Мастер женского суфизма

В Музее дружбы народов и религиозной толерантности г. Самарканда открылась персональная выставка Зебинисо Шариповой и одновременно была представлена книга о самой художнице самаркандского искусствоведа Матлюбы Давроновой, изданной в этом году в США.


Наделять эпитетами и саму экспозицию, и художницу можно до бесконечности, но более всего Зебинисо Шариповой подходит определение мастер женского суфизма. Путь суфизма, безусловно, снимает все гендерные различия, ибо у души нет пола. Но Зебинисо, хоть и проживает ныне в Ташкенте, уроженка Бухары – родины семи пиров суфийского ордена Накшбандия. В своем творчестве она умело соединяет, казалось бы, несоединимое – женскую чувственность и мужскую духовность. Как и ее вдохновительница юности, персидская поэтесса Зебунниса, З. Шарипова в своих портретах, в особенности автопортретах, отражает внутренние переживания натуры и автора. Но, в то же время, как и ее любимый русский художник Михаил Врубель, делает это максимально ясно, используя разнообразие форм пластического языка и богатую палитру.


- Натура сама диктует язык живописи, - говорит Зебинисо Шарипова, - я редко обдумываю то, что буду писать, оно приходит само, во время работы. Люблю писать портреты, потому что в них могу отразить душу человека, мне всегда интересно, что получится в итоге. Живопись раскрывает и образ, и меня саму…


Да, портретов на выставке в Самарканде представлено немало. Многие из них написаны при минимуме средств, но с характерными деталями, схваченными из движения жизни. Поэтому все портреты очень живые, в них нет статики гиперреализма, где при внешней идеальности и скрупулезно выписанной формы на зрителя смотрит красивая, но мертвая пустота. Задумчивость и горечь в образе отца художницы, тоска и боль в глазах брата, бунтарский дух в выражении лица Геннадия Петровича, предчувствие грядущего у Аслиддина Исаева, романтичная отстраненность незнакомого бедуина – во всех портретах Шариповой можно видеть духовную составляющую личности. Невероятно выразительны автопортреты Зебинисо, вобравшие в себя сдерживаемую страсть и мудрость восточной женщины, вставшей на путь всеприятия, но еще не освобожденную от веками накопленных традиций.


Открытие подобного рода выставки - знаковое событие на фоне наблюдаемого сегодня в обществе когнитивного диссонанса, в котором разрываются шаблоны между представлениями о том, какой должна быть женщина Востока по шариату и какой ей следует быть в эпоху глобализма. Зебинисо Шарипова – плоть от плоти восточная женщина, родившаяся в семье учителей, при этом очень свободная в творческом плане. Это довольно редкое явление, а потому всем интересующимся живописью следует обязательно посетить вернисаж, который будет удивлять самаркандцев еще почти месяц.



Для справки


Зебинисо Шарипова родилась 19 августа 1967 года в Гиждуванском районе Бухарской области. Окончила Бухарское музыкально-художественное училище им. М. Ашрафи, затем Ташкентский театрально-художественный институт им. А.Н. Островского (сейчас Государственный институт искусств Узбекистана).

З. Шарпова участник многих международных и республиканских выставок.

2003 год – персональная выставка в посольстве Узбекистана во Франции.

2010 год – персональная выставка «Согдиана» в Центральном доме художника в Москве.

2019 год – персональная выставка «Свет и тень» в Галерее изобразительного искусства Узбекистана.

С 1997 года З. Шарипова член Академии художеств Узбекистана. Является обладательницей «Серебряной медали» Академии художеств Узбекистана и медали «Шухрат».


Рецензии