А. Кирпичников - выдающийся историк литературы

Александр Иванович Кирпичников (1845—1903) — русский историк литературы, филолог, профессор Харьковского, Новороссийского и Московского университетов, член-корреспондент Академии наук.

Родился 19 (31) августа 1845 года (указывается также дата 18 августа) в городе Мценске Орловской губернии в купеческой семье. По окончании в 1861 году с золотой медалью 1-й Московской гимназии поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил со степенью кандидата в 1865 году. Как филолог сформировался под сильным влиянием профессора Ф. И. Буслаева.
          

Александру Ивановичу Кирпичникову принадлежит ряд исследований, статей и заметок по истории литературы. Он был одним из самых популярных профессоров эпохи. Труд «Святой Георгий и Егорий храбрый» был докторской диссертацией выдающегося русского историка литературы Александра Ивановича Кирпичникова. Георгий Победоносец — один из наиболее почитаемых и любимых народом христианских святых мучеников. Во время правления императора Диоклетиана он претерпел множество страшных пыток и был обезглавлен. О святом Георгии существует ряд апокрифических сказаний. Латинские тексты жития св. Георгия, изначально являясь переводами греческих, со временем стали сильно отличаться от оригинала. Одним из самых известных посмертных чудес св. Георгия является «чудо Георгия о змие», убийство копьем змея, опустошавшего землю царя в Бейруте. Егорий Храбрый — герой эпических духовных стихов, в основе которых лежат сказания о мученичестве святого Георгия. Одну часть духовного стиха составляет сюжет о мучениях Егория Храброго, которым его подвергает царь-язычник Дектиан (по аналогии с Диоклетианом), и о необыкновенной стойкости Егория. Во второй части Егорий Храбрый после 33-летнего заточения оказывается на Руси, где насаждает христианскую веру, совершает различные подвиги, освобождает из плена мать и сестер и убивает царя Дектиана. В другом духовном стихе Егорий Храбрый спасает девушку от змея. В этом прослеживается объединение моментов жития св. Георгия с героическими мотивами народного эпоса о богатыре-змееборце. В своем труде А.И. Кирпичников подробно анализирует существующие тексты разных народов о святом Георгии и стихи о Егории Храбром, прослеживает их связь друг с другом и другими текстами (в том числе с Талмудом, Кораном, житиями других святых и др.), рассматривает вопрос о возникновении народного культа св. Георгия. Будучи превосходным специалистом, он отзывается на запросы времени; пишет легко и интересно.

        

Библиография
Сочинения
Некоторые методы обучения орфографии. — М., 1868.
О разборе образцов иностранной литературы в наших гимназиях. — М., 1868.
Очерки из истории средневековой литературы. — М., 1869.
История русской литературы (для учащихся). — М., 1869.
Поэмы ломбардского цикла. — М., 1873.
По сравнительной филологии и классической литературе. Современное состояние романской филологии // Филологические записки. — Воронеж, 1875. — Вып. 1.
Св. Георгий и Егорий Храбрый. Исследование литературной истории христианской легенды. — СПб., 1879.
Диккенс как педагог. — Харьков, 1881.
Педагоги прошлого века // Исторический вестник, 1885.— Т. 21.— № 9.— С. 433—443.
Всеобщая литература в наших университетах // Исторический вестник, 1886.— Т. 23.— № 2.— С. 411—420.
Былые знаменитости русской литературы: Курганов и его «Письмовник» // Исторический вестник, 1887.— № 29.— С. 473—503 (перепеч. в кн.: Кирпичников А. И. Очерки из истории новой русской литературы.— Т. 1.— СПб., 1896.— С. 40—75; 2-е изд., доп.— Т. 1.— М., 1903).
Пушкин как европейский поэт. — Одесса, 1887.
Иконография «Вознесения Христова». — Одесса, 1887.
Успение Богородицы в легенде и в искусстве. — Одесса, 1888.
Очерк истории книги. — СПб.: журн. «Пантеон литературы», 1888. — 72 с.
Очерк истории Херсонеса и его участие в крещении Руси // Исторический вестник, 1888.— Т. 33.— № 9.— С. 602—614.
Одесса и Пушкин // Исторический вестник, 1889.— Т. 36.— № 6.— С. 624—641.
Виктор Гюго. — Одесса, 1890.
Из колыбели европейской цивилизации. — Одесса, 1890.
Педагогические очерки (1867-1888). — М., 1890.
Вальтер Скотт и Виктор Гюго. — СПб., 1891.
Новая византийская повесть в древнерусской литературе. — М., 1891.
В. И. Григорович и его значение в истории русской науки // Исторический вестник, 1892.— Т. 50.— № 12.— С. 755—763.
Книжное дело за границей // Библиографические записки. — 1892. — № 2,6.
К иконографии сошествия Св. Духа. — М., 1893.
Чудесные статуи в Константинополе. — Одесса, 1893.
Н.В. Гоголь. (Биографический очерк). — Одесса, 1894.
В.И. Григорович и его значение в истории русской науки. — Одесса, 1894.
Достоевский и Писемский, опыт сравнительной характеристики. — Одесса, 1894.
Очерки по мифологии XIX века. — М., 1894.
Этюды по иконографии рождества Христова. I. — СПб., 1894.
Кирпичников А. И., Маркевич А. И. Прошлое и настоящее Одессы. — Одесса: изд-во Одесской городской аудитории народных чтений, 1894.
«История французской литературы IX—XV веков» (совместно с И. М. Болдаковым)
Взаимодействие иконописи и словесности народной и книжной. (Ответ на 40 вопрос программы VIII Археол. съезда). — М., 1895.
Новые материалы о П.Я. Чаадаеве. — СПб., 1896.
Отзыв орд. проф. А.И. Кирпичникова об исследовании С. Соловьева: "Историко-литературные этюды. К легендам об Иуде предателе". Выпуск I. Харьков 1895 г.. — Одесса, 1896.
Разбор перевода П.И. Вейнберга трагедии Шиллера "Мария Стюарт". — СПб., 1896.
К литературной истории русских летописных сказаний . — СПб., 1897.
До-петровская Русь в ее литературе по лекциям Ф.И. Буслаева, Е. И. В. наследнику цесаревичу, великому князю Николаю Александровичу (1859-1860 гг.). — М., 1898.
Ф.И. Буслаев, как идеальный профессор 60-х годов. — М., 1898.
Буслаев, как основатель истории всеобщей литературы. — М., 1898.
А.С. Пушкин, его публицистическая и журнальная деятельность. — М., 1901.
Последние годы и дни Жуковского. — СПб., 1902.
Профессор Н.Ф. Сумцов. Разыскания в области анекдотической литературы. Анекдоты о глупцах. — СПб., 1902.
Рецензия на сочинение М.И. Михельсона: Ходячие и меткие слова. — СПб., 1903.

(Материал из Википедии и Интернет-сайта)


Рецензии