Размышления о цилиндре Евгения Онегина

Рассматривая иллюстрации художников к роману Пушкина "Евгений Онегин", я обратила внимание на изображение дуэли Онегина и Ленского. Композиция в большинстве случаев была подана одинаково:   Ленский либо целится, либо уже лежит убитым, Онегин либо целится, либо стоит в растерянности (ах, я убил?)  или в отчаянии (ах, что я сделал!). Зарецкий (секундант Ленского) либо наблюдает за дуэлянтами, либо констатирует смерть Ленского.  Иногда сцена дуэли дополняется фигурой секунданта Онегина господином Гильо. 

Понимаю, для иллюстраторов в этой сцене мало простора для воображения, ибо всё уже определено Пушкиным: снег, мельница и два бывших друга.  Остаются лишь варианты с размещением дуэлянтов  в разных позах. Особо здесь рассматривать нечего,  и как  дополнение к изображению вспоминаются  строчки из романа:

Как в страшном, непонятном сне,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно...

А так как ничего  нового в сцене изображения дуэли я не вижу, то обычно просто окидываю взглядом иллюстрацию и перехожу к другой. В этот раз взгляд задержался: я обратила внимание на цилиндр на голове Онегина. Этот головной убор  настолько слился  с обликом Евгения, что  раньше не выделялся и не замечался, а воспринимался  как само собой разумеющееся приложение к внешнему виду Онегина.   

Скажу прямо: Онегин в цилиндре выглядит красиво и стильно, сразу видно, что он настолько  столичный житель, что  даже в деревне надевает модный цилиндр,  но!
Прожив в деревне полгода, Онегин мог бы расслабиться и оставить свои великосветские привычки, и  носить зимой  меховой картуз или тёплый треух ... ан нет, даже на дуэль он едет в цилиндре!

Головной убор Евгения вызвал во мне несколько вопросов, на которые захотелось найти ответы, а где поиск ответов, там и размышления. А размышления - это клубок с нитками, дёрнешь за кончик и ... пошло поехало, одно цепляется за другое, одна тайна открывает дверцу к другой...
В общем, цилиндр на Онегине в день дуэли заставил меня вспомнить всё, что я знала и узнать то, что не знала. 

В тексте 6-й главы ни слова,  что было на голове  Онегина, когда он  приехал к  месту дуэли.   Пушкин упоминает лишь о том, что в момент утреннего пробуждения  слуга Гильо принёс барину  бельё,  но о какой-либо другой одежде  в главе не  упомянуто: ни о шубе, ни о тёплой шапке, ни о другом головном уборе.  Неизвестно в какой одежде  Онегин поехал стреляться, т.е. внешний вид Онегина в иллюстрациях дуэли  - плод воображения художников.


Илья Ефимович Репин, изображая  сцену дуэли, "одел"  дуэлянтов в пальто и головные уборы: Ленский в шапке, похожей на женскую шляпку, видимо, привезённой им из Германии, а на Онегине цилиндр. Зима, мороз ...  Зарецкий  одет очень тепло,  голову Ленского  дополнительно согревают длинные локоны, а цилиндр прикрывает Онегину только макушку, и  уши "открыты всем ветрам",  не мёрзнут?   

Вопрос насчёт ушей оставляю пока открытым, так как хочу немного сказать об истории рождения шляпы, называемой цилиндром.
Этот головной убор в 1797 году  изобрёл английский мастер-шляпник   Джон Гетерингтон, а так как испуганный французской революцией император Павел I запретил в России французскую моду, то главенствующая роль в мужской одежде русских дворян стала играть Англия.

Шляпное изобретение  лондонского модника  к 1820-му году стало в России  повседневным атрибутом дворянского костюма. 
 
Шляпы-цилиндры создавались  вручную из дорогого бобрового фетра, поэтому  стоили дорого. Их носили лишь состоятельные сословия,  к которым принадлежала аристократия.   Пушкин, хоть и не был богачом, тоже  носил цилиндр, так как по социальному статусу относился к придворной аристократии.

Цитата из "Записок" русского писателя Кс. А. Полевого:
"Пушкин соображал свое обхождение не с личностью человека, а с его положением в свете… и потому-то признавал своим собратом самого ничтожного барича и оскорблялся, когда в обществе встречали его, как писателя, а не как аристократа".

Онегин, будучи столичным  аристократом,  "острижен по последней моде; как dandy лондонский одет".  Пушкин не был острижен, но по английской моде носил бакенбарды.

В 1901 году Илья Ефимович Репин вернулся к дуэли между Онегиным и Ленским и снова повторил сюжет: мельница, снег, зима, Зарецкий тулупе, Онегин опять в цилиндре. Но результат дуэли скорбный. Если на картине 1899 года соперники только целятся друг в друга, то на этой картине Ленский уже убит ... У Репина несколько картин на тему дуэлей, и, похоже, эта тема его волновала!   


Илья Ефимович Репин был не первым и не последним иллюстратором "Евгения Онегина" - их было сотни, но самым первым считается  Александр Васильевич Нотбек, который в 1828 году иллюстрировал первые шесть глав романа –  по одному рисунку к каждой главе.  По рисункам Нотбека  были созданы гравюры (авторы С. Галактионов,  Е. Гейтман, А. Збруев, М. Иванов, И. Ческий),  опубликованные  в "Невском альманахе на 1889 год". 

Рисунки Нотбека, повторенные гравёрами,  отображают  главную мысль каждой главы, которую можно выразить названием:
1. Пушкин и Онегин на фоне Петропавловской крепости.   2. Досуг  помещиков с чаепитием.  3. Верховая прогулка Татьяны. 4. Святочное гадание Татьяны. 5. Татьяна с письмом к Онегину в своей комнате. 6. Петербургские модники за распитием вина.

Внимание современников привлекла иллюстрация Татьяны с письмом.  Она была изображена в духе пышнотелой римской матроны в ночной, прозрачной рубашке.  Истомлённая желанием любви, она мечтательно подняла глаза кверху ...

Пётр Вяземский писал Пушкину, что изображённая Нотбеком Татьяна  "всех пугала в Москве",  и просил прислать альманах в  Пензу,  чтобы  "пугать  им местных барышень".

Пушкин отозвался на эту иллюстрацию эпиграммой:

Пупок чернеет сквозь рубашку,
Наружу титька — милый вид!
Татьяна мнет в руке бумажку,
Зане живот у ней болит:
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на подтирку изорвала
Конечно "Невский альманах".

На иллюстрации дуэли художницы Лидии Тимошенко Онегин изображён в неизменном цилиндре и в сюртуке. Сюртук  с зауженной  талией и широкой грудью был основным видом мужской одежды, как и  фрак. Для утепления  в зимний сезон сюртук подбивался ватой.  Похоже, что Онегин на рисунке Тимошенко в тёплом, зимнем сюртуке, типа пальто.


Пётр Вяземский писал, что "в числе многих революций в Европе совершилась революция и в мужском туалете. Были отменены короткие штаны при башмаках с пряжками, отменены узкие в обтяжку панталоны...".

На иллюстрации художницы Е.П. Самокиш-Судковской  изображён стоящий в полупоклоне перед Татьяной Онегин-денди:  двубортный фрак со стоячим воротником,  короткие панталоны, жилет, в руке шляпа , которую дозволялось (в отличие шапок и картузов) носить с собой в помещении, да и сам он по-английски "острижен по последней моде".

Английский стиль одежды получил название дендизм (от  английского "денди" - щеголь), а Александр Сергеевич Пушкин стоял у  истоков отечественного дендизма и, конечно,  сделал героя своего романа Онегина примером классического денди.

Из мужских головных уборов в один ряд с цилиндрами встали "боливары" - шляпы с  широкими полями и расширяющимися вверху тульями: "Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар... "

Но вернусь к Онегину, который  зимой  щеголял в  цилиндре, подвергая свои уши обморожению.

Иллюстраторов романа "Евгений Онегин" множество, и я хорошо знакома с работами самых знаменитых из них, но ни у одного не видела, чтобы  Евгения Онегина изображали в  тёплой шапке.  Видимо, от первых иллюстраций Нотбека (Пушкин и Онегин) пошёл стереотип изображать Онегина в цилиндре.
У Лидии Тимошенко, у  Николая Кузьмина,  у Константина Рудакова Онегин  изображён в сцене дуэли в цилиндре, а у иллюстраторов Добужинского, Константинова, Игнатьева, Белюкина  Онегин вообще  без головного  убора. 
Может,  мороза в день дуэли не было?

Снег был точно, об этом известно из 5-й главы:  "зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе. На 3-е в ночь". 
И снегу с 3-го по 12-го января (Татьянин день по ст. ст.) выпало достаточно,  потому что на именины Татьяны гости съезжались по-зимнему:  "в возках, в кибитках, в бричках и в санях".

Со снегом всё ясно, а с морозом всё ещё нет.

Пушкин говорил, что  в романе  "время расчислено по календарю", но какому календарю? В пушкинское (и фамусовское) время календари помещики не выбрасывали, а хранили годами, вот и Онегин, приехав в дядин дом,  обнаружил в шкафу календарь  аж  "осьмого года".
А когда, собственно, умер "дядя честных правил",  и Онегин поселился в деревне?

Пушкиновед  Юрий Лотман создал  хронологию событий в романе "Евгений Онегин" и вычислил, что  погода, описываемая Пушкиным в  5-й главе, соответствует погоде января  1821 года.

А Пушкин писал 6-ю главу (где дуэль) в январе 1826-го. Почему же он обратился к зиме пятилетней давности? Тем более, что  в  1821 году он вообще был в южной ссылке (Крым, Кишинёв, Одесса ...) и вряд ли знал о погоде в Петербурге и в Москве (может, в письмах сообщали?).  А начал  писать роман Пушкин  9 мая 1823 года, находясь в Кишинёве ...

Ну ладно,  Александр Сергеевич не стал описывать текущую зиму 1826-го года, но почему он не вспомнил  о предыдущей зиме 1825-го?   Современники,  вспоминая о Восстании декабристов, писали, что  та  зима  "была лютой",  Нева замёрзла, и  когда громили восставших,  пушечная картечь пробивала  на реке толстые проруби.

В  том же 1825 году 11 января  (накануне Татьяниного дня) к Пушкину в Михайловское приехал его лучший лицейский друг Иван Пущин, и  Пушкин выбежал  к нему  "на мороз босиком и в одной рубахе". Ключевое слово – "на мороз!"

Значит,  зима 1825 года  была морозной и многоснежной,  но почему Пушкин "не выбрал"  её? Смею предположить, что в таком случае ему надо было бы упомянуть декабристов, ведь это главное событие зимы 1825-го года, и Онегин наверняка  мог  вступить в петербургское Северное общество (хотя бы для разнообразия скучного бытия). А это помешало бы романтическому продолжению романа: восстание было разгромлено, участники осуждены, объект любви Татьяны, возможно, был бы отправлен в ссылку ... нет, Александр Сергеевич не захотел включать Онегина в число декабристов, потому что  Онегин-декабрист не вписывался в романтическую канву романа, не та тема! 
А вот мягкая зима 1821-го года (по Лотману) вполне соответствовала описываемым событиям, настроению и чувствам  лирических героев.

И последнее о цилиндре.
Из "Летописи погоды в Санкт-Петербурге"  я узнала, что в январе 1826-го погода была всего
минус 11, а в январе 1821 года (про который говорит Лотман) – всего минус 7. Да, морозно,  но не очень,  ведь русские морозы бывали и сильнее!   
Так что Онегин вполне мог приехать на место дуэли в  цилиндре.

Кстати, на второй картине Репина Онегин изображён не в парадном шёлковом (холодном) цилиндре,  а в тёплом из меха бобра.  И, возможно, из такого цилиндра выпускались наружу тёплые наушники, так что за уши Онегина я уже не беспокоюсь.


Иллюстрация из романа в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
Художник Лидия Тимошенко. Дуэль.
Фото автора текста.


Рецензии