Лазарь Баранович и его трубы словес

            ***

Книжные издания украинского барокко поражают своей нарядностью. Этот тонкие и нервные буквы, словно пляшущие, эти гравюры, в переплетениях которых так хочется заблудиться. А в сборнике проповедей черниговского епископа Лазаря Барановича "Трубы словес проповедных" мы видим еще и изобилие метафор, характерных для западного богословия раннего Нового времени, и даже стихи собственного сочинения. Человек 17 века присматривается к миру и застывает от восхищения миром и Богом. Говоря о радости, которую принесло Рождество Богородицы вселенной, епископ Лазарь пишет о радости, которую Богородица принесла земле, огню, воздуху, воде, пророкам, апостолам, мученикам, вдовам, гробам, деревьям, птицам. Тут чувствуется лирик, и лирик витиеватый. Конечно, не обошлось и без поздней схоластики. Современник еп.Лазаря, яркий представитель украинского барокко архимандрит Иоанникий Голятовский, говоря о Кресте Христовом, вспоминает о четырех причинах из философии Аристотеля. И потому у него оказывается, что "действующая причина креста - Сам Христос, материальная - древо кипарисовое, формальная - его таинственная четырёхконечная форма, конечная - отверзение нам неба". Разумеется, форма у Аристотеля - это не столько геометрическая форма, сколько платоновская идея. Но очевидно, что Голятовский имеет в виду не только геометрическую форму креста, но и его суть - пересечение двух перекладин. Можно вспомнить, что в русском православии чаще всего говорили о восьмиконечном кресте, но архим. Голятовский, наверно, счел бы восьмиконечность "вариацией" четырехконечного креста.. Что же касается Лазаря Барановича, то его ориентация на латинские образцы, характерная для местного барокко, ярко проявляется в латинизмах и самой образности в конце книги "Трубы словес". Обращаясь к Богородице, он говорит: "Аще были быхом центипедес, стоножныи, всеми бы к Богородице притекали, яко грешныи .. Аще быхом были центимани, сторучныи, всемы бы твоей ризе позлащенной прикасалися" (406л.). Центипедес и центимани! Тем не менее, такая образность запоминается, хотя и весьма необычна для традиционного русского православия. И глядя на книгу еп.Лазаря, на эти волнующиеся гравюры и буквы, чувствуешь эти "стоножность" и "сторучность", с которыми он приближается к Божьей Матери в надежде на исцеление..


Рецензии
Интересная история:)

Ольга Туроверова   27.10.2022 05:42     Заявить о нарушении
Спасибо)

Боб Жмуркин   27.10.2022 05:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.