, чтобы обобрать их. Было то за полста лет до Алдореха (м.б. Агиульф - отец Валараванса (290г.рож.) - царя западных готов, и Германариха (299г. рож.) - царя восточных готов. Агиульф правил 33 года с 317 по 350. В 317 заключил союз с царем росомонов-антов Божем. Остальных обложил данью. – см. Будинский Изборник). А еще древнее был род Белояра сильным и могучим (в черновиках А. Кура для публикации в Жар Птице в марте 1957г., видно, что здесь исходно: А iесще древе она бя род БелЯров сыльнi мьгунщ). Те гости (Те гостi) оделись как мужи Белояра и сказали, что дадут ему сребра за то и два комоня (коня) злата. И пошли иначе и избежали угрозы (нападения) Гуннов. И так мимо прошли Готов, которые суть также свирепы на Прядьве (на Прядьво) и на Непре (а на Нiперы – и на Днепре). А князья (комонезья) их (Готов) не есте почестны и дважды дань берут. Так вот гости, стремившиеся (госте текунеща) к нам, повернулись в землю Синьскую (обратно), и не пришли (они) уж никогда
Влескнига. Дощечка 9,10. О Богумире


Рецензии