Дедушка

         По мере продвижения жизни к ее закату начинаешь вспоминать все самое светлое, что было в ее начале.  Для  меня таким светом был любимый дедушка.  Я ношу его фамилию и это тоже меня держит. Мои родители развелись, когда мне был год.  Но дело даже  не в этом.  Мир я воспринимала таким образом, что дедушка всегда со мной… Он меня любил, баловал и благодаря ему  я ощущала жизнь очень счастливой.  При том, что он был занят, преподавал в известном  техническом  ВУЗе, был заведующим кафедрой и известным инженером-литейщиком,  писал учебники, я неумолимо считала его своей собственностью, ждала его, когда он вернется из института. Бабушка умерла раньше от инфаркта,  и мы остались вдвоем как самые близкие родственные души.   Дедушка был исключительно добрым, но при этом и вспыльчивым. Таким его и вспоминали ученики и знакомые инженеры,  чьи речи я слышала уже на его похоронах.  Он щедро давал деньги взаймы, не ожидая их возврата,  помогал остепениться молодым инженерам, любил семью и был ее  главой. Уж не знаю,  почему так случилось, но я тоже теперь преподаю в гуманитарном ВУЗе, хотя никогда  не стремилась к этому. Лихие  90-ые заставили меня выйти на эту стезю. Когда мне сейчас бывает  тяжело, я вспоминаю дедушку,  и  это меня согревает до сих пор.  Дедушка никогда меня не воспитывал, он только отдавал мне всецело  свою душу, свою любовь и всего себя. Он читал мне детские книжки, ставил  пластинки,  и  музыку я познала  и полюбила очень рано. Позднее научилась играть на рояле , и дедушка напевал  вслед за мной…  Нам обоим было хорошо, очень хорошо… Пожалуй,  это был кусочек рая, который дается ребенку на земле. Казалось, что этот рай никогда не кончится. Маму могло раздражать такое баловство меня со стороны дедушки, но она много работала, была увлечена своей  работой, очень поздно приходила домой  и не вмешивалась в наши с дедушкой отношения. К тому же она понимала,  что такая глубокая, сплетенная  родственная любовь  между мной и дедушкой встречается редко и  не надо ее трогать.
        И вот несколько иллюстраций  нашего с дедушкой общения, нашей совместно  короткой, но счастливейшей жизни…
      Однажды я приставала к домработнице, что хочу тоже мыть пол. Я  взяла чашечку с голубыми цветочками от детского сервиза, наполнила ее водой и… хотела помогать в мытье пола. Тетя Нюша закричала, что я мешаю ей.. Я возражала… Дедушка был дома.  Он появился во время этого скандала. «Леонид Ильич, заберите Лену, она мне не дает мыть пол..» . И дедушка тихо увел меня в другую комнату, посадил на колени, обнял… Я успокоилась. В руке я крепко сжимала  ту очаровательную маленькую  чашечку, наполненную водой.  «А это что у нее?» - спросил дедушка тетю Нюшу.  « Это она пол  мыть собралась!» – ответила дедушке тетя Нюша.  Дедушка засмеялся, но ничего не сказал. Так мы и сидели с ним молча и обнявшись , и даже не помню, сколько времени… Чашечку с водой я продолжала держать.
«Наболовка ты дедова» -как – то сказала мне  домработница. Я понимала, что это она так поругивает меня,  но ничего не отвечала… Дедушка  покупал лучшие конфеты, и я вытаскивала их из вазы, залезая в секретер.  «Поедем в ГУМ ?» - сказал он как-то  мне. Понятно, какой был мой ответ. В ГУМ и в Детский мир  мы ездили за игрушками… Я выбирала все, что мне нравилось, все, что хотела.. Продавщица  складывала  это в игрушечную детскую коляску . Коляска уже была полна. «Ну все?» - спросила продавщица… «И еще эту собачку»- добавила я..  Продавщица удивилась и добавила маленькую губчатую белую собачку с розовой ленточкой  . Какая это была радость для меня и для дедушки ! Счастливые и сияющие мы поехали домой. Кажется, на такси. «Пузырь ты эдакий!» - говорил обо мне дедушка. Если мы ехали на троллейбусе, то дедушке уступали место. Мне это не нравилось, почему-то меня это унижало. Видимо интуитивно я чувствовала, что возраст дедушки обязывает к этому, а я не желала это принимать..
Были и более острые разговоры между нами. Дедушка не был сентиментальным и как открытый русский человек даже любимой внучке  отвечал напрямую.  Помню, спросила его об умершем недавно дедушке со стороны отца : «А от чего умер мой дедушка другой?» «Смерть пришла,- ответил мне дедушка, -   сказала, пойдем умирать»… Что-то сказочное было в этом ответе… Дедушка как мог сглаживал свои слова о смерти и остроту недавнего события…
       Случались и непредвиденные, курьезные эпизоды. Натворила дел, конечно,я. Взяла телефонную трубку и набрала  номер «01». Слышу, мне говорят: «У  вас пожар?  Назовите  ваш адрес…».  Я испугалась, ничего не назвала и положила трубку. Но почему-то я  думала, что  пожарная машина к нам приедет.. Я ничего не сказала домашним об этом своем телефонном звонке, но решила, что из дома надо убегать. Вдруг приедут пожарные ,  и что тогда? Стала просить маму, тетю пойти со мной гулять. А поздно было. Мне все отказали. Я рыдала.  Тогда дедушка, не понимая причины моего расстройства, пошел со мной на улицу.   Было поздно, горели фонари, сад Прямикова был закрыт и мы стояли перед ним. Я успокоилась, но вскоре дедушка сказал: « Ну довольно, погуляли.  Поздно, пойдем домой».  Я сопротивлялась, но дедушка крепко держал меня за руку.  Когда мы подошли к подъезду, то никакой пожарной машины не было… Я выдохнула окончательно…
          Но вот пришло время школьных занятий.  Я не хотела терять свою дошкольную свободу, подолгу гуляла одна на дворе, имела там друзей. Учительница начальных классов была очень строгой, кричала, ставила двойки..  Дедушка вначале легко это воспринимал , но все же иронически называл меня «двоечник». Это длилось недолго. Я быстро выправилась, понимая, что прежней райской жизни пришел конец.
В наши трудные времена, когда дедушки уже нет, он мне приснился во сне. И няня тоже снилась. Сон с дедушкой помню отчетливо. В какой-то столовой мы сидим за столом, накрытым белой скатертью. Я ем  из белой тарелки суп, дедушка сидит рядом, подпирая голову рукой, и смотрит на меня… Как  будто ждет…
      Как верующий православный человек я молюсь о дедушке, да и вообще о своих родных.  Подаю в храме записки, заказываю панихиды, ставлю свечи на канун. Я очень надеюсь, что мы вновь встретимся на том свете.   Ведь души живут вечно, потому что «У Бога нет мертвых, но все живы» (Евангелие от Матфея,Мф.22:31–32).


25 октября 2022.


Рецензии
Елена, славные, светлые воспоминания...
По душе...
Трогательно...
Хорошо, когда воспоминания согревают и радуют...
С уважением, С.Т..

Пожалуйста, послушайте мою песню "Письмо маме"
Ссылка в Ютубе: письмо маме 1 - you tube
Там на фото пожилая женщина с цветами.

Тёплый Сергей   06.09.2023 07:41     Заявить о нарушении
Елена, спасибо, что прослушали мою песню и откликнулись...
Ваше стихотворение о маме печальное, трогательное...
По душе пришлось...
С уважением, С.Т..

Тёплый Сергей   11.09.2023 16:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.