Семь раз отмерили и семь раз отрезали
Хочу затронуть в этой статье проблему сельскохозяйственных угодий на примере несколько сот, а то и тысяч гектар территории в одной из волости уезда (1885-1917 гг), а в последствие трех сельских Советов (1917-1991 гг) и наконец 21 век, административных или как сегодня считается сельских поселений, слово то какое?!
Конец 19 века, с которого и начнется наше повествование, чисто опирается на статистический сборник 1885 года. Все данные, приводимые здесь, взяты из него и считаются официальными, ибо «не высосаны из пальца», а созданы трудом статиста, лично обследующим уезд на государственном уровне, без каких-либо домыслов и приписок, в то время они в данном труде были не нужны.
На территории , рассматриваемого нами уезда, было, как известно два железоделательного завода построенных в 18 веке, Мосоловыми, а также в последствии до «эн-го» периода им принадлежащим. Под конец 19 века, данные предприятия прекратили свою деятельность, выкупленные государством и практически сразу закрытыми, в виду полной нерентабельности, а проще разорения.
Начнем, пожалуй, с самого сборника, на который будем здесь непосредственно опираться.
***
Данный сборник побывал в руках автора, оригинальное издание 1887 года, и был полностью мною лично сканирован, (имеется каждая страница, не скаченная в сети где-то, а именно сканированная лично, что подтверждается отсутствием домыслов и исправлений статистики того времени, все так, как оно было в ту пору)
( приведем здесь выдержки из текста без каких-либо исправлений и добавлений, естественно отредактированным новым стилем правописание русского языка)
Название сборника
“Матерiалы по статистик^ Вятской губернiи том II
Уржумскiй уездъ
Вятка 1887 год”
Предисловие к изданию
Из материалов 1886 год
У-ий уезд был обследован в течении двух лет 1884 и 1885 гг. Летом 1884 года была произведена дворовая опись, а летом 1885 года-оценка земельных угодий. Подворная опись была сделана теми же самыми лицами, которые принимали участие в подворной описи соседнего М-го уезда. Что касается оценки земельных угодий, то эта работа была произведена: мною, моим помощником П.П. Гельм и тремя экскурсантами- А.А. Дудкиным, И.П. Селивановским и Ф.И. Вершиненым. Предлагаемый II том «Материалов», равно как и предшествующий, сделан по одной и той же программе. Таблицы сочетаний хозяйственных элементов при этом томе мы даем- ближайшим образом потому, чтоб не задерживать срочного выхода книги, а отчасти по соображениям частного характера. Дело в том ,что в основание сочетаний должна быть взята почва. Последняя составляет весь самый первый, самый существенный и самый основной исходный пункт, ибо почва есть та основа на которой имеются разнообразные типы крестьянских хозяйств и без нее, как без фундамента немыслимо построение комбинационных таблиц. Отсюда ясно, что оценка земельных угодий должна предшествовать подворной описи. Так как в У-ом уезде подворная опись предшествовала оценки, то, в виду этого обстоятельства, мы не могли в момент подбивки итогов ввести в сочетание почвенные условия и тем самым лишили себя возможности воспользоваться одним из остроумнейших методов черниговского типа статистики. При Вятском уезде, где оценка земельных угодий и подворная опись сделаны одновременно, таблицу сочетаний мы постараемся приложить. При этом же уезде имеется в виду дать «комбинационную таблицу кустарных промыслов», где в группировку расчленений будут положены различные типы кустарей (кустарь-скупщик, кустарь-промышленник, самостоятельный чистый тип кустаря, самостоятельный смешанный тип кустаря, несамостоятельный чистый тип кустаря, несамостоятельный смешанный тип кустаря, кустарь, работающий по найму).
Собственно говоря, по отношению к Вятской губернии, таблицы сочетаний, как нам кажется, всего целесообразнее размещать не по уездам, а зараз по целой губернии. Для этого последняя должна быть разделена на несколько областей с ясно очерченным и резко определенным характером; так, например, вся площадь Вятской губернии могла бы быть разделена на следующие четыре области; область чисто земледельческую, область лесную, область отхожих промыслов и область местных кустарных промыслов. Каждая из этих областей в свою очередь должна быть разделена на «почвенные районы», охватывающие более или менее значительные пространства губернии, при чем эти почвенные зоны могли-бы быть разделены на следующие: песчаный, супесчаный, суглинистый и район сырых земель. Качество земли естественный переход к ее количеству. Для этой цели каждый «почвенный район» делится на несколько групп по размерам землевладения. В основание деления должно быть положено общее количество земли. Так как процент пахотных земель имеет громадное значение для крестьянского хозяйства , как это видно например, из &17, то каждая земельная группа должна быть разбита на четыре подгруппы по процентному отношению (пашни до 25%, пашни от 25 до 50%, пашни от 50 до 75% и пашни от 75 до 100%). После всего деления даются уже дальнейшее размещения- по рабочим силам и рабочему скоту. Такова основная схема таблицы сочетаний; но она может быть расширяема разными вводными группами расчленений. Сюда относятся; полурабочие, аренда, способ обработки земли , промыслы, грамотность, переделы семейные, переделы коренные и т.п. Все эти вводные группы расчленений у нас будут составлять лишь часть целого в основных группах при дальнейшем расчленении последних, но не будут приниматься в основании комбинационных таблиц, ибо указанные факторы несущественны.
Само собой разумеющее, что построение подобного рода таблицы возможно лишь после окончания всей губернии, когда будут в руках и оценочные, и подворные данные по всем уездам. Построение такой же таблицы по каждому уезду, по нашему мнению, неудобно по двум причинам: во-первых, тогда потребовалось –бы в сумме больше времени (в следствие повторений) и, во-вторых, получилось-бы только частичное решение сочетаний хозяйственных элементов. Впрочем, мы будем давать сочетания по некоторым уездам, и даже по отдельным частям последних, которые почему-либо особенно являются типическими; но вся громадная операция сочетаний отлагается нами все- таки впредь до окончания описания всей губернии.
Предлагаемый II-й том «Материалов по статистике Вятской губернии» обработан следующими лицами; В.Т. Волковым и П.П. Гельм, при участии заведующего работами. В.Т. Волковым написаны две главы «Пространство и население» и «Пастбище», П.П. Гельм (собственно с заведующим)- «Промыслы»; весь остальной текст за исключением главы о «крестьянском хозяйстве», принадлежит заведующему.
Октябрь, 1886 год. Е. Филимонов.
(источник: Материалы и статистика Вятской губернии, Том-2 1887 год)
Предисловие здесь приводится для того, что бы было понятно, что именно включает в себя этот сборник, какие данные, о чем собственно он.
Мы же рассмотрим одну часть уезда, которая и поныне находится на территории теперь уже района.
А именно речь пойдет о Мазарской волости с центром в деревне Мазары, но вскоре ставшей Буйской волостью с центром Буйский Завод, или село Буйское.
Не буду здесь указывать даты когда и как происходили деления границ, как внутренних уезда так и наружных. Это целая отдельная тема.
Нас пока интересует в этой статье чисто земельный вопрос.
В период 1885-1913 гг, Мазарская волость имела в своем составе , т.е. делилась сама еще на четыре района, это:
Байсинский район, понятно что центр с.Байса
Буйско-Архангельский район, центр с.Архангельское
Покровско-Мазарский и Тарасовский район.
Районы населяли в основном государственные крестьяне и бывшие помещичьи , это Байсинский и Буйско-Архангельский район.
Вторые два, района, часть территорий которых мы и будем рассматривать: Покровско-Мазарский и Тарасовский, были заселены; государственными крестьянами имелись удельные и горнозаводские, ну это те, которые ранее были чисто крепостными и работали на производстве, это были крестьяне ранее еще в 18 веке завозимые господами Мосоловыми для работы на своих заводах, они были чисто крепостными в отличие от большинства местных вятских государственных. Завозились они с других губерний, в основном Тульской , а в связи отменой крепостного права и закрытием заводов стали называться горнозаводскими крестьянами, хотя по существу ранее были рабочими завода.
Кстати, интересный факт, при закрытие завода, они оказались лишними в с.Буйское, т.к, не имели земельных угодий в личном хозяйстве для дальнейшего своего вне заводского существования. Поэтому и было организовано великое переселение этого класса во вновь образованные починки, они так и назывались- починки, а не деревни заселяемые бывшими заводскими рабочими, вот вам и название- горнозаводские крестьяне.
Аналогичные события происходили и в селе Шурма, при закрытие еще одного завода.
Теперь немного статистики по волости и районам описываемы здесь.
Покровско-Мазарский район: 941 двор, 2303-мужс. 2577- женс. населения.
Тарасовский район: 399 дворов, 1121-мужск, 1192-женск. население.
Надо заметить, что Тарасовский район практически на 100% состоял из горнозаводских крестьян.
Не будем мучить читателя точными цифрами, картина я думаю понятна.
*Справка:
«Категории крестьян- государственные жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными.
Удельные принадлежали императорской фамилии, платили оброк и несли государственные повинности.
Помещичьи- принадлежали помещика.
(горнозаводские, мы уже выяснили кто)»*
В справочники дано описание, горнозаводских крестьян, их происхождение и дальнейшая судьба, здесь ниже будет размещен еще один абзац из выше упоминаемого справочника.
(продолжение следует)
Продолжение
***
(1885-87гг)
«Лет 100 тому назад нынешние горнозаводские крестьяне были приписаны к заводам Буйскому и Шурминскому на праве посессионного владения. До дня освобождения из посессии эти крестьяне должны были все время заниматься на заводах в качестве подневольных рабочих. За столетие в течении которого от 3-х до 4-х поколений, заводские крестьяне, освоившись хорошо с горным делом, в то же время, по понятным причинам, отвыкли совершенно от всякого земледельческого труда.
Заводы Буйский и Шурминский от начала основания их Антоном Мосоловым (между 1763 и 1788 г.г.) находились во все время своего действия во владении потомков основателя, но в недавнее время за долги владельцев казне перешли в казенное управление; производство под этим новым управлением продолжалось недолго и, наконец, в 1876 году совершенно прекратилось.
С окончанием заводской промышленности освобожденные посессионные крестьяне остались в заводах без всяких средств существования. Единственным источником поддержания жизни у них могли быть только различного рода местные промыслы, которыми действительно и занялись почти все горнозаводские крестьяне. Казна тотчас же заметила ненормальные условия заводских крестьян и подала им свою руку помощи: всем им нарезаны были земельные наделы из лесов, поступивших в казенное ведомство от наследников Н.И. Мосолова. Относительно размеров земельных наделах заводские крестьяне были приравнены с государственными.
Для одних крестьян земли были нарезаны при самих заводах, для других же вдали от последних. Так образовались в Мало-Шурминской волости починки: Гремитский (по речке Средней Шечки), Максимовский (по реч. Большой Шечки), Рождественский (по реч. Нижней Шечки), Александровский (при слиянии речек Средней Шечки и Нижней Шечки), Черновский (Озинерский Курень), Шурма-Никольский (Татарский Курень); кроме того имеются в виду нарезать поселенческие участки для образования починков Ботина и Рудники (между селениями Тюмтюмом, Ишеевым, Родыгиным и Акмазиками).
Таким же путем образовались в Мазарской (Буйской) волости, среди лесов Буйского завода починки: Ивановский, Александровский, Тарасовский, Гусевский, Самарцев, Соколовский (по реч.Мазарке), Лебедень, Разсановский, Конюхов, Алексеевский, Крюковский, Чугуев, Мосоловский, Степановский, Жмаковский и п.Петров.
В виду того обстоятельства, что все починки бывших горнозаводских крестьян возникли лишь недавно, понятно, что в пахотной земли, зачищенной из под леса, у них не могло быть много; при том же некоторые из этих починков только еще заселяются, а один из них (Александровский) еще до сих пор «лежит впуст», ибо все лица, которым нарезан этот поселенческий участок, по прежнему продолжают жить в Шурминском заводе.
Другая причина, почему пахотных земель расчищено здесь мало, заключается в том, что бывшие заводские рабочие, превращенные в последнее десятилетие в земледельцев, с трудом свыкаются со своим новым положением, так как в течении столетия, работая только на заводе, совершенно отвыкли от всяких земледельческих занятий. В особенности трудно изменить весь свой образ жизни лицам зрелого возраста. Только молодое поколение, вполне понимая, что все их спасение лежит в земледельческом хозяйстве, с большой охотой берется за этот труд. Судя по этому последнему обстоятельству, можно думать, что недостаточное развитие полевого хозяйства, которое замечается в настоящее время среди бывших горнозаводских крестьян, есть явление лишь временное. Только относительно жителей Шурминского завода, получивших земельные наделы главным образом за рекой Вяткой, нужно сказать, что они, по всей вероятности, останутся навсегда вне земледельческого труда, если значительная часть их не будет еще выселена на какие нибудь новые участки. Дело в том, что лес, нарезанный Шурминцам в надел, представляет из себя угодье совершенно неудобное для расчистки под пашню, так как имеет почву или песчаную, или сыпучепесчаную; к тому же этот лес лежит очень далеко от завода, что совершенно затрудняет как возку навоза, так ровно и своевременную обработку поля; если принять еще во внимание, что доступ сюда затруднен рекой Вяткой, отделяющий этот участок от завода, то будет понятно, почему здесь из 4793 дес. всей земли под пашней находится всего 17 дес. Вероятно, этим неудобством пользования объясняется и то обстоятельство, что часть домохозяев Шурминского завода отказались совершенно от земельного надела, но таких домохозяев в заводе незначительная часть, так как по подворной описи здесь считается всего 18 семейств, не имеющих никакого надела.»
Ну а теперь немножко поразмыслим о периоде жизни крестьян нашего уезда в промежутке 1885-1917 гг, что произошло за это время, какими стали вновь образованные починки, их жители. Повторюсь, что в основном упор в этом повествование взят на жизнь в уезде, именно больше в той части, которая была когда-то Буйской волостью.
И конечно стоит сказать, как это принято в наше время, все мои доводы, мысли, заключения являются сугубо моим авторским мнением, я его никому не навязываю, а просто напоминаю о том, что все мне лично представляется так, а вы уж сами решайте, в чью степь завернете.
Из этой части справочника понятно, откуда и когда появились данные починки, перечисленные выше. Некоторые их малое количество, еще продолжают свое существование, основная же масса их сгинула в послевоенный период вплоть до 80-х годов прошлого ХХ-го века. Что теперь осталось, вы сами знаете.
Ну вот это, будем считать наш дореволюционный период здесь подходит к завершению. Когда, за несколько десятилетий сформировалась и как то более-менее стала жизнь в починках стабильна. Стоит заметить, в основном деревни-починки, вновь образованные в большинстве своем были не очень богаты. Жизнь, собственно сравнялась в них с другими населенными пунктами уезда. Естественно появились свои богачи, зажиточные крестьяне, так и появился «кулак» еще в те времена, и это не совсем правильно приписывать сие явление советской власти. Были средники, босяки и те, кто сумел подняться. Земля в уезде не славилась высокой урожайностью зерновых, да и поля, вырванные у леса, отнюдь были не «полтавским черноземом», где, как известно, воткни батог в землю, а на утро тарантас вырастет.
Сейчас трудно представить, что в нашем районе, каждый клочок земли обрабатывался, каждая кочка, даже в низине, трава скосилась. Но это было, и люди были не у дел, лишними, на всех земли не хватало, потому и промыслы развивались, и народ потихоньку на чужбину отбывал.
Мое мнение, что труд крестьян в свое время в общине, как бы был прототипом колхоза, коммуны, как хотите, считайте. Возможно, что община и была изначально, как наиболее рациональное ведение хозяйства.
Но появился такой «великий» реформатор, Столыпин, была фамилии его, и продолжил отрезать уже отрезанное. Это его реформы, порождали в крестьянской деревне неравенство. Он дал зеленый свет всем рвачам, наглецам, и прочим не совсем честным людишкам. Он разобщил деревню, он ее стравил, именно он и породил этого страшного кулака. Община, была не нужна царской России, ее нужно было бояться, ведь это был коллектив, который мог постоять за себя.
С приходом великих потрясений, начинающих с началом империалистической войны
1914 года, жизнь я думаю, для простого крестьянина нашего уезда становилась только тяжелей, т.к. кто-то наживался на войне, а кто-то лишался последнего кормильца.
Особо расписывать те года не берусь, не жил тогда, а то, что рассказывала бабушка о периоде до 1917 года, как то ничем особенным не запомнилось.
О периоде революции и Гражданской войны говорить особо нечего, все что было, описано по несколько раз, как с полной ложью, так и без нее. И теперь каждый сам должен решать, как оно было. Хотя полную правду мы никогда не узнаем.
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №222102500564